Александр Дейнека. Певец новой жизни

топ 100 блогов noveltour17.03.2025

Выставка к 125-летию художника работает в корпусе Бенуа Русского музея до 14 апреля. Я про свои первые впечатления написала практически сразу после того, как мы ее посмотрели. Сегодня расскажу остальное. 

Коллекция Русского музея ...  отражает все периоды его творческого пути – от ранней графики начала 1920-х до поздней большеформатной живописи конца 1950-х-1960 годов. Важно, что собрание позволяет показать и все жанры, и многие любимые темы мастера – молодость и спорт, сельские пейзажи и пейзажи с индустриальными мотивами, заграничные путешествия, военную тему. (С сайта Русского музея)
Октябрьские лозунги мира у Нарвской заставы 1917 год А. Дейнека 1959-1960
Октябрьские лозунги мира у Нарвской заставы 1917 год А. Дейнека 1959-1960

В первом зале кураторы обошлись без ключевой картины, но в качестве «приглашения» к дальнейшему просмотру напротив входа во второй зал выставили чуть ли не «дом, в котором я живу». Во всяком случае вся эта демонстрация именно в «мою сторону» и движется:) 

На переднем плане девушка в синей юбке чем-то напоминает Серафиму Лычеву, хотя к тому времени художник и его муза давно расстались. Но в первом зале они еще вместе и Дейнека, отправленный в зарубежную поездку по Европе и США, где в 1935 году прошла его первая персональная выставка, пишет ей письма о том, что он видел и просит купить от него себе цветы. 

Париж. Площадь Согласия. 1935 г.
Париж. Площадь Согласия. 1935 г.

В Русском музее хранятся акварели и живописные работы мастера из того путешествия. У меня сложилось впечатление, что основной темой в них являются именно новые впечатления и никакой идеологии.       

Париж. В кафе 1935 г.
Париж. В кафе 1935 г.

Можно сравнить с его же Севастополем 1934 года.

Севастополь. Порт. 1934 Акварель, гуашь
Севастополь. Порт. 1934 Акварель, гуашь

Ко времени этого вояжа, Дейнека уже написал знаменитое полотно «Оборона Петрограда» в 1928 году. До этого в 1919 году участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков и оборонял свой родной Курск от войск генерала Деникина. И выбор свой 18-летний художник в 1917 году делал явно осознанно. Его отношение к «бывшим» в СССР хорошо иллюстрируют графические зарисовки для различных журналов 20-х годов.

Тоска по изящной жизни. Рисунок для журнала
Тоска по изящной жизни. Рисунок для журнала "Прожектор" 1927 год

Примерно так же Дейнека относился и к номенклатурному «высшему свету» СССР.

На вечере в Доме литераторов. Рисунок для журнала
На вечере в Доме литераторов. Рисунок для журнала "Безбожник у станка" 1927 г
Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...
На теплые воды. 1924 г.
На теплые воды. 1924 г.

Вот почему-то мне, глядя на всех этих людей, ничего кроме «Мастера и Маргариты» на ум не пришло:)

Золотая молодежь. Рисунок для журнала
Золотая молодежь. Рисунок для журнала "Прожектор" 1928 Бумага, тушь

Уже потом, разбирая фотографии я поняла почему.

Рисунок для журнала
Рисунок для журнала "Безбожник" 1927 г.

А вот не был Дейнека безбожником, потому что даже в карикатуре для тематического журнала схематические изображения икон нисколько не искажены. Больше досталось тем, кто перед ними. В подтверждение того, что я не ошибаюсь — «Натюрморт» 1940 года

Натюрморт 1940 Холст. масло.
Натюрморт 1940 Холст. масло.

Зачем кураторам понадобились эти «хлебные крошки» стало ясно в последнем зале, который открывается большим полотном 1943 года.

Сбитый ас. 1943 г. Холст, масло
Сбитый ас. 1943 г. Холст, масло

Я долго рассматривала картину:  с неба падает Икар, глаза его закрыты, внизу — надолбы, парашют не раскрылся и он знает, что сейчас будет. И только кресты на сброшенных крыльях, в правом углу картины, да название «Сбитый ас» проясняют ситуацию...

Кураторы завершают экспозицию портретом тракториста 1956 года, написанным автором в иконописной манере: нижняя часть тела явно короче верхней. В принципе, посыл понятен и объясним. Но меня здесь больше заинтересовало то, что художник всерьез поменял свое отношение к европейцам. Оно прекрасно читается в его акварелях из второй зарубежной поездки в Австрию 1947 года.  

Вена. Стефанкирхе. 1947 год Бумага, гуашь, акварель
Вена. Стефанкирхе. 1947 год Бумага, гуашь, акварель

Ни одной очаровательной женщины, дома с выбитыми стеклами и фигуры прохожих, как с карикатур для журнала «Безбожник».

На мой взгляд, выставка получилась интересной. Учитывая то, что с погодой у нас сейчас странные вещи творятся, Русский музей вполне подходит для того, чтобы с пользой провести весенние выходные:)

#веснедорогу

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
— Что ж? Вздуем друг дружку? — Подеремся часов до шести, а потом пообедаем .(с) Пришло в личку письмо.  Тема приблизительно такая - настоящий мужчина должен давать в морду, не спуская опппоненту ничего. Моментом и в море! Что бы было ...
Вы сдохните за своего Путина... Это вольная интерпритация слов сказанных в разговоре с близким мне человеком уехавшим в Америку... Итак рассказываю: Юля - хороший человек, уехала в Америку после двух лет жизни там мнение о России примерно такое... Что еще добавить? это ...
Прочитал у barsovichok : "Моя 91-летняя прабабушка, узнав из выпуска новостей, что ...
Как предупреждал, в пятницу ВОЗ объявила аспартам возможным карциногеном. По словам представителя ВОЗ, когда потребитель выбирает между колой с сахаром и колой с подсластителями, ему надо пить воду. Вот к этим словам можно ...
Не могу удержаться от комментария по поводу сегодняшнего заявления Пригожина о том, что им дают свободу действий в Артёмовске, снаряды по заявке и Суровикина в придачу. Вообще тема снабжения снарядами, т.е. боепитания, уже превратилась в какой-то эпос. Нет, не героический, а ...