Александр Дейнека. Певец новой жизни

топ 100 блогов noveltour17.03.2025

Выставка к 125-летию художника работает в корпусе Бенуа Русского музея до 14 апреля. Я про свои первые впечатления написала практически сразу после того, как мы ее посмотрели. Сегодня расскажу остальное. 

Коллекция Русского музея ...  отражает все периоды его творческого пути – от ранней графики начала 1920-х до поздней большеформатной живописи конца 1950-х-1960 годов. Важно, что собрание позволяет показать и все жанры, и многие любимые темы мастера – молодость и спорт, сельские пейзажи и пейзажи с индустриальными мотивами, заграничные путешествия, военную тему. (С сайта Русского музея)
Октябрьские лозунги мира у Нарвской заставы 1917 год А. Дейнека 1959-1960
Октябрьские лозунги мира у Нарвской заставы 1917 год А. Дейнека 1959-1960

В первом зале кураторы обошлись без ключевой картины, но в качестве «приглашения» к дальнейшему просмотру напротив входа во второй зал выставили чуть ли не «дом, в котором я живу». Во всяком случае вся эта демонстрация именно в «мою сторону» и движется:) 

На переднем плане девушка в синей юбке чем-то напоминает Серафиму Лычеву, хотя к тому времени художник и его муза давно расстались. Но в первом зале они еще вместе и Дейнека, отправленный в зарубежную поездку по Европе и США, где в 1935 году прошла его первая персональная выставка, пишет ей письма о том, что он видел и просит купить от него себе цветы. 

Париж. Площадь Согласия. 1935 г.
Париж. Площадь Согласия. 1935 г.

В Русском музее хранятся акварели и живописные работы мастера из того путешествия. У меня сложилось впечатление, что основной темой в них являются именно новые впечатления и никакой идеологии.       

Париж. В кафе 1935 г.
Париж. В кафе 1935 г.

Можно сравнить с его же Севастополем 1934 года.

Севастополь. Порт. 1934 Акварель, гуашь
Севастополь. Порт. 1934 Акварель, гуашь

Ко времени этого вояжа, Дейнека уже написал знаменитое полотно «Оборона Петрограда» в 1928 году. До этого в 1919 году участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков и оборонял свой родной Курск от войск генерала Деникина. И выбор свой 18-летний художник в 1917 году делал явно осознанно. Его отношение к «бывшим» в СССР хорошо иллюстрируют графические зарисовки для различных журналов 20-х годов.

Тоска по изящной жизни. Рисунок для журнала
Тоска по изящной жизни. Рисунок для журнала "Прожектор" 1927 год

Примерно так же Дейнека относился и к номенклатурному «высшему свету» СССР.

На вечере в Доме литераторов. Рисунок для журнала
На вечере в Доме литераторов. Рисунок для журнала "Безбожник у станка" 1927 г
Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...
На теплые воды. 1924 г.
На теплые воды. 1924 г.

Вот почему-то мне, глядя на всех этих людей, ничего кроме «Мастера и Маргариты» на ум не пришло:)

Золотая молодежь. Рисунок для журнала
Золотая молодежь. Рисунок для журнала "Прожектор" 1928 Бумага, тушь

Уже потом, разбирая фотографии я поняла почему.

Рисунок для журнала
Рисунок для журнала "Безбожник" 1927 г.

А вот не был Дейнека безбожником, потому что даже в карикатуре для тематического журнала схематические изображения икон нисколько не искажены. Больше досталось тем, кто перед ними. В подтверждение того, что я не ошибаюсь — «Натюрморт» 1940 года

Натюрморт 1940 Холст. масло.
Натюрморт 1940 Холст. масло.

Зачем кураторам понадобились эти «хлебные крошки» стало ясно в последнем зале, который открывается большим полотном 1943 года.

Сбитый ас. 1943 г. Холст, масло
Сбитый ас. 1943 г. Холст, масло

Я долго рассматривала картину:  с неба падает Икар, глаза его закрыты, внизу — надолбы, парашют не раскрылся и он знает, что сейчас будет. И только кресты на сброшенных крыльях, в правом углу картины, да название «Сбитый ас» проясняют ситуацию...

Кураторы завершают экспозицию портретом тракториста 1956 года, написанным автором в иконописной манере: нижняя часть тела явно короче верхней. В принципе, посыл понятен и объясним. Но меня здесь больше заинтересовало то, что художник всерьез поменял свое отношение к европейцам. Оно прекрасно читается в его акварелях из второй зарубежной поездки в Австрию 1947 года.  

Вена. Стефанкирхе. 1947 год Бумага, гуашь, акварель
Вена. Стефанкирхе. 1947 год Бумага, гуашь, акварель

Ни одной очаровательной женщины, дома с выбитыми стеклами и фигуры прохожих, как с карикатур для журнала «Безбожник».

На мой взгляд, выставка получилась интересной. Учитывая то, что с погодой у нас сейчас странные вещи творятся, Русский музей вполне подходит для того, чтобы с пользой провести весенние выходные:)

#веснедорогу

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Веселые качели. Аниматоры народ расшивеливают )) Карабкается растение по стене )) Но есть и те кто предпочитает купаться в бассейнах при живом море рядом. ...
Салат из вешенок и шпината. Вешенки обжарила с чесноком на растительном масле.Делала вечером и они у меня ночевали в холодильнике.Добавила свежий шпинат.Перемешала.Пока накрывала на стол,салат настоялся. Очень вкусное сочетание получилось) Запеченные шляпки королевских шампиньонов. ...
Оркестр заключенных Яновского концлагеря исполняет «Танго смерти». Фото оркестрантов было одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. Во время повешения заключенных оркестру приказывали исполнять танго, во время пыток — фокстрот, а иногда вечером оркестрантов ...
На днях в российских СМИ стала, достаточно активно, распространятся информация о том, что танк Т-90 стал лидером мирового экспорта. В доказательство были приведены продажи данного ОБТ, суммарно перевалившие за 1500 единиц, а также говорилось о планируемых заказах, которые и вовсе ...
Намедни бысть приобретён сей Атласъ... Издание книг по требованию, со всеми плюсами и минусами этого предприятия. Плюс - то, что такое издание вообще возможно. Минус - весьма среднее качество, впрочем, цена ( около 700 рублей) адекватная. Продукт сильно на любителя, вроде меня, ...