А всё-таки Лариса могла бы и поработать

топ 100 блогов zina_korzina18.11.2021
  • Написано для Яндекс-Дзен, но здесь - полностью.

    Я как-то писала, что Лариса Огудалова - героиня пьесы «Бесприданница» (1978) и фильма «Жестокий романс» (1984) не смогла бы пойти да работать, даже, если захотела бы. Точнее, желание «честного труда» и «светлой жизни», о которой писал, допустим, Николай Гаврилыч Чернышевский, должно было так перевесить склонности и капризы, что девушка двинула бы по шпалам в Петербург и так далее - навстречу какому-нибудь нигилисту с книжками.

    А всё-таки Лариса могла бы и поработать
    • Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984).

      Но Лариса не из таких – нет у неё воли к жизни и тем паче – воли к власти. А на телеграф милых барышень тогда ещё не брали. Так что – или в омут, или замуж, или – с Кнуровым на Exposition Universelle de 1878. Однако я забыла самое главное – и это я могла бы почерпнуть из других пьес Александра Островского, которые очень люблю. Лариса могла бы поступить на службу... Куда?

      В театр. Неслучайно у драматурга (и не только у него) постоянно звучит эта тема. Тогда во всём мире шло активное развитие зрелищных искусств. Например, «Без вины виноватые» - история девушки благородного происхождения – Любы Отрадиной, которая (прямо как Лариса) полюбила эффектного мужчину, родила от него, жила надеждой на брак, но красавец Муров женился на другой, а ребёнок, как сообщили – умер.

      Тогда Люба пошла в актрисы – под псевдонимом Кручинина, прославилась, а потом встретила своего «воскресшего» сына Гришу – в театральной труппе. То есть некое логическое продолжение Ларисы. В пьесе «Лес» актёр Несчастливцев – в реале дворянин Гурмыжский. Чеховская чайка - Нина Заречная – дочь помещика и тоже идёт в актрисы. Интересная деталь - имя Лариса переводится с греческого, как чайка.

      В «Господах Головлёвых» Михаила Салтыкова-Щедрина есть две барышни – Аннинька и Любинька, ставшие разбитными актёрками, играющими во французских водевилях. Это было распространённым явлением после 1861 года – небогатые дворяне шли работать, куда могли устроиться. Что касается Ларисы – ей прямая дорога на сцену. Напомню также - у неё в друзьях цыгане, а в пьесе это особо подчёркивается.

      Во-первых, она музыкальна – с умением петь, подыгрывая себе на гитаре, она могла бы вообще не иметь талантов к лицедейству. А пела она хорошо – купцы ходили к Огудаловым не только флиртовать, но и слушать романсы. Во-вторых, она красива – а это вообще давало все шансы на главные роли. В провинции публика аплодировала не столь игре, сколь внешности. Добавьте пение. Это же аншлаги и четыре бенефиса в году.

      В-третьих, у неё есть вкус – об этом говорит сам Островский, когда упоминает, что Лариса одета скромно и дорого. Это маркер. В те годы актёры были «соавторами» сценических костюмов – более того, они шились за деньги заказчиков, а не централизовано для театра. Нет, конечно, всякие римские доспехи и ренессансные штаны с буфами были в костюмерных...

      ...Но основной гардероб состоял из «личных» платьев и как восклицает актриса Негина из пьесы «Таланты и поклонники»: «У меня бенефис из головы нейдёт; платья нет, вот моя беда!» Другое дело, что Кнуров с Вожеватовым достали бы её и там – очень редкая актриса могла выбиться в примы или хотя бы на вторые роли без поддержки влиятельной публики.

      Хорошеньких девиц брали под своё покровительство богатые негоцианты и аристократы, крупные чиновники, модные адвокаты и прочая состоятельная публика. Впрочем, Ларисе могло бы повезти, как и вышеупомянутой Негиной – эта чудесная девица долго отбивалась от местных бизнесменов, а потом всё же ответила на чувства помещика Великатова.

      О нём автор сообщает: «… владелец отлично устроенных имений и заводов, отставной кавалерист, человек практического ума, ведет себя скромно и сдержанно». То есть пошла на содержание, но к приличному человеку, а не к кутиле грешному. И Лариса дождалась бы …разбогатевшего Паратова – дома у него нелюбимая жена, а в театре – волшебная Офелия и Мария Стюарт. Но автору захотелось избавить город Бряхимов от напасти по имени Лариса Огудалова…
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    По дороге в магазин яблоньку щёлкнула урожай богатый Спортплощадку ремонтируют, для начала выровняли и грунтом засыпали, была всё буграми и ямами Там и тренажёры были брутального вида, мужчины постоянно занимались. К яблочному Спасу планируют закончить, но это не точно) На ...
    Ездила сегодня в "35 мм" на "Спящую красавицу": Ох, ну не знаю. На всех углах фильм анонсируется как раскрывающий природу женской сексуальности, чего там и в помине нет. Видимо, один мудак состряпал рецензию левой ногой, а остальные ...
    вот к этому https://marss2.livejournal.com/5410221.html . Валерия Герасимова, Лев Савельев детективная повесть «Крушение карьеры Власовского» (1956) . советская атлантида  может удивлять. Валерия Анатольевна Гера́симова (1903—1970) — русская советская писательница. оказывается , ...
    Шесть лет я прожила в центре города, но такого беспредела, который творится сейчас, нет было давно. То ли это от того, что уже слишком давно здания находятся в запущенном состоянии, то ли от погоды, не знаю. Но камни падать на голову прохожим стали гораздо чаще. Помню, как в какой-то ...
    В свое время я честно попытался хотя бы рамочно понять теорию евразийства, которая оказалась смертельно опасной для хрупкой украинской государственности до такого уровня, что Киев был вынужден идти на террористическую акцию против автора этой плодотворной дебютной идеи. Но признаюсь — ...