Критическое наследие: минойское искусство в Египте

топ 100 блогов uctopuockon_pyc31.03.2023
Принцесса ест жареную утку. Новое царство. Амарнский период. XVIII династия.
Принцесса ест жареную утку. Новое царство. Амарнский период. XVIII династия.

Искусство амарнского периода Египта стало настоящим фурором для египтологов, искусствоведов и ценителей прекрасного. Открытие гробницы KV62 (Тутенхамон — фото) послужило толчком к распространению «египтомании» во всём мире, а бюст Царицы Нефертити (фото) вскружил голову всем, став одним из эталоном красоты XX столетия.

Оба шедевра относятся к амарнскому периоду.

Принцесса из Амарны. Новое царство XIV в. до н. э. Британский музей.
Принцесса из Амарны. Новое царство XIV в. до н. э. Британский музей.

Это искусство так сильно отличалось от строгих классических канонов предшествовавших эпох, что ставило в тупик археологов и искусствоведов. Революция Эхнатона (Аменхотепа IV) была подавлена, имя его было вычеркнуто на века из истории, но преобразования в искусстве отразились на всём дальнейшем эстетическом творчестве Египта.

Статуя Нефертити. Новое царство XIV в. до н. э. Париж. Лувр.
Статуя Нефертити. Новое царство XIV в. до н. э. Париж. Лувр.

Маска Тутенхамона и бюст Нефертити считаются одними из самых известных произведений искусства Египта.

Посмертная маска Тутанхамон. Египетский музей. Каир.
Посмертная маска Тутанхамон. Египетский музей. Каир.

Но как случилась эта революция? Откуда взялись эти создатели прекрасного? Не по царскому же указу?! Для оттачивания мастерства такого уровня нужно время, да и сами творцы, способные воплотить новые идеи в жизнь.

Разгадка для меня пришла с неожиданной стороны — из соседней Греции. Я наткнулся на гипотезу Д. Нинковича и Б. Хейзена (статья Геворкяна С.Г.), согласно которой минойская цивилизация никуда после Санторинской катастрофы (извержения вулкана) не исчезла, а просто «перебралась» с опустошенного Крита на Пелопоннес.

Микенская фреска. Греция.
Микенская фреска. Греция.

В том, что микенская культура материковой Греции была продолжением минойской, они были не одиноки. Так, М. Вентриса и Дж. Чедвика отмечают, что значительный прогресс культуры материковой Греции отмечается лишь с конца XV в. до н.э. (момента разрушения минойских городов Крита).

Минойская фреска. Кносский дворец. XVI век до н. э.
Минойская фреска. Кносский дворец. XVI век до н. э.

Артур Эванс (первооткрыватель Минойской цивилизации) был так же категоричен:

«Микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности».

Минойская фреска - костюм женщины. Кносский дворец. XVI век до н. э.
Минойская фреска - костюм женщины. Кносский дворец. XVI век до н. э.

Д. Нинкович и Б. Хейзен отмечают: «...мы на основании геологических и археологических данных приходим к заключению, что значительный прогресс в развитии цивилизации Эллады, обычно называемой Микенской в поздний период, после извержения Санторина в 1400 г. до н.э. был обусловлен приходом критских беженцев, которые ввели в материковой Греции традиции минойского общества и алфавит».

Но причём здесь Египет?

Минойский бык из склепа Тутенхамона. ltraditionalist.livejournal.com/1422004.html
Минойский бык из склепа Тутенхамона. ltraditionalist.livejournal.com/1422004.html

 Дело в том, минойский Крит (в период своего расцвета) имел больше экономических и культурных связей с Египтом и Малой Азией, чем с материковой Грецией. Поток беженцев ожидаемо устремился и в южном направлении. По мнению Р. Дюссе и А. Эванса, разрушение минойского Крита произошло по египетской хронологии в период между царствованиями фараонов Тутмоса III и Эхнатона, в 1450–1357 гг. до н.э., что совпадает со временем амарнского периода.

Появление микенской культуры в Греции (если следовать выводам А. Эванса, Д. Нинковича и Б. Хейзена) и амарнская революция в Египте произошли почти синхронно, и причина тому стала Санторинская катастрофа в Эгейском море, разрушившая города Крита и Киклад.

Подносящий дары мужчина в микенском килте. Рисунок из гробницы Менхеперрасенеба, ок. 1500—1450 годы до н. э. Фивы
Подносящий дары мужчина в микенском килте. Рисунок из гробницы Менхеперрасенеба, ок. 1500—1450 годы до н. э. Фивы

К этому стоит добавить и такой факт, что критяне (егип. кефтиу) жили в Египте уже с самого основания Нового царства, о чём сейчас находятся всё больше и больше подтверждений. Есть данные, что минойцы фактически приняли участие в основании новой династии: они помогли фараону Яхмосу — основателю XVIII династии (XVI век до н. э.) в его борьбе с гиксосами (семитами, протоевреями).

Любопытно так же утверждение американского антрополога К. Куна о том что «критские черепа, очень схожи с египетской коллекцией черепов из Накады (преддинастический период перед Средним Царством)». ссылка

Минойские настенные росписи в Телль-эль-Даба - Аварис. Египет.
Минойские настенные росписи в Телль-эль-Даба - Аварис. Египет.

Найдены и материальные свидетельства этих контактов, изрядно всполошившие египтологов. Минойские фрески из Авариса, изображающие сцены игры с быком идентичные фрескам Кносского дворца (предположительно 1479—1458 гг. до н. э.).

Фрески гробницы Нахта. Египет. 1400-1390 гг. до н. э.
Фрески гробницы Нахта. Египет. 1400-1390 гг. до н. э.
Гробница Нахта. Три юных музыкантши играют на лютне, арфе и двойной флейте. 1400-1390 гг. до н. э.
Гробница Нахта. Три юных музыкантши играют на лютне, арфе и двойной флейте. 1400-1390 гг. до н. э.
Гробница Нахта. Слепой арфист. 1400-1390 гг. до н. э.
Гробница Нахта. Слепой арфист. 1400-1390 гг. до н. э.

А вот фрески из гробницы Нахта — время правления фараона Тутмоса IV (1400-1390 гг. до н. э.). Влияние минойского искусства усиливается. Динамичность фигур и растительные композиции.

Минойская фреска — Весна.
Минойская фреска — Весна.
Минойская фреска — Сборщица шафрана.
Минойская фреска — Сборщица шафрана.

Ещё до начала правления Эхнатона минойское искусство в Египте, как сейчас принято говорить, завоевало популярность. Можно говорить о существовании значительной критской колонии в Древнем Египте.

Роспись дворца Аменхотепа III. Крито-минойские мотивы.
Роспись дворца Аменхотепа III. Крито-минойские мотивы.

Фреска из дворца Аменхотепа III — отца Эхнатона — с явными минойскими мотивами.

Роспись пола дворца в Ахетатона. Фрагменты. Амарна. Египет.
Роспись пола дворца в Ахетатона. Фрагменты. Амарна. Египет.
Минойская фреска. Охота на кабана. Тириф. Афинский музей.
Минойская фреска. Охота на кабана. Тириф. Афинский музей.

Если присмотреться, то можно заметить сходство пород собак на египетской и минойской фреске.

Конечно же, амарнское искусство не является полной копией минойского — оно лишь включило в себя то, что соответствовало и способствовало выражению новой идеологии Египта — атонизма. А жизнеутверждающее минойское искусство как нельзя кстати соответствовало принципам новой религии. Переосмыслив и переплавив в себе местные каноны с изобразительными формами минойского Крита атонизм дал уникальное амарнское искусство.

Известняковый рельеф, изображающий царскую чету в стиле Амарны, приписывается Эхнатону и Нефертити, Сменхкаре и Меритатон или Тутанхамону и Анхесенамон.
Известняковый рельеф, изображающий царскую чету в стиле Амарны, приписывается Эхнатону и Нефертити, Сменхкаре и Меритатон или Тутанхамону и Анхесенамон.
Эхнатон и Нефертити (1356-1340 до н. э.) Египетский музей. Каир.
Эхнатон и Нефертити (1356-1340 до н. э.) Египетский музей. Каир.
Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Нефертити. Музей Лувр. Париж.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Нефертити. Египетский музей. Берлин

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Статуя Нефертити. Египетский музей. Берлин.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Амарнская принцесса — дочь Эхнатона и Нефертити. (с) фото Виктор Солкин.

Источник: Египтология с Виктором Солкиным

Амарнский период прославился, прежде всего, своими барельефами и скульптурами.

Минойский мир поражает фресками... Однако это лишь то малое, что осталось после катастрофы. Сохранилось и ряд уникальных образцов минойской скульптуры.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Минойская скульптура. Прыжок через быка. Британский музей.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Минойская статуэтка. Женщина-акробатка в костюме с бычьей головой. Слоновая кость. 2800-1100 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Минойская скульптура. Бронза. 1600-1500 гг. до н.э. Кливлендский музей.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Минойская майолика Кносский дворец. 1700 - 1400 до н.э. Археологический музей Ираклиона.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Минойская культура. Ритуальная подставка. Фестсский дворец 1700-1600 до н.э. Археологический музей Ираклиона.

Критическое наследие: минойское искусство в Египте

Бронзовая женская фигура. 1600-1450 гг. до н. э . Метрополитен. Нью-Йорк.

Вазон. Минойская культура. Археологический музей Ираклиона.
Вазон. Минойская культура. Археологический музей Ираклиона.

По теме:

Крит

Древний Египет

Золотой парад фараонов 2021 года

Источники:

Нефертити

Эхнатон

ltraditionalist.livejournal.com

holy-matriarchy.livejournal.com

ultima-cruzado.livejournal.com

Критическое наследие: минойское искусство в Египте Flag Counter
Flag Counter


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- А ты чего ждёшь? Иди уже. Лёгким движением руки вскинув рюкзак, я расправив плечи уверенной и бодрой походкой пошагала в сторону первого лагеря всем своим видом напоминая иллюстрацию к песне - Нам не страшен серый волк, серый волк... На самом деле рюкзак мой был ни фига не лёгким и ...
Давно хотел снять Площадь Павших борцов, недавно получилось попасть на гостиницу Интурист и ЦУМ. Пожалуй это был самый самый залаз который когда либо был, да и крыша с её видами тоже впечатлила. А ещё, до этого момента я думал что я не ...
молитва 15:50:39 DSC_4429 Taken on December 16, 2013 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/5.6 55.0 mm 1/50 1600 rite Sema, dervishes Konya, Konya, ...
Всегда заходил разговор, почему это в СССР не введут такое же правило. Объяснение казалось достаточно обоснованным – то немцы, а то мы, - разница в дисциплинированности и ответственности населения не позволяет. Сейчас же при огромной ...
Выношу из комментов. У Аввы обсуждение недавнего указа Маска чтобы все технические менеджеры Твиттера 20% своего времени сами писали код. https://avva.livejournal.com/3501725.html Интересный вопрос. Я не программист но в биологии наверное чем-то похоже. Некоторые биологи говорят что ...