Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

топ 100 блогов cand_orel08.05.2023

28.09.2022

В прошлой прогулке мы посетили Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище (https://cand-orel.livejournal.com/2751183.html), а сейчас проехали Сухуму и едем на юг к Храм Илии Пророка в Агудзерах:

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах
Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

У въезда в поселок Агудзера располагается храм св. Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Храм был построен известным меценатом, лесопромышленником Николаем Смецким. На рубеже столетий костромской помещик Николай Николаевич Смецкой приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для легочных больных. В 1908 году Смецкой на собственные средства построил церковь в своеобразном стиле.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Этот помещик для Абхазии личность достаточно примечательная....

Николай Николаевич Смецкой (18 октября 1852, Москва — 9 октября 1931, Сухуми) — российский меценат и предприниматель. Создатель Сухумского дендропарка, основатель абхазских санаториев для больных туберкулёзом.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Николай Николаевич родился в семье директора Константиновского межевого института Н. П. Смецкого. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1882 году женился на дочери археолога Ю. Д. Филимонова. Через семь лет из-за болезни жены семья перебралась в Сухуми.

Дорога рядом с храмом
Дорога рядом с храмом

Живя в Абхазии, внёс значительный вклад в развитие науки, экономики и культуры края. Здесь в 1890—1910 годах Смецким был разбит крупный парк субстропических растений (нынешний Сухумский дендропарк) и построены санатории для лечения лёгочных больных (корпус в Агудзере и два корпуса в Гульрипше).

Дорога рядом с храмом
Дорога рядом с храмом

По сути Николай Николаевич Смецкой стал выдающимся организатором абхазской экономики, начинателем оптовой торговли на Черноморском побережье Кавказа, одним из виднейших деятелей всего Кавказа в области дендрологии, научного ботаниковедения, виноградарства, виноделия и цитрусоведения.

Поселок Агудзера
Поселок Агудзера

Помимо этого занимался общественной и благотворительной деятельностью: был гласным Сухумской городской Думы, финансировал строительство ряда общественных зданий города.

После установления Советской власти Смецкой с женой остались жить в своём бывшем имении при дендропарке (за ними закрепили его нижний этаж). С 1923 года — персональный пенсионер.

Умер в 1931 году от кровоизлияния в мозг.

В 1964 году у входа в дендропарк его основателю был установлен памятник.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах
Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Церковь, освященная во имя Георгия Победоносца, недолго оставалась храмом. В годы советской власти в храме располагались библиотека, курсы, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Храм освятили во имя Илии Пророка, и более 10 лет назад в храме состоялась первая служба. Сейчас ведется активная работа по реконструкции храма, восстановлению церковного хозяйства и возвращению утраченных земель. Силами прихожан из всех районов Абхазии к храму пристроена трапезная и баптистерия (крестильная), ведется восстановление нижней части храма, где велись службы более ста лет назад.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Храм обладает иконами, написанными абхазскими художниками. Примечательно, что в храме Илии Пророка богослужения ведутся на древнеславянском и абхазском языках, а византийские песнопения – на трех языках – древнеславянском, греческом и абхазском.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Несколько слов о поселке...

Агудзера — посёлок городского типа в Абхазии, расположенный в 12 км к югу от Сухума, на берегу Чёрного моря. Входит в состав посёлка городского типа и райцентра Гулрыпш (в северной её части).

Название посёлка происходит от искажённого определения Абгыдзара (абх. Абгыӡырра) — «кизиловая роща».

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

В начале XX века в местности Абгыдзара расположилось имение лесопромышленника из Костромской губернии Николая Смецкого, а в его центре был построен санаторий, названный «Агудзера», где отдыхала столичная богема. В 1970-е годы в Агудзере был построен Дом творчества «Литературной газеты», где отдыхали и работали многие советские поэты, писатели, художники и актёры: Зураб Церетели, Константин Симонов, Римма Казакова, Лариса Васильева, Сергей Залыгин, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Здесь находились дачи Нодара Думбадзе, Константина Симонова, Георгия Гулиа, Ивана Тарба, Евгения Евтушенко.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

В посёлке находился Сухумский физико-технический институт, основанный в 1950 году на базе двух секретных объектов, именуемых «объект А» (санаторий «Синоп» на базе бывшего имения великого князя Александра Михайловича) и «объект Г» (санаторий «Агудзеры» на базе бывшего имения Смецкого), на которых с 1945 по 1955 год работали немецкие физики в рамках проекта создания атомного оружия в СССР. 

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Место было выбрано по личному приказу Лаврентия Берии, который родился недалеко от этих мест. На секретных объектах работали немецкие физики: барон Манфред фон Арденне, нобелевский лауреат Густав Герц; советник Гитлера по науке Петер Тиссен, Др. Николаус Риль, Др. Макс Штеенбек, Карл Циммер, проф. Роберт Доппель, проф. Хайнц Позе и др. Многие из них получили высокие награды от Правительства Советского Союза за свою работу в Абхазии. В настоящее время на базе бывшего института образовано одноимённое государственное научно-производственное объединение.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

И, собственно, о самом пророке...

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Илия (ивр. אֵלִיָּהוּ [Элийяху], ивр. אֵלִיָּה [Элийя] «Бог мой Яхве»; др.-греч. Ἡλίας; в исламе — араб. إلياس [Ильяс]) — библейский пророк в Израильском царстве в IX веке до н. э.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

В христианстве Илия является самым почитаемым ветхозаветным святым. Память в Православных церквях, использующих юлианский календарь, совершается 20 июля (2 августа) , в остальных Церквях — 20 июля. В Католической церкви память 16 февраля. Почитается и в Древних восточных церквях. У восточных славян пророк Илия пользовался особенным почитанием. Считается покровителем воздушно-десантных войск и воздушно-космических сил России.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Иногда, по месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесвитянин.

Элийяху означает «Мой Бог» (אלי «мой Бог»; краткая форма имени Бога יהו в синодальном переводе переводится как Господь).

В древнееврейском, непосредственно в отношении пророка Илии, используются два варианта написания: אֵלִיָּהוּ [Элийяху] (3Цар. 2:27, 17—19) и אֵלִיָּה [Элийя] (Мал. 4:5). В имени Элийяху (др.-евр. אֵלִיָּהוּ) буква ה [х] («хей») произносится как глоттальная [h]. В силу несходства языков и несовершенства перевода на древнегреческий, греческий, старославянский, а затем и русский, имя Элияху преобразовалось в Илия.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. 17—21 и 4Цар. 1, 2).

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3Цар. 18:40). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась убить Илию.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Синай, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Илия был вознесён не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидает дня Второго пришествия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, Илия вместе с Енохом является одним из апокалиптических «двух свидетелей» (Откр. 11:3), которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем, «выходящим из бездны» (Откр. 11:7).

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её ему уже с огненной колесницы (4Цар. 2:11-13).

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). В христианстве считается, что здесь идёт речь о Втором пришествии Иисуса Христа, хотя многие считают, что здесь говорилось о пророке Иоанне Крестителе (Мф. 17:12), (Мф. 11:14), который приходил в духе Илии и который предшествовал Первому пришествию Христа. Перед вторым пришествием Иисуса Христа пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лжемессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу — убедив иудеев принять Христа.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Чудеса, связанные с Илией, описанные в Ветхом Завете:
— по молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1), из-за чего случился голод.
— по слову Бога пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). Позднейшие переводчики предполагали, что слово могло означать не воронов, а арабов, тем более что речь шла о пустыне (оба данных слова писались на иврите одинаково, но с разными огласовками: orvim — arabim).
— по слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16).
— воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
— низвёл огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38).
— по его молитве Бог дал дождь на землю после трёхлетного «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45).
— говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14).
— низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12).
— разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8).
— был вознесён живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Предполагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и должен явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3—12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». На Руси он ассоциировался со своим предшественником — языческим Перуном-громовержцем. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

 Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века. Согласно С. А. Иванову, «образ Илии как громовержца, разъезжающего по небу на колеснице, есть плод позднего народно-религиозного переосмысления». Н. М. Гальковский утверждает, что в связи с введением христианства на Руси древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими, где многие черты Перуна были перенесены на Илью пророка. 

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Концепцию прочного заслонения в христианское время пророком Ильёй бога Перуна высказывает и Б. А. Рыбаков. Ильин день торжественно отмечался по всей России 20 июля и праздновался со всеми признаками древнего языческого культа. Полагается, что этот грозовой день и был исконным днём громовержца Перуна. Замещение Перуна Ильёй случилась ещё до крещения Руси, когда только часть киевского боярства приняла христианство: в договоре Руси с Византией 945 года говорится о русах-язычниках, клявшихся Перуном, и о русах-христианах, приносивших присягу в соборной церкви пророка Ильи.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Согласно славянским народным легендам, опирающимся на книжную (библейскую, богомильскую) традицию, Илья был взят живым на небо. До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и св. Николаем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце. Святой ездит по небу на огненной (золотой) колеснице. 

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

По украинским поверьям, солнце — колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь — дорога, по которой ездит пророк, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (орлов.). Сила Ильи-громовержца столь велика, что её приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень в 40 десятин (орлов.), сковал ему одну руку и ногу (карпат.); сестра Ильи Огненная Мария скрывает от него день его праздника, иначе он от радости побьёт молниями весь свет (серб.); у св. Ильи есть только левая рука; если бы он имел обе руки, то перебил бы всех дьяволов на земле (банатские геры). 

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Перед концом света Илья спустится на землю и три раза объедет свет, предупреждая о Страшном Суде (орлов.); явится на землю умирать или примет мученическую смерть через отсечение головы на шкуре огромного вола, который пасётся на семи горах и выпивает семь рек воды; пролившаяся при этом кровь пророка сожжёт землю (карпат.). По легенде из Галиции, конец света наступит, когда Илья «так впалит громами, що земля росипитси i спалитси»; ср. русский духовный стих «О Страшном Суде», в вариантах которого святой выступает в роли исполнителя воли Господа, карающего грешный человеческий род.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Н. Веселовский, ссылаясь на греческого исследователя Николая Полита, указывает, что на святого перешли некоторые черты Гелиоса и Зевса, а также о схожести греческих обычаев дня Ильи-пророка (Ильи Громовника) и германо-славянских обычаев Иванова дня.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Вершины греческих гор часто носят имя св. Илии, и на большей их части возвышаются посвященные ему часовни. Наиболее известная из них стоит на высочайшей вершине Тайгета, прозванного «горой св. Ильи» уже в XVIII веке, по свидетельству лаконского поэта Никиты Нифаки. Двадцатого июля/[2 августа], в день, посвященный Восточною Церковью памяти пророка, паломники, с трудом взобравшиеся на вершину горы, разводят вечером множество костров, в которые бросают в честь святого ладан. Как только завидят эти огни окрестные жители, сами начинают палить вороха сена и соломы, пляшут вокруг и прыгают через них. Замечательно, рядом с обычаем жечь на Тайгете костры в праздник св. Ильи, отсутствие там такого же обычая на 24 июня/[7 июля], известного в других частях Греции и по всей Европе.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй-пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует.

Абхазские зарисовки. Храм Илии Пророка в Агудзерах

Источники информации:

https://anyha.org/xram-ilii-proroka-v-agudzerax/

https://www.apsnygid.ru/listing/hram-ilii-proroka/

https://sputnik-abkhazia.ru/20160618/1018762464.html

https://vk.com/wall-76320879_6383

https://www.shukach.com/ru/node/56562


Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне всё чаще кажется, что мои современники жили, да и сейчас живут, в двух реальностях, смешавшихся в одном времени так же причудливо, как водка и томатный сок в "Кровавой Мэри". "Весь Гефсиманский сад в это время гремел соловьиным пением".* Ложатся на лист строки. И в тот же миг ...
Как сообщают, 25 июня 2022 года на заводские ходовые испытания в Балтийское море впервые вышла большая дизель-электрическая подводная лодка Б-588 «Уфа» (заводской номер 01617) проекта 06363, построенная для ВМФ России в Санкт-Петербурге на АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав ...
В некоторых русских магазинах в пределах моей быстрой (максимум полтора часа) досягаемости, если человек купил товары на определенную сумму, то ему на кассе предлагают в подарок шоколадку. В одном из таких магазинов всегда также спрашивают, какой шоколад я предпочитаю, молочный или ...
Это я сейчас про свой организм. Вчера ему русским по-белому сказали: ВЫХОДНЫЕ, СПИ! И что? Глаза продрались в 6 утра, сна ни в одном глазу, мысли бродят по черепушке. Вот скажите, почему так: когда тебе никуда не надо, не спится, а когда на работу утром или куда-то рано ехать - в глаза ...
Когда мы встречаемся ( по случаю или просто так, вчера конечно получилось, что по случаю моего возвращения, а на самом деле просто так, я просто во время оказался рядом), Рашид иногда приносит свой фотоаппарат, мы фотографируемся, Мага mecnaz ...