Александр Иванов — художник одной картины
sergeytsvetkov — 14.03.2018
В наш век блестящих скороспелок,
Промышленных и всяких сделок,
Как добросовестен твой труд!
П.А. Вяземский.
Александру Андреевичу Иванову
Академические правила требовали картины на историческую или библейскую тему. Перебирая в уме великие события прошлого, Иванов в конце концов остановился на евангельском сюжете о явлении Мессии. Художника увлекла задача показать великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при соприкосновении с личностью и учением Христа.
Первоначальный эскиз картины
В «Явлении Христа народу» А.Иванов соединил три эпизода из Евангелия: обличение Иоанном Крестителемфарисеев, крещение народа в Иордане и встречу страждущей толпы с Иисусом Христом. Художник изобразил момент, когда Иоанн возглашает: «Я только Предтеча!», и властным движением руки отсылает народ навстречу Сыну Божьему: «Вот истинный Спаситель мира!»
Тогда Иванов ещё верил, что именно в эту минуту начался истинный День Человечества.
20 лет ушло на подготовительные работы. Стремясь к максимальной исторической точности, Иванов тщательно изучал Евангелие и археологическую литературу о Палестине, делал портретные зарисовки в синагогах и пейзажные этюды в разных областях Италии, где природа напоминала палестинскую.
Фигуры для своей картины Иванов писал с натурщиков на Испанской лестнице, а лица персонажей выискивал в закоулках бедняцких кварталов Рима. Затем, комбинируя торсы профессионалов с портретными головами бродяг, крестьян и ремесленников, преображал их в евангельских фарисеев, рабов и пророков.
Однажды русскую колонию в Италии посетил император Николай I. В мастерской Иванова государь с изумлением вгляделся в необъятное полотно, с которого навстречу ему шел Христос, прогремел: «Хорошо начал!», и добавил: «Кончит это, пусть напишет Великое Крещение русских в Днепре». Иванову была назначена «бессрочная пенсия».
Однако картина так и осталась неоконченной.
В конце 1840-х годов с Александром Андреевичем произошёл душевный переворот. Он был влюблён в девушку из аристократической семьи и надеялся по окончании картины жениться на ней. Но она вышла замуж за другого, и художник впал в мрачную депрессию. Им овладела мания преследования: ему казалось, что его хотят отравить. Он прекратил почти все знакомства, не выходил из мастерской и только по понедельникам, в виде отдыха, бродил поВатикану, изучая портреты мастеров Возрождения и античные бюсты.
Групповой портрет русских художников (А.А.Иванов в центре)
17 февраля 1846 г.
Тургенев, познакомившись с художником, был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал водой. Писатель оставил портрет пятидесятилетнего Иванова: «Он всюду расхаживал в простой крестьянской блузе. А "роскошная" шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза».
Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова
Но самое главное — изменилось его мировоззрение. Говоря просто, Иванов потерял веру. «А писать без веры религиозные картины, — считал он, — это безнравственно, это грешно… Лучше остаться бедняком и не брать кисти в руки».
Мучимый такими вот чувствами, он в 1857 году решил больше не касаться картины, а отправить ее в Петербург такой, какой она к тому времени была.
Русская публика приняла полотно холодно. «Затмение Христа народом», — язвительно переиначивали остряки его название. Впрочем, император Александр II выразил желание приобрести картину за 10 000 рублей; кроме того, художнику было предложено 2 000 рублей ежегодной пенсии. Но переговоры прервала внезапная смерть Иванова: 3 июля 1858 года он скончался от холеры.
Гроб с телом художника проводили в последний путь лишь горстка родственников и студентов-художников. Один из них задал риторический вопрос: «Что дала Россия Иванову?». Сам же ответил: «Могилу».
Оригинал статьи на моем авторском сайте
Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах
-----------------------------------------------------------------------------------------
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Своё удовлетворение от прочитанного можно выразить через
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
|
</> |