Критическое наследие: минойское искусство в Египте
uctopuockon_pyc — 31.03.2023
Искусство амарнского периода Египта стало настоящим фурором для египтологов, искусствоведов и ценителей прекрасного. Открытие гробницы KV62 (Тутенхамон — фото) послужило толчком к распространению «египтомании» во всём мире, а бюст Царицы Нефертити (фото) вскружил голову всем, став одним из эталоном красоты XX столетия.
Оба шедевра относятся к амарнскому периоду.
Это искусство так сильно отличалось от строгих классических канонов предшествовавших эпох, что ставило в тупик археологов и искусствоведов. Революция Эхнатона (Аменхотепа IV) была подавлена, имя его было вычеркнуто на века из истории, но преобразования в искусстве отразились на всём дальнейшем эстетическом творчестве Египта.
Маска Тутенхамона и бюст Нефертити считаются одними из самых известных произведений искусства Египта.
Но как случилась эта революция? Откуда взялись эти создатели прекрасного? Не по царскому же указу?! Для оттачивания мастерства такого уровня нужно время, да и сами творцы, способные воплотить новые идеи в жизнь.
Разгадка для меня пришла с неожиданной стороны — из соседней Греции. Я наткнулся на гипотезу Д. Нинковича и Б. Хейзена (статья Геворкяна С.Г.), согласно которой минойская цивилизация никуда после Санторинской катастрофы (извержения вулкана) не исчезла, а просто «перебралась» с опустошенного Крита на Пелопоннес.
В том, что микенская культура материковой Греции была продолжением минойской, они были не одиноки. Так, М. Вентриса и Дж. Чедвика отмечают, что значительный прогресс культуры материковой Греции отмечается лишь с конца XV в. до н.э. (момента разрушения минойских городов Крита).
Артур Эванс (первооткрыватель Минойской цивилизации) был так же категоричен:
«Микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности».
Д. Нинкович и Б. Хейзен отмечают: «...мы на основании геологических и археологических данных приходим к заключению, что значительный прогресс в развитии цивилизации Эллады, обычно называемой Микенской в поздний период, после извержения Санторина в 1400 г. до н.э. был обусловлен приходом критских беженцев, которые ввели в материковой Греции традиции минойского общества и алфавит».
Но причём здесь Египет?
Дело в том, минойский Крит (в период своего расцвета) имел больше экономических и культурных связей с Египтом и Малой Азией, чем с материковой Грецией. Поток беженцев ожидаемо устремился и в южном направлении. По мнению Р. Дюссе и А. Эванса, разрушение минойского Крита произошло по египетской хронологии в период между царствованиями фараонов Тутмоса III и Эхнатона, в 1450–1357 гг. до н.э., что совпадает со временем амарнского периода.
Появление микенской культуры в Греции (если следовать выводам А. Эванса, Д. Нинковича и Б. Хейзена) и амарнская революция в Египте произошли почти синхронно, и причина тому стала Санторинская катастрофа в Эгейском море, разрушившая города Крита и Киклад.
К этому стоит добавить и такой факт, что критяне (егип. кефтиу) жили в Египте уже с самого основания Нового царства, о чём сейчас находятся всё больше и больше подтверждений. Есть данные, что минойцы фактически приняли участие в основании новой династии: они помогли фараону Яхмосу — основателю XVIII династии (XVI век до н. э.) в его борьбе с гиксосами (семитами, протоевреями).
Любопытно так же утверждение американского антрополога К. Куна о том что «критские черепа, очень схожи с египетской коллекцией черепов из Накады (преддинастический период перед Средним Царством)». ссылка
Найдены и материальные свидетельства этих контактов, изрядно всполошившие египтологов. Минойские фрески из Авариса, изображающие сцены игры с быком идентичные фрескам Кносского дворца (предположительно 1479—1458 гг. до н. э.).
А вот фрески из гробницы Нахта — время правления фараона Тутмоса IV (1400-1390 гг. до н. э.). Влияние минойского искусства усиливается. Динамичность фигур и растительные композиции.
Ещё до начала правления Эхнатона минойское искусство в Египте, как сейчас принято говорить, завоевало популярность. Можно говорить о существовании значительной критской колонии в Древнем Египте.
Фреска из дворца Аменхотепа III — отца Эхнатона — с явными минойскими мотивами.
Если присмотреться, то можно заметить сходство пород собак на египетской и минойской фреске.
Конечно же, амарнское искусство не является полной копией минойского — оно лишь включило в себя то, что соответствовало и способствовало выражению новой идеологии Египта — атонизма. А жизнеутверждающее минойское искусство как нельзя кстати соответствовало принципам новой религии. Переосмыслив и переплавив в себе местные каноны с изобразительными формами минойского Крита атонизм дал уникальное амарнское искусство.

Нефертити. Музей Лувр. Париж.

Нефертити. Египетский музей. Берлин

Статуя Нефертити. Египетский музей. Берлин.

Амарнская принцесса — дочь Эхнатона и Нефертити. (с) фото Виктор Солкин.
Источник: Египтология с Виктором Солкиным
Амарнский период прославился, прежде всего, своими барельефами и скульптурами.
Минойский мир поражает фресками... Однако это лишь то малое, что осталось после катастрофы. Сохранилось и ряд уникальных образцов минойской скульптуры.

Минойская скульптура. Прыжок через быка. Британский музей.

Минойская статуэтка. Женщина-акробатка в костюме с бычьей головой. Слоновая кость. 2800-1100 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона.

Минойская скульптура. Бронза. 1600-1500 гг. до н.э. Кливлендский музей.

Минойская майолика Кносский дворец. 1700 - 1400 до н.э. Археологический музей Ираклиона.

Минойская культура. Ритуальная подставка. Фестсский дворец 1700-1600 до н.э. Археологический музей Ираклиона.

Бронзовая женская фигура. 1600-1450 гг. до н. э . Метрополитен. Нью-Йорк.
По теме:
Золотой парад фараонов 2021 года
Источники:
ltraditionalist.livejournal.com
holy-matriarchy.livejournal.com
ultima-cruzado.livejournal.com
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
Жадина
В Южной Корее коллапс электронных сервисов
Мой комментарий к записи «Гимназия имени Кекина в Ростове Великом, 1911 г.» от
Депутата от Единой России нашли повешенным
Россия — великая держава, или Цитата дня
Вышний Волочёк - Казанский проспект
Дима должен был приехать ко мне 10 октября

