ПРОТЕИН ДЛЯ РАБОЧИХ


Снова о трудностях перевода.
Такие милые зверики, как эти на фотке из Бахчисарая – именно в паре - имеют прямое отношение к одной очень смешной лингвистической истории.
Ведь чужой язык не просто слова.
Это ещё и не вполне светлый лес понятий, исторических реалий и бытовых условностей.
Где переводчик идёт по минному полю неведомого.
Тот ещё дьявол сидит в мелочах!
Одна ошибка, неточность, непонятое созвучие - и вот уже разум отправляется блуждать по кривым дорожкам.
А фантазия резво достраивает в потёмках немыслимые химеры.
В этом смысле мне очень нравится история с переводчиком булгаковского "Собачьего сердца" на английский язык Майклом Гленни.
Знаменитая история!
По сюжету повести полусобака-получеловек Шариков поступил в подотдел очистки.
То есть стал живодёром и ловцом бродячих животных.
Отменный Шариков вышел в фильме В. Бортко у актёра В. Толоконникова:

И вот - помните? - профессор Преображенский спрашивает у Шарикова:
"- Что же вы делаете с этими... с убитыми котами?
- На польты пойдут, - ответил Шариков. - Из них белок будут делать на рабочий кредит".
Реакция профессора примерно такая (в роли Преображенского - бесподобный Е. Евстигнеев):

А вот как Майкл Гленни переводит шариковский ответ:
`They go to a laboratory`, replied Sharikov,` where they make into protein for the workers`.
То есть:
- Они пойдут в лабораторию, - ответил Шариков, - где из них сделают протеин для рабочих.
Теперь уж наш профессор должен быть ошарашен до предела:

Но как же так?
Откуда взялся протеин из котов?
Да ещё и как еда для рабочих?
Злую шутку с переводчиком сыграло созвучие слов "белок" (протеин - органическое вещество) и "белка" (животное).
Плюс неверно поставленное ударение.
Плюс неточное понимание русских падежей.
То есть этот странный перевод - практически выворотка известного конфуза: некоторое время Институт белка РАН на сайте Академии наук именовался The Squirrel Institute.
Что значит Беличий институт.
Тут, правда, не иностранец постарался, а местный невежда.
Белкам приписали целый институт!
Но отчего бы академикам и не заняться такой прелестью:

Но откуда же у Майкла Гленни появились лаборатории?
И рабочие, которых в реплике Шарикова и в помине нет?
Типичный случай небрежного перевода по контексту.
Переводчик увидел слово "рабочий" - и переделал прилагательное в существительное множественного числа.
Вдобавок он принял шкурки фальшивых белок за питательный белок и не дал себе труда понять, что такое "польты".
Пропустил он эти польты, и всё.
В результате в его воображении воздвиглись чудовищные лаборатории, где из дохлых кошек готовят белковую еду для рабочих.
Неверный путь из неверно понятой точки отправления.
Но в самом деле, о каком рабочем кредите говорит Шариков?
В 1920-30-е годы была такая сеть кооперативных магазинов.
Там можно было купить вещи в рассрочку.
Гарантом оплаты кредита было госпредприятие, где работал покупатель (социально чуждый элемент из частного сектора не обслуживался).
В бухгалтерии работнику выдавали особые талоны, которые он сдавал в кассу магазина.
Деньги потом высчитывали из его зарплаты.
Продавались в таких магазинах в основном носильные вещи - пальто, мужские костюмы, сорочки, шапки и шляпы.
Примерно так всё выглядело:

Зимние пальто и меховые шапки тут тоже бывали в продаже.
Меха шли нарасхват.
И не только из-за сурового русского климата.
Меха были на пике популярности в мире моды.
Любая уважающая себя дама носила меха (вот тут их сколько, дам в мехах):

Из мехов не только шубы шили и воротники к пальто делали.
Их пристраивали куда угодно, хоть на бальное платье:

Пусть к любому наряду будет пришит хоть маленький кусочек меха!
Ведь это так шикарно:

Несмотря на хор невежд, уверяющих, что моды в СССР не было, она была.
И вполне соответствовала мировым веяниям.
Вот советские гражданки в модных "польтах" с мехом (возможно, из магазинов рабочего кредита):

А это звёзды советского немого кино и тёзки Анна Стен (именно она в шубке) и Анель Судакевич (вообще-то тоже Анна, но для загадочности пришлось чуть подправить простое имя):

Интересные это были барышни.
Анна Стен уехала в Америку, где стала звездой Голливуда, пусть и не первого ряда.
Анель Судакевич осталась на родине и забросила актёрство.
Вкус, элегантность и талант сделали её видным мастером сценического костюма и Заслуженным художником РСФСР.
Теперь великий Всеволод Мейерхольд – и его супруга и муза Зинаида Райх в шубке:

Половинка постера советского фильма «Ваша знакомая» (1926) с Александрой Хохловой.
Она в пальто, отороченном мехом:

Графическая серия Владимира Лебедева «НЭП» изобилует гражданами и гражданками в мехах:

Ещё его же:

Известный рисунок Константина Рудакова:

Знаменитая «Дама сдавала в багаж» С.Маршака тоже изображалась В. Лебедевым в шубке:

Так что меха от Шарикова шли нарасхват!
Магазины рабочего кредита были очень популярны.
Именно из такого магазина происходил наряд Эллочки Людоедки у Ильфа и Петрова:
"...по рабкредиту была куплена собачья шкура, изображающая выхухоль".
Та самая шкура, которую Эллочка раскрасила зелёной акварелью, назвала мексиканским тушканом, а Остап Бендер повысил статус меха до шанхайского барса.
Куплен этот мех был в подражание ненавистной конкурентке по части шика - американской миллионерше Вандербильдихе.
Эллочка, конечно, собиралась выглядеть как-то так:

А это та самая Вандербильдиха.
И она в самом деле в какой-то шкурке:

Но тут уж никакого Шарикова.
И никакого протеина.
Разумеется, в наших переводных книгах тоже полно ляпов, которые проглядели редакторы.
Как те грибы, что стали устрицами в омлете.
Впрочем, даже в русских книгах неопытный читатель может запутаться.
Не учесть привычных условностей и фигур речи.
Например, мы часто говорим вместо "книга такого-то" просто "такой-то".
" Достань-ка мне синего Пушкина с верхней полки" - ведь понятно, о чём это?
Писатель В.Вересаев вспоминал мальчика 13 лет, который прочитал "Евгения Онегина" и спросил мать:
- А когда Татьяна вышла замуж за толстого генерала, ведь это был её второй муж?
- Что за вздор ты говоришь? Первый.
- Нет, первый был "Мартын Задека, глава халдейских мудрецов" (если кто подзабыл, Мартын Задека автор любимого сонника Татьяны Лариной - С.)! А генерал уже второй.
- ????
- Ты забыла, а я нет. Смотри, вот тут Пушкин так и написал:
Мартын Задека стал потом
Любимец Тани. Он отрады
Во всех печалях ей дарит
И безотлучно с нею спит...
|
</> |