А заодно и отличать кобеля от суки

Тут недавно с годами сильно помудревший Константин Ремчуков попытался себя то ли успокоить, то ли утешить, то ли и вовсе смирить гегелевской формулировкой, что все действительное разумно, а все разумное действительно. И всё-таки, наверное, стоит именно стараться по заветам Гегеля понять действительность, а не по Марксу пытаться её изменять.
Я, конечно, не обладаю гениальностью и амбициями Карла Маркса и даже мудростью Ремчукова, потому не осмелюсь и спорить, и соглашаться с Гегелем, это смешно и нелепо, хочу только уточнить один нюанс.
Если рассматривать позицию Гегеля чуть более конкретно и утилитарно, то следует иметь в виду, что в его системе всё происходящее в определенное время на определенной территории с определенным народом является проявлением Божественно замысла, а потому не просто закономерно, но по самому большому счету благодатно и совершенно.
Оставим сейчас в стороне мой личный атеизм, как не имеющий в данном случае никакого значения. Попытаемся исходить из предложенных Гегелем условий и понятий. Да, замысел, да, закономерность, да, высшее благо. И главное, да, исключительно по воле Создателя.
Но тогда мы вынуждены согласиться, что задачей философии ставим попытку не изучить и понять реальность, а стремление разобраться в этом самом замысле. Что уже представляется мне некой излишней гордыней.
Каков был замысел и какую ставил задачу Господь, приведя Гитлера к власти? Можно много рассуждать на эту тему и строить самые разные, иногда даже чрезвычайно остроумные, предположения. Но, думаю, что следует при этом учитывать, что всё равно в полном объеме высший план никогда не станет для нас доступен. И мне здесь ближе пусть мрачная и тоталитарная, но внутренне более логичная методика мышления Кальвина, строго придерживающегося предопределенности и принципиально не допускающего возможности человека своими поступками хоть как-то повлиять на спасение своей души.
Мы можем по результатам дел своих лишь получить свыше слабый намек на то, что было уже изначально предначертано. Легкое успокоительное, да и то не без некоторой вероятности ошибки толкования.
|
</> |