Абхазские зарисовки. Храм святого мученика Василиска Команского
uctopuockon_pyc — 01.04.202328.09.2022
В прошлой прогулке мы завершили прогулку по Гудауте (https://cand-orel.livejournal.com/2591698.html).
И в это раз отправились по священным местам Абхазии. Тут будет несколько мест и, соответственно, постов по результатам посещений и последующих разбирательств с материалом. И касаться всё это будет в основном христианской (официальной) религии, но может быть чуть и местных верований (не менее официальных).
Я приведу фотографии с места экскурсии со своими комментариями и некоторые фактические материалы и данные по сути просмотренного...
История о посещении гробницы от паломников (https://semyaivera.ru/2015/08/01/palomnichestvo-k-svyatyinyam-abhazii-muchenik-vasilisk-komanskiy/)
Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница и храм святого славного мученика Василиска. Этот римский воин-христианин, в 308 году был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.
По преданию, язычники, конвоировавшие Василиска, привязали его к засохшему дубу, стоявшему у подножия огромного холма, и оставили под палящими лучами солнца на мучительную смерть от жажды.
— Пусть твой Бог напоит тебя! — смеялись язычники.
И тогда Василиск обратился с молитвой к Богу, и Бог услышал его: земля заколебалась, и из скалы забил источник. А также и сухой дуб ожил, зазеленел листвой, и с него полились струи воды, омывая лицо и тело Василиска, насытив его иссохшие губы влагой.
Воины испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика.
К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему при нести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку.
Кончина мученика по следовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления!
Святителю Иоанну Златоусту, перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес:
— Завтра будем вместе!
О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!
С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!
И чуть более с вязанный и развёрнутый рассказ с сайта https://astv.ru/club/blog/hochu-skazat/Y4IeV51z2EuMlwAvnxN5wQ:
Святой мученик Василиск Команский родился в последней четверти III века в селении Хумиалон . Это село располагалось рядом с Амасией и приблизительно в 9 км к северу от города Команы Понтийские . Св. Василиск приходился племянником св. мученику Феодору Тирону, который также родился в пределах города Амасия и вырос в том же Хумиалоне. После смерти правителя Амасии Пуплия, при котором св. Феодор Тирон принял мученическую кончину, новым начальником (игемоном) Амасии был назначен Асклипиодот, фригиец родом, который, придя в Амасию, подверг христиан гонениям. Это происходило во времена соправления Римской империей августов Максимиана и Максимина, т.е. между 308 и 310 гг.
После оглашения в Сенате города Амасия актов св. Феодора Тирона, в которых были изложены события, связанные с исповеданием им христианской веры и его мученической кончиной, правитель Асклипиодот заинтересовался дальнейшей судьбой упоминавшихся в этих актах св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Они, как выяснилось, находились под стражей в Амасии. Асклипиодот дал указание привести их к нему. Клеоник и Евтропий были родными братьями, родом из Каппадокии . Они вместе со св. Василиском были воинами и соратниками св. Феодора Тирона. Игемон Асклипиодот потребовал от св. Евтропия, чтобы он вместе с Клеоником и Василиском совершил жертвоприношение в честь языческих богов и римских императоров.
Причем, Асклипиодот не настаивал непременно осуществить саму процедуру языческого жертвоприношения, он требовал от св. Евтропия, лишь огласить публично, что он принес жертву богам и повинуется игемону. После отказа, последовавшего от св. Евтропия, правитель обратился к Клеонику и Василиску, спрашивая у них, совершат ли они жертвоприношение богам, чтобы остаться в живых или же будут на стороне Евтропия, чтобы подвергнуться тем же мучениям. Клеоник и Василиск ответили Асклипиодоту, что они пострадают за Христа вместе с Евтропием. Святые Евтропий, Клеоник и Василиск подверглись жестоким мучениям. Их растягивали и избивали жесткими кнутами. Затем их опять заключили в темницу. Св. Евтропия вызывали из тюрьмы еще несколько раз, но он снова и снова отказывался принести жертву богам и повиноваться игемону.
По решению Сената города Амасия был назначен день принесения жертвы богам. В этот день Асклипиодот повелел призвать всех жителей Амасии и членов Сената в храм Артемиды, где каждый должен был совершить жертвоприношение, которое заключалось в воскурении ладана (ливана) перед статуей богини Артемиды. Ладан в руки каждому давал сам Асклипиодот.
Для совершения этого жертвоприношения привели из заключения и Евтропия, Клеоника и Василиска. После мольбы св. Евтропия к Богу о помощи, произошло землетрясение, от которого сотрясся храм и статуя Артемиды упала и разбилась. Сильно напуганный игемон и все те, кто были с ним, выбежали из храма. Затем Асклипиодот, придя в здание Сената, повелел принести асфальт и растопить смолу в трех медных тазах с тем, чтобы вылить их на св. мучеников. Он также дал указание вбить столбы в землю, чтобы растянуть на этих столбах за ноги и руки святых мучеников, и принести туда котлы с кипящей смолой.
На следующее утро по указанию Асклипиодота привели святых Евтропия, Клеоника и Василиска. После очередного отказа св. Евтропия принести жертву богам, Асклипиодот повелел распять св. мучеников, вынося им приговор следующего содержания: «Евтропия, «учителя магов», и с ним «колдуна» Клеоника, не подчинившихся повелению августов (императоров) и признавших себя христианами, распять за городом. Василиска вновь заключить в тюрьму».
Св. Василиск потребовал от игемона, чтобы был вынесен приговор и ему. Асклипиодот возразил, что, поскольку они, Евтропий, Клеоник и Василиск, условились пострадать вместе, он не вынесет одновременного приговора всем троим. Св. Евтропий и Клеоник были пригвождены палачами к древам, где они отдали свои души Богу.
Мученическая кончина св. Евтропия и Клеоника произошла между 308 и 310 гг. День их памяти совершается 3 марта (16 марта по новому стилю).
Два благочестивых человека, которых звали Коид и Велоник, мужы сенаторские, испросили у игемона Асклипиодота, дав ему дары, позволения взять для погребения тела святых мучеников. Велоник с почестями предал погребению тело св. Евтропия в своем владении, называвшемся Ферма, которое находилось в 18 милях (около 27 км) от Амасии.
Тело же Клеоника было предано погребению Коидом, который, натерев его благовониями, похоронил его в селении, именовавшемся Кима и расположенном в 30 милях (около 45 км) от Амасии. В местах погребений св. мучеников Евтропия и Клеоника совершались великие знамения и чудеса.
Спустя какое-то время при правлении того же римского императора Максимиана (308-310 гг.) на место игемона Асклипиодота был направлен новый правитель по имени Агриппа. Ему также было поручено подвергать христиан гонениям. В это время мученик Василиск все еще находился в заключении в Амасии . После усиленной мольбы св. Василиску явился Господь, который сказал ему, чтобы он не скорбел о том, что призывается последним.
Господь сообщил св. Василиску и то, что он будет отпущен из тюрьмы, чтобы увидеться со своими родными и затем, вернувшись, примет мученическую кончину в Команах. Когда наступило утро, св. Василиск позвал своих охранников и попросил их, чтобы они отпустили его на несколько дней к родным, в селение Хумиалон. Солдаты ответили ему, что они отпустили бы его, если бы не боялись того, что в скором времени он может быть призван к правителю. Тогда св. Василиск попросил солдат сопроводить его к родным, и сделать это до того, как игемон Агриппа прибудет в Амасию.
Мученик Василиск в сопровождении солдат был отведен в свой дом в Хумиалоне. Там он наставил в вере свою мать, братьев и родных, призывая их оставаться преданными вере Христовой и молиться за него Господу. После этого св. мученик Василиск возвратился вместе с сопровождавшими его солдатами в город Амасию.
Прибывший в Амасию игемон Агриппа, выяснив все, что касалось св. мученика Василиска, дал указание отвести его в город Команы для совершения над ним судебного процесса. Туда же, в Команы, немедля отправился и сам Агриппа. Расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.
Солдаты, придя в тюрьму, вывели оттуда св. Василиска и, обув его в железные башмаки, натыканные изнутри гвоздями, повели его прямо в Команы. По дороге гвозди в обуви вонзались до самых костей св. мученика, так что вся земля, по которой волокли его солдаты, была залита кровью. Закат застал конвой в селении Дакозар (по другой версии Дакон) и они остались на ночлег в доме госпожи того села, гречанки (язычницы) по имени Траяни.
Солдаты привязали св. Василиска к высохшему платану с обведенными назад вокруг ствола дерева руками. Сами же направились в дом, где для них был накрыт ужин. Святого мученика сопровождали около тринадцати солдат. Св. Василиск, оставшись один, привязанный к дереву, стал молиться Господу. Толпа народа собралась вокруг него. Во время мольбы св. Василиска произошло землетрясение, от которого все, находившиеся рядом с ним, испуганные, упали на землю.
Поднявшись, они увидели, что высохшее дерево покрылось зеленой кроной, а на том месте, где стоял сам св. Василиск, из земли забил источник воды. Госпожа этого селения, Траяни, видя это чудесное событие, уверовала во Христа вместе со всеми, кто жил в ее доме. Солдаты игемона, которые сопровождали св. Василиска, также уверовали в Господа. Они освободили его от оков и продолжили свой путь по направлению к Команам. На следующий день солдаты вместе со святым Василиском, уже несколько дней находившиеся в пути, достигли города Команы Понтийские. Напомним, что расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.
Там правитель Агриппа дает указание отвести св. Василиска в храм бога Аполлона для совершения жертвоприношения.
Когда солдаты привели Василиска в храм, игемон спросил св. мученика, почему он не желает совершить жертвоприношение согласно императорскому повелению. Св. Василиск ответил, что он не отказывался совершать жертвоприношения и всегда приносил Богу жертву хвалы и покаяния.
Обрадовавшись этим словам, правитель Агриппа вознес хвалу богам. Св. Василиск же, приблизившись к алтарю и воздев руки к небу, стал молиться, и тотчас с неба снизошел огонь, который сжег храм и находившуюся в нем статую Аполлона .
Игемон, видя все это, поспешно выбежал из храма. Весь город пришел в замешательство. Агриппа вновь вопросил св. Василиска, почему он, вместо того, чтобы принести жертву богам, своим «колдовством» сжег храм и превратил в пепел их богов. Св. Василиск ответил игемону, что он от содеянного не отрекается.
Он действительно, воздев руки к небу, как тому свидетелем был сам игемон, призвал Бога, который на небесах. И снизошедший оттуда огонь сжег окончательно камни и древа, и статуи богов их превратил в пепел для того, чтобы показать им, что они находятся в заблуждении, веря своими богам, и тем самым губят свои души.
Игемон Агриппа, видя непреклонность святого мученика, вынес ему приговор: отрубить мечом голову св. Василиску и бросить его тело в реку. Палачи вывели святого мученика за городские стены Коман и там, в месте, именовавшемся Диаскор, отсекли ему голову. Тело св. мученика, согласно повелению Агриппы, было брошено в реку . Как известно, посередине города Команы Понтийские протекала река Ирис .
Мученическая кончина св. Василиска произошла 22 мая (4 июня по новому стилю), между 308 и 310 гг.
Некто Маринос, христолюбивый человек, отдав много денег палачам, забрал у них святые останки мученика Василиска. Он же построил в Команах храм и положил в нем с соответствующими почестями святые мощи мученика Василиска.
В этом храме, по свидетельству составителей жизнеописания св. Василиска Команского, многие люди получали исцеления, и там же происходило много других чудесных знамений.
Храм, был выстроен на месте мученической кончины св. Василиска, т. е. за стенами города Команы Понтийские.
Ровно через век, в 407 году, конвой, который вел св. Иоанна Златоуста, достигнув Коман Понтийских, остановился на ночлег в этом храме св. мученика Василиска Команского. Ночью Златоусту явился св. Василиск, который обратился к нему со словами: «Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе».
На следующий день по настоянию солдат Златоуст продолжил свой путь в Питиунд. Однако его состояние резко ухудшилось, и солдаты возвратили его снова в Команы, в храм св. Василиска. Там он испустил дух, произнеся свои последние слова: «Слава Богу за все!». Это случилось 14 сентября 407 г.
Тело св. Иоанна Златоуста был погребено в храме св. Василиска в Команах. В 438 г. его останки были торжественно перенесены из Коман в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.
И небольшой конспект по Википедии:
Василиск Команский (Βασιλίσκος) — христианский святой, мученик. Был племянником святого мученика Феодора Тирона; пострадал с братьями Клеоником и Евтропием во время гонения императора Максимиана Галерия (305—311) на христиан.
Мученики Василиск, Клеоник и Евтропий родились в г. Амасье. За христианство их представили перед правителем Амасьи Асклепиодотом, их жестоко избили, но им было видение Господа и святого Феодора Тирона, они сразу же исцелились от всех ран. Множество язычников, удивленные этим чудом, обратились к Христу, за что были обезглавлены.
Увидев, что силой не может обратить святых в язычество, Асклепиодот решил поменять стратегию: он их разделил и пытался убедить и уговорить их лестью и обещаниями отказаться от христианской веры. Жалкая его попытка провалилась. Святой Клеоник, вместо того, чтобы поддаться на подкуп, смеялся над правителем. Молитвами святые Василиск, Клеоник и Евтропий заставили опрокинуться статую Артемиды, что повлекло к их кровавому мученичеству.
В землю врыли высокие деревянные колья, привязали к ним мучеников и поливали кипящей смолой, рвали их тела железными крючьями и посыпали раны смесью горчицы, соли и уксуса. Утром 3 марта Евтропия и Клеоника распяли, а Василиска же отправили в Команы Понтийские, где содержали в темнице.
Правитель Агриппа, прибыв в город Амасью, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.
Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твёрдо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришёл в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощником правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжёлые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы. Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны.
Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из