"Агата", фильм 1979 г.
megumi_ikeda — 14.10.2022
Это такой прелестный...э-э... фанфик по биографии Агаты Кристи.
Который, кстати, вызвал изрядное недовольство родственников
писательницы. Их можно понять - картина посвящена самому
скандальному эпизоду из жизни писательницы, которая в целом-то
всегда вела респектабельный образ жизни, - ее 11-дневному
исчезновению в 1926 г. аккурат после того, как первый муж объявил
миссис Кристи, что скоро эту фамилию будет носить другая женщина.
После чего писательница исчезла, бросив машину и часть вещей, и где
она скрывалась и что делала, пока ее мужа трясла полиция, а газеты
соревновались в скандальности заголовков, - до сих пор неизвестно.
То, что в фильме, это, конечно, сказка. Но сказка очень красивая,
нежная, романтичная и грустная. Можно ее рассматривать как любовную
историю, разумеется, но (немножко спойлер!) как раз любви-то там
почитай что и нет. Предчувствие любви, да, разлито в воздухе в
каждом кадре. Сразу же с терпким привкусом невозможности. Но прежде
всего, кмк, это все-таки история человека в кризисе. История того,
как падаешь на самое дно колодца, а потом выбираешься, и до чего
важно и нужно, чтоб при этом рядом оказался друг, способный на
настоящую преданность.Тут да, конечно, сказывается ядерная харизма
Дастина Хоффмана в роли нагловатого и циничного журналиста с
большим сердцем, но не могу отделаться от впечатления, что помимо
(и мимо) всей мужской привлекательности персонажа более всего
трогает именно то, что он смог повести себя как действительно
настоящий друг и защитник героини. Потому что, конечно, сценарий
про женщину - легкую добычу - самый распространенный в таком
сеттинге, что в фильме, что в жизни, и когда герой Хоффмана дает
женщине место самой сделать шаг, самой решить, каким будет
следующий, - это прям очень цепляет. Ну и вообще очень занятно
наблюдать, как воплощаемая Ванессой Редгрейв героиня на глазах
распрямляется, обретая опору под ногами, причем это совершенно не
проговаривается напрямую, но прям очень заметно по тому, как
по-иному она двигается, смотрит. Ванесса вообще очень хороша в этой
роли, являя собой женщину одновременно неуклюжую, неловкую,
какую-то цапельно-угловатую, а в другой сцене бац - и обретающую
грациозность настоящей цапли и спокойное нежное достоинство. Ну а
Дастин Хоффман, конечно, концентрированный мужчина, вот как
фокстерьер - концентрированная собака, да простят мне это сравнение
не-собачники. И очень удачно, что создатели фильма ровным счетом
ничего не стали делать с его маленьким ростом! То, что там все его
партнеры по сценам выше него минимум на полголовы, - оно совершенно
не портит образ, а дополнительно... характеризует. И да, с Редгрейв
у них совершенно офигенная химия.