Аксиома Вильсона

топ 100 блогов naval_manual19.05.2021

Новые развлечения

Ув. Аксиома Вильсона fat_yankey утверждает, что Сунь Цзы критиковали за отсутствие рекомендаций по поводу расстановки колесниц на поле боя. Но, если у Сунь Цзы таких рекомендаций и не было, то у адмиралов броненосной эпохи они, очевидно, были. Как минимум у некоторых. В описании сражения при Ялу, принадлежащем перу Герберта Вильсона, есть следующая ремарка

Китайцы отошли от якорного места в так называемом шахматном порядке, т. е. корабли располагались в две линии, одна за другой, причем корабли второй линии приходились против середины промежутков между кораблями первой линии. Однако, как кажется, тут особенного порядка не соблюдалось и была сделана одна весьма серьезная ошибка. Самые тяжелые и сильные корабли были поставлены в центре, вместо того чтобы находиться на флангах. Таким образом, нарушалась тактическая аксиома, гласящая, что оконечности линии должны быть сильны. Если бы Тинг поставил «Дин-Юань» на одном фланге, а «Чжень-Юань» на другом, то китайцы избежали бы некоторых неприятностей.

Признаться, упомянутю Вильсоном аксиому о сильных флангах я нигде в виде аксиомы более не встречал. Тем не менее, эта фраза запала в душу, и я её вспомнил как только увидел японские боевые инструкции 1904 г. Из которых следует, что японцы эту аксиому для себя приняли безоговорочно.

Лучше всего это видно на исходной организации 1-го боевого отряда Соединённого флота. В своём стремлении к регламентированию японцы, как мы теперь знаем, присваивали всем кораблям тактические номера, соответствующие месту в "нормальном кильватере", и в 1-ом боевом отряде эти номера были суть следующие:

1. "Микаса"

2. "Асахи"

3. "Фудзи"

4. "Ясима"

5. "Сикисима"

6. "Хацусэ"

Головным, флагманским кораблём был самый новый и сильный - "Микаса", что представляется естественным. А вот позиции других "пятнадцатитысячников" интересны - это №№ 2, 5 и 6. Самые же старые и слабые - "Фудзи" и "Ясима" - помещаются в центре линии.

В случае со 2-ым отрядом аксиома Вильсона преломляется несколько иначе. Установленная Камимурой организация выглядела так:

1. "Идзумо"

2. "Адзума"

3. "Асама"

4. "Якумо"

5. "Токива"

6. "Иватэ"

У Камимуры было два "самых сильных" корабля, и он их поставил на фланги. Определить относительную силу пар "Адзума"/"Якумо" и "Асама"/"Токива" было, видимо, непросто: первые помоложе и защищены крупповской бронёй, вторые - покрупнее, имеет лишнюю пару шестидюймовок, были резвее на мерной линии. Вероятно, именно поэтому они были просто "перемешаны". Примечательно, что при наличии двух пар однотипных и пары "близкородственных" кораблей, Камимура ни одну из этих пар не поставил рядом (у Того таких пар две, см. №3 и №4, №5 и №6).

Мсходная организация 4-го боевого отряда так же соответствовала обозначенному выше принципу:

1. "Нанива"

2. "Сума"

3. -

4. "Акаси"

5. "Такатихо".

Пропуск №3 был связан с тем, что в отряде ожидалось пополнением - с присоединением "Ниитака" пятый номер доставался новичку, четвёртый - "Такатихо", третий - "Акаси". В любом случае, мы опять же видим самые сильные корабли отряда на флангах (за дальнейшей историей тактической организации отряда Уриу - небезынтересной - можно проследить в книге А.В. Полутова "Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Инчхоне").

Аксиоматичность, впрочем, не была безусловной. Даже в январской организации мы можем найти исключение. В 3-м боевом отряде самый старый и слабый - "Ёсино" - занимал место концевого, позади "Касаги", "Титосэ" и "Такасаго".  стоит отметить, что аксиома нарушалась в случае предусмотренного инструкциями разделения отрядов на группы. Для 1-го и 2-го боевых отрядов группы включали в себя по 3 корабля и у Того "Фудзи" и "Ясима" из "центральных" становились "фланговыми" (чего, в принципе, можно было избежать, определив слабейшим броненосцам №2 и №5).

Более существенные изменения, как извсестно, были связаны с хорошей и плохой новостями. По ходу боевых действий японский флот получил два броненосных крейсера ("Ниссин" и "Касуга") и потерял два броненосца ("Хацусэ" и "Ясима"). Эти события привели к нарушению стройности линии главных японских сил. Впрочем, само это нарушение заслуживает отдельного внимания.

Первым делом стоит отметить, что во время осады Порт-Артура "Ниссин" и "Касуга" числились, насколько известно автору, в составе 5-го боевого отряда. Это не была чистая формальность, "Ниссин" и "Касуга" получали отдельные задания по ходу осады (многие, думаю, помнят известную перестрелку с "Ретвизаном"). Таким образом, в бою при Шантунге японская линия состояла из кораблей двух боевых отрядов - иными словами, "слабость" одного из флангов была обусловлена не распределением кораблей внутри отряда, а соединением двух отрядов в один.

Далее, по утверждению одного из британских наблюдателей - коммандера Джексона - в 1905 г., после реорганизации флота и включения "Ниссин" и "Касуги" в состав 1-го боевого отряда, японцы предприняли попытку поставить "гарибальдийцев" в центр линии. Однако, разница маневренных характеристик создала слишком сильные проблемы, и Того предпочёл нарушить аксиому Вильсона - ради стройности маневрирования четырёх броненосцев. Тем не менее, стоит заметить, что и в новой организации 1-го отряда "Фудзи" был третьим, а "Асахи" - четвёртым. Кажущееся естественным построение "по убыванию" было чуждо японцам.

Наконец, очень интересные сведения даёт нам Корбетт, описывающий реорганизацию главных сил в сентябре 1904 г. Тогда Того очень серьёзно готовился к последнему прорыву наших крейсеров и броненосцев. В составе 1-го отряда, помимо четвёрки броненосцев, были включены "Асама" и "Иватэ". "Ниссин" и "Касуга" так же стали интегральной частью главных сил - хотя административно они по-прежнему числились в 5-м отряде (это подтверждают и имеющиеся у нас японские данные). Так вот, главные силы были сведены в четыре тактические группы:

1-я группа: "Микаса" и "Фудзи".

2-я группа: "Сикисима" и "Асахи".

3-я группа: "Асама" и "Иватэ".

4-я группа: "Касуга" и "Ниссин".

Здесь самое интересное - перемещение "Фудзи". Это был единственный броненосец Того, на котором после Шантунга остались целыми все четыре 305-мм орудия, и именно этим, видимо, было вызвано его "повышение" до №2, вместе с "Микаса". Это уже не касается напрямую аксиомы Вильсона, но относится к более общей проблеме порядка расстановки броненосных колесниц. Другой пример мы упоминали в истории про "цакуга-план". Тогда в составе 3-го отряда Дэва были включены "Асама" и "Токива". Задачей Дэва было сыграть роль приманки. И он не стал переносить флаг на один из больших крейсеров, а поставил их в конец линии, что лучше соответствовало ожидаемому - и реально имевшему место - сценарию погони.

Таковы административные факты. Каковы же выводы? Их несколько. Первый касается собственно проблемы: вопрос о порядке кораблей в линии был одним из "скрытых" тактических вопросов, каковые нечасто обсуждают, но каковые могли быть или как минимум казаться важными. Японцы проблему порядка в линии, очевидно, считали более чем важной. И это - второй, частный вывод. Приведённое выше - ещё одна иллюстрация тезиса о "доктринальной стройности" японского флота. Пристальное внимание к частному вопросу и, очевидно, наличие общих рекомендаций по его разрешению указывают на высокий уровень "теоретической организации".

Что до самой значимости вопроса, то тут можно сделать следующие замечания. В случае с японцами порядок кораблей в линии едва ли сыграл важную роль. Главным образом из-за относительной слабости воздействия противника. Можно было бы поспекулировать по поводу относительно большого числа попаданий в "Иватэ" при Цусиме или относительно больших потерь "Ниссин" в обоих больших сражениях. Но это будет именно спекуляция. Для нашего флота вопроса о порядке кораблей в линии оказался, рискну утверждать, более важным. Будь "Ретвизан" концевым при Шантунге, а "Громобой" - при Ульсане - ход боя мог поменяться (стоит, впрочем, заметить, что при Шантунге "Полтава" по вооружению была равна "Цесаревичу" и сильнее всех остальных наших кораблей).

Среди других примеров можно вспомнить Доггер-Банку - и замыкающий немецкую колонну "Блюхер" (третье место "Дерффлингера" тоже примечательно). Небезынтересно и "разжалование" "Тайгера" Битти. При Доггер-Банке "Тайгер" шёл вторым. При Ютланде он стал четвёртым, концевым в линии 1-ой эскадры линейных крейсеров. Из-за репутации "плохого стрелка".

Словом, вопрос о порядке кораблей в линии - и возможном влиянии изменения порядка на ход боя - ещё один прекрасный повод для мореманских забав. Содержащий, впрочем, неприятное логическое противоречие. Очевидно, что порядок тем важнее, чем сильнее разнятся характеристики кораблей. Однако, именно сильная разница в характеристиках накладывает "маневренные" ограничения при выборе места для корабля. Примером чего является неудачная попытка поместить "Ниссин" и "Касугу" в центр линии 1-го боевого отряда - если, конечно, такая попытка была.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У Александра Дугина много всяких должностей. Он профессор МГУ, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ, и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений МГУ им. М. В. Ломоносова, член ...
...
"Ты нахрена меня с такой жопой родила?!? - А чё жопа-то?! Нормальная жопа! Ну-ка, выдохнула! Максимально!!!" Тесла модель 3 Больше походит на профессиональную съёмку, чем "случайно встретил на дороге". Но вот поворотники, на 0:47 - какие-то мелкие, не? Счас же принято наоборот - ...
Дорогие друзья! Поздравляю вас с праздником! С Днем Победы! День Победы - ...
Душа человека после смерти обязательно приходит попрощаться с родными людьми и местом, где покойный был счастлив. Можно было бы в это не верить, но многочисленные свидетельства ...