Аксиома Вильсона

Новые развлечения
Ув. fat_yankey
утверждает, что Сунь Цзы критиковали за отсутствие рекомендаций по
поводу расстановки колесниц на поле боя. Но, если у Сунь Цзы таких
рекомендаций и не было, то у адмиралов броненосной эпохи они,
очевидно, были. Как минимум у некоторых. В описании сражения при Ялу, принадлежащем перу
Герберта Вильсона, есть следующая ремарка
Китайцы отошли от якорного места в так называемом шахматном
порядке, т. е. корабли располагались в две линии, одна за другой,
причем корабли второй линии приходились против середины промежутков
между кораблями первой линии. Однако, как кажется, тут особенного
порядка не соблюдалось и была сделана одна весьма серьезная ошибка.
Самые тяжелые и сильные корабли были поставлены в центре, вместо
того чтобы находиться на флангах. Таким образом, нарушалась
тактическая аксиома, гласящая, что оконечности линии должны быть
сильны. Если бы Тинг поставил «Дин-Юань» на одном фланге, а
«Чжень-Юань» на другом, то китайцы избежали бы некоторых
неприятностей.
Признаться, упомянутю Вильсоном аксиому о сильных флангах я нигде в
виде аксиомы более не встречал. Тем не менее, эта фраза запала в
душу, и я её вспомнил как только увидел японские боевые инструкции 1904 г. Из
которых следует, что японцы эту аксиому для себя приняли
безоговорочно.
Лучше всего это видно на исходной организации 1-го боевого отряда
Соединённого флота. В своём стремлении к регламентированию японцы,
как мы теперь знаем, присваивали всем кораблям тактические номера,
соответствующие месту в "нормальном кильватере", и в 1-ом боевом
отряде эти номера были суть следующие:
1. "Микаса"
2. "Асахи"
3. "Фудзи"
4. "Ясима"
5. "Сикисима"
6. "Хацусэ"
Головным, флагманским кораблём был самый новый и сильный -
"Микаса", что представляется естественным. А вот позиции других
"пятнадцатитысячников" интересны - это №№ 2, 5 и 6. Самые же старые
и слабые - "Фудзи" и "Ясима" - помещаются в центре линии.
В случае со 2-ым отрядом аксиома Вильсона преломляется несколько
иначе. Установленная Камимурой организация выглядела так:
1. "Идзумо"
2. "Адзума"
3. "Асама"
4. "Якумо"
5. "Токива"
6. "Иватэ"
У Камимуры было два "самых сильных" корабля, и он их поставил на
фланги. Определить относительную силу пар "Адзума"/"Якумо" и
"Асама"/"Токива" было, видимо, непросто: первые помоложе и защищены
крупповской бронёй, вторые - покрупнее, имеет лишнюю пару
шестидюймовок, были резвее на мерной линии. Вероятно, именно
поэтому они были просто "перемешаны". Примечательно, что при
наличии двух пар однотипных и пары "близкородственных" кораблей,
Камимура ни одну из этих пар не поставил рядом (у Того таких пар
две, см. №3 и №4, №5 и №6).
Мсходная организация 4-го боевого отряда так же соответствовала
обозначенному выше принципу:
1. "Нанива"
2. "Сума"
3. -
4. "Акаси"
5. "Такатихо".
Пропуск №3 был связан с тем, что в отряде ожидалось пополнением - с
присоединением "Ниитака" пятый номер доставался новичку, четвёртый
- "Такатихо", третий - "Акаси". В любом случае, мы опять же видим
самые сильные корабли отряда на флангах (за дальнейшей историей
тактической организации отряда Уриу - небезынтересной - можно
проследить в книге А.В. Полутова "Десантная операция японской армии
и флота в феврале 1904 г. в Инчхоне").
Аксиоматичность, впрочем, не была безусловной. Даже в январской
организации мы можем найти исключение. В 3-м боевом отряде самый
старый и слабый - "Ёсино" - занимал место концевого, позади
"Касаги", "Титосэ" и "Такасаго". стоит отметить, что аксиома
нарушалась в случае предусмотренного инструкциями разделения
отрядов на группы. Для 1-го и 2-го боевых отрядов группы включали в
себя по 3 корабля и у Того "Фудзи" и "Ясима" из "центральных"
становились "фланговыми" (чего, в принципе, можно было избежать,
определив слабейшим броненосцам №2 и №5).
Более существенные изменения, как извсестно, были связаны с хорошей
и плохой новостями. По ходу боевых действий японский флот получил
два броненосных крейсера ("Ниссин" и "Касуга") и потерял два
броненосца ("Хацусэ" и "Ясима"). Эти события привели к нарушению
стройности линии главных японских сил. Впрочем, само это нарушение
заслуживает отдельного внимания.
Первым делом стоит отметить, что во время осады Порт-Артура
"Ниссин" и "Касуга" числились, насколько известно автору, в составе
5-го боевого отряда. Это не была чистая формальность, "Ниссин" и
"Касуга" получали отдельные задания по ходу осады (многие, думаю,
помнят известную перестрелку с "Ретвизаном"). Таким образом, в бою
при Шантунге японская линия состояла из кораблей двух боевых
отрядов - иными словами, "слабость" одного из флангов была
обусловлена не распределением кораблей внутри отряда, а соединением
двух отрядов в один.
Далее, по утверждению одного из британских наблюдателей -
коммандера Джексона - в 1905 г., после реорганизации флота и
включения "Ниссин" и "Касуги" в состав 1-го боевого отряда, японцы
предприняли попытку поставить "гарибальдийцев" в центр линии.
Однако, разница маневренных характеристик создала слишком сильные
проблемы, и Того предпочёл нарушить аксиому Вильсона - ради
стройности маневрирования четырёх броненосцев. Тем не менее, стоит
заметить, что и в новой организации 1-го отряда "Фудзи" был
третьим, а "Асахи" - четвёртым. Кажущееся естественным построение
"по убыванию" было чуждо японцам.
Наконец, очень интересные сведения даёт нам Корбетт, описывающий
реорганизацию главных сил в сентябре 1904 г. Тогда Того очень
серьёзно готовился к последнему прорыву наших крейсеров и
броненосцев. В составе 1-го отряда, помимо четвёрки броненосцев,
были включены "Асама" и "Иватэ". "Ниссин" и "Касуга" так же стали
интегральной частью главных сил - хотя административно они
по-прежнему числились в 5-м отряде (это подтверждают и имеющиеся у
нас японские данные). Так вот, главные силы были сведены в четыре
тактические группы:
1-я группа: "Микаса" и "Фудзи".
2-я группа: "Сикисима" и "Асахи".
3-я группа: "Асама" и "Иватэ".
4-я группа: "Касуга" и "Ниссин".
Здесь самое интересное - перемещение "Фудзи". Это был единственный
броненосец Того, на котором после Шантунга остались целыми все
четыре 305-мм орудия, и именно этим, видимо, было вызвано его
"повышение" до №2, вместе с "Микаса". Это уже не касается напрямую
аксиомы Вильсона, но относится к более общей проблеме порядка
расстановки броненосных колесниц. Другой пример мы упоминали в
истории про "цакуга-план". Тогда в составе 3-го отряда Дэва были
включены "Асама" и "Токива". Задачей Дэва было сыграть роль
приманки. И он не стал переносить флаг на один из больших
крейсеров, а поставил их в конец линии, что лучше соответствовало
ожидаемому - и реально имевшему место - сценарию погони.
Таковы административные факты. Каковы же выводы? Их несколько.
Первый касается собственно проблемы: вопрос о порядке кораблей в
линии был одним из "скрытых" тактических вопросов, каковые нечасто
обсуждают, но каковые могли быть или как минимум казаться важными.
Японцы проблему порядка в линии, очевидно, считали более чем
важной. И это - второй, частный вывод. Приведённое выше - ещё одна
иллюстрация тезиса о "доктринальной стройности" японского флота.
Пристальное внимание к частному вопросу и, очевидно, наличие общих
рекомендаций по его разрешению указывают на высокий уровень
"теоретической организации".
Что до самой значимости вопроса, то тут можно сделать следующие
замечания. В случае с японцами порядок кораблей в линии едва ли
сыграл важную роль. Главным образом из-за относительной слабости
воздействия противника. Можно было бы поспекулировать по поводу
относительно большого числа попаданий в "Иватэ" при Цусиме или
относительно больших потерь "Ниссин" в обоих больших сражениях. Но
это будет именно спекуляция. Для нашего флота вопроса о порядке
кораблей в линии оказался, рискну утверждать, более важным. Будь
"Ретвизан" концевым при Шантунге, а "Громобой" - при Ульсане - ход
боя мог поменяться (стоит, впрочем, заметить, что при Шантунге
"Полтава" по вооружению была равна "Цесаревичу" и сильнее всех
остальных наших кораблей).
Среди других примеров можно вспомнить Доггер-Банку - и замыкающий
немецкую колонну "Блюхер" (третье место "Дерффлингера" тоже
примечательно). Небезынтересно и "разжалование" "Тайгера" Битти.
При Доггер-Банке "Тайгер" шёл вторым. При Ютланде он стал
четвёртым, концевым в линии 1-ой эскадры линейных крейсеров. Из-за
репутации "плохого стрелка".
Словом, вопрос о порядке кораблей в линии - и возможном влиянии
изменения порядка на ход боя - ещё один прекрасный повод для
мореманских забав. Содержащий, впрочем, неприятное логическое
противоречие. Очевидно, что порядок тем важнее, чем сильнее
разнятся характеристики кораблей. Однако, именно сильная разница в
характеристиках накладывает "маневренные" ограничения при выборе
места для корабля. Примером чего является неудачная попытка
поместить "Ниссин" и "Касугу" в центр линии 1-го боевого отряда -
если, конечно, такая попытка была.
|
</> |