Ак-Довурак. Август 2020

Из всех наших регионов, Тува — самая обособленная и однородная. Туда можно доехать через горы (естественную границу), перед которыми — остальная Россия, за которыми — ментально, этнически, бытово — отдельная страна, почему-то покрашенная на карте тем же цветом.
В Туву ведут всего две дороги. На обеих из них есть 100-километровые участки, где нет ни связи, ни населённых пунктов, ни заправок.
Одна из них полностью асфальтовая и с хорошим покрытием — это для слабаков. Она ещё и ведёт прямо в Кызыл.
Вторая — вот она.

Из 400 километров пути от Абакана до Ак-Довурака половина покрытия — грунт. (если вы оптимист, то половина — асфальт). Так выглядит путь из Хакасии в Ак-Довурак. Без связи, без встречки, без заправок, без людей. И завораживающе красиво при этом.

Раза три за этот промежуток можно кого-то обогнать.


Тувинцы — сверхлюди. Местные понятия, ментальность, язык, деловые отношения — всё крайне непохоже на то, к чему мы тут привыкли по эту сторону Саянских гор.
Если попробовать найти машину в Ак-Довураке, то можно обнаружить, что в группе общение идёт исключительно на тувинском. Как и в самом Ак-Довураке и, в общем-то, почти по всей Туве. В то, что тут много сёл, где русского не знают в принципе, поверить тоже несложно. Когда тувинцу делаешь претензию, он делает вид, что не понимает русского языка.
Ну а если заехать в Туву через Ак-Довурак на неместных номерах, а налички не окажется, то ДПСник пропустит со словами «обратно поедешь, 1000 захвати с собой». Связи тут нет, до города ещё километров 30.

Я так-то к природе равнодушен в принципе, но Тува — одно из немногого, что зацепило.


На трассе встречаются юрты и пастухи. Эти чумазые чабаны — на самом деле совсем не бедные люди, не судите книгу по обложке.

Ак-Довурак

Наверное не было мощнее впечатлений в 2020 году

Ак-Довурак — это город-музей. Сейчас ТАКИЕ мало где встретишь, тем более в России. Это машина времени, переносящая в конец девяностых — начало нулевых, в любой моногород, где всё производство уже доели, работы нет, все мужики гопники и алкаши, никаких капремонтов. Много таких городов было на стыке тысячелетий в России, Украине, Грузии, Армении, в Казахстане и Узбекистане, а где-то до сих пор есть, хотя я давненько не встречал.
Ак-Довурак вроде бы второй город в Туве, однако зернового кофе там не купить, работает одна невкусная столовая, которая каждый вечер закрывается на свадьбы и похороны.

Даже зернового кофе не найдено. Давненько я не встречал таких городов, всё остальное моно, что я посещал в последние годы, немного очухалось, пришло в себя, кое-где фасады сделали, кофейни и фастфудные открылись, плитку положили, парк отремонтировали, как-то сферу услуг начали развивать. Но это всё по ту сторону Саян, а в Ак-Довураке, ну и в других тувинских городах, даже такси не найти.

Домофоны? Какие домофоны?

Решётки, как в африканских странах, здесь до пятого этажа. Но это связано не с ворами-домушниками.


Это связано с тем, что вместо голубей над городом летают вот такие птички с полутораметровым размахом крыльев, которые были бы не против что-нибудь стащить с вашего балкона, да и просто могут доставить много проблем.

Кажись это коршуны

Где-то в этих дворцах сдаётся единственная квартира во втором городе республики. Мыться вонючей водой в ржавой ванне не захотелось, ночью довелось пару раз проснуться от того, что по телу ползали тараканы (вот куда они все переползли в начале нулевых!). Мусорный пакет наполовину полон, холодильник заполнен просрочкой.

Вместе с тараканами в Туву из двухтысячных переползли и стереотипные гопники, взяв с собой треники и классические ботинки.


Духовность

Вместе с тем на улицах, наверное, безопасно. Потому что на них очень много детей, реально много, до позднего вечера. Тувинцы соревнуются с чеченцами за первое место по производству новых людей и тувинцы пока ведут.


Кстати, одно из самых ярких впечатлений от города — 6-летние тувинцы, закидывающие камнями новый светофор.

А вот эта компания — это уже алкоголики. Тувинцы, как известно, пить не умеют, у них в крови нет какого-то фермента, расщепляющего алкоголь, поэтому собутыльники могут побрататься, подарить квартиру, зарезать, а наутро ничего и не вспомнить.
Но вот эти предпенсионеры ни за какой нож не схватятся. Чтобы быть весь день свободными, они начинают с утра и к закату представляют собой невнятное мычание с реакцией черепашки (не ниндзя). Поезжайте по дворам Ак-Довурака и Шагонара, там такого добра навалом.

Детская библиотека

Искусство

А ещё в Ак-Довураке есть гостиница. Государственная, от МУ МПП ЖКХ (что бы ето не значило), конечно же мебелированная остатками советской роскоши, ремонт делался тогда же, но в целом в ней всё же не так плохо, как в остальном Ак-Довураке.
В ней есть номер люкс, единственная возможность помыться на 300 километров вокруг. Только в тувинских ебенях я встречал гостиницы (это такая этнографическая особенность), в которых в принципе нигде никак никакого душа нет и не будет. С большим трудом представляю, как им это вообще приходит в голову, но факт остаётся фактом.
С люксом тоже интересно. Он стоил тогда 1600 рублей на человека. Но если жить втроём (а там трое спокойно помещаются), то за номер придётся заплатить 4800. Поэтому потом, когда привозили в Ак-Довурак туристическую группу, мы забронировали люкс на одного, а остальным двоим выкупили номер попроще, за 500 рублей койко-место, в который даже заглядывать не пришлось.
Хитрый план не сработал: нашу бронь проебли (этнографическая особенность) и никакого люкса у нас не было.

Городской дворец культуры с портретом Шойгу — самым успешшным тувинцем.

Название города переводится с тувинского как «белая земля». Оно связано с месторождением асбеста, которое было случайно обнаружено в конце 19 века русскими крестьянами-переселенцами.
Асбест начали добывать в 1964 году, тогда же и возник Ак-Довурак. А полтора года назад комбинат усыпили.

Среди всего этого немного инородно смотрится буддийская священная ступа, в Бурятии их называют субурганами. У субурганов оставляют небольшую жертву (горсть риса, сижку, конфетку, можно деньгами), ну и ленточки повязывают.

Заправка в духе

Ну и напоследок добил стадион.

Так-то стадион как стадион, примерно таким я его себе и представлял

А вот тувинский провициальный волейбол представлял совсем не таким.
Есть тут волейболисты? Сейчас вы ахуеете.
Компания из двенадцати ребят и девчат играла в волейбол. В целом ничего особенного, не одни же гопники тут живут.
Присмотрелся повнимательнее: а они хорошо играют. Сильно бьют, ставят блоки, кто-то даже на колени падает. Ну и в принципе они играют в три касания.
Присмотрелся ещё внимательнее — они играют по схеме 4-2. Кто по схеме в принципе играет, тот уже полупрофи. И наверное, меньше всего я ожидал увидеть это напоследок. Посмотрите, там даже пас в прыжке!

Очень сильно съездили. Ни о чём не жалеем, путешествие явно выбивается из общего ряда, а после 10 лет постоянной дороги, после нескольких сотен городов сложновато получить какие-то сильные эмоции.

Продолжение про Туву следует
|
</> |