А вот тему, литературой навеянную, охота подкинуть...
strany_i_mnenia — 14.12.2021...о патриотизме.
С чем он связан — рационально это или иррационально?
Вопрос, кстати, касается и эмигрантов и не — очень была бы рада если бы и те и другие высказались.
А задумалась я над этим, потому что перечитываю нынче «Луну и грош» Сомерсета, ненашего, Моэма.
И вот, что он там, в частности, пишет:
«Мне думается, что есть люди, которые родились не там, где им следовало родиться. Случайность забросила их в тот или иной край, но они всю жизнь мучаются тоской по неведомой отчизне. Они чужие в родных местах, и тенистые аллеи, знакомые им с детства, равно как и людные улицы, на которых они играли, остаются для них лишь станцией на пути. Чужаками живут они среди родичей; чужаками остаются в родных краях».
Просто давно как-то, когда была я ещё ЖЖисткой невинной и юной, годика эдак три назад, случилось мне ненароком вылететь в топ с безобидным воспоминанием о маминой деревне на Владимирщине, которую я в предпоследний раз посетила в семь годиков и впечатлилась очень сильно.
Возбуждение, в которое пришли некоторые комментаторы, меня тогда изрядно позабавило. Вкратце — для тех, кому лень, угадывать с трёх попыток: особо гневливые, углядев, что автор «с Израиля», пеняли мне словами разной степени цензурности, что, ясное, мол, дело, предательница родины, отщепенка. отрабатывающая свой кусок кошерной колбасы на очернении всего святого и русского.
Между тем, мнение мое о тамошних пасторалях, как сформировалось тогда в 1961-м, так с тех пор ни на йоту не изменилось. Через два года мы ещё раз поехали туда всей семьёй — и после этого я твёрдо сказала, что баста! — в лагерь на три смены, всё лето в городе, в Умань к тёте Марусе, куда угодно, но туда я больше не ездок. И папа меня в этом поддержал (собственно, благодаря ему мы тогда за один вечер собрались и уехали, не пробыв там и недели, вместо запланированных двух).
Но гневающиеся комментаторы, даже когда мне поднадоело читать, стирать и банить, продолжали рубиться уже без меня, усердно уверяя уже и самих себя, что предатели родины нарочно клевещут и очерняют, боясь самим себе признаться в том, какую они совершили непоправимую ошибку и как рыдают ночами в подушку, вспоминая родные берёзки! — а мы нутром чуем правду! Потому что — где родился, там и сиди, ибо нечего! Там хорошо — где нас нет! А то эдак каждый-то вздумает по свету гулять — ишь чего захотели!
Я даже написала затем успокоительный пост, напомнив о всяких турках-датчанах и разных-прочих шведах, не говоря уж об одном афророссиянине, который «наше всё», оторвавшихся от родных сосенок-кипарисов-берёзок и пальм, чтобы примазаться к глубоко чуждой им русской культуре — и ничего, вроде не слыхать, чтобы в Дании или там в Турции клеймили позором Даля с Жуковским. Им не жалко, пользуйтесь на здоровье, у них Андерсен остался, Назым Хикмет опять же и ещё много чего.
Может, всё-таки вправе живой человек искать себе в жизни место под солнцем там, где ему лучше, а?
Ну, это как семейную жизнь строить, например.
У меня так звёзды легли, что мы с мужем вместе (столько не живут!) 47 лет. Мне было 20, ему 21 — ну и всё. Так получилось, мы особо не старались, бывает.
Но я как-то в курсе, что бывает и по-другому.
И мне никогда не придёт в голову сказать человеку, который смог
создать семью только с энной попытки, после разочарований и
разводов: да как можно! не сметь! с кем сошлись поначалу — с тем и
живи! ЧЕГО???? Любви захотел? Совпадения душевного???
Совместимости? — какой-такой совместимости, тьфу, срамота!!! Нет уж
— все смотрите на меня, каждый юный пионер должен брать с меня
пример, шаг вправо. шаг влево — считается разврат!
Или вот у меня лично нормальные были родители — холили-лелеяли, баловали-защищали, если и пилили, то за дело — разве не у всех так?
И представьте себе, что я на этом основании возмусь поучать того, кто сбежал, роняя тапки, от токсичных родителей: чойта «токсичные»? Ещё и слово какое-то ненашенское выдумали! Родители — это святое! Сиди тихо, делай, что велено и не отсвечивай! Шо??? Жить не дают? — имеют право, они тебя родили, хотят дадут, хотят — отберут! Тараса Бульбу читал? — то-то же!
И я вот думаю, что выбор, где человеку жить, так же легитимен, как и выбор, с кем или как жить — разве нет?
У Моэма есть в том же романе такой персонаж Абрахам (еврей, конечно, извините), которого ждёт блестящая карьера хирурга. Но тут:
«Уходя в плавание по Средиземному морю, он был уверен, что
вернется в Лондон и приступит к работе в больнице Святого Фомы. Но
в одно прекрасное утро его пароход подошел к Александрии, и Абрахам
с палубы увидел город, сияющий белизной, и толпу на пристани;
увидел туземцев в лохмотьях, суданских негров, шумливых,
жестикулирующих итальянцев и греков, важных турок в фесках, яркое
солнце и синее небо. Тут что-то случилось с ним, что именно, он не
мог объяснить. «Это было как удар грома, – сказал он и, не
удовлетворенный таким определением, добавил: – Как откровение».
Сердце его сжалось, затем возликовало – и сладостное чувство
освобождения пронзило Абрахама. Ему казалось, что здесь его родина,
и он тотчас же решил до конца дней своих остаться в
Александрии.
– Капитан, верно, принял вас за сумасшедшего, – смеясь, сказал я.
– Мне было все равно, что обо мне думают. Это действовал не я, а какая-то необоримая сила во мне. Я решил отправиться в скромный греческий отель и вдруг понял, что знаю, где он находится. И правда, я прямо вышел к нему и тотчас же его узнал.
– Вы бывали раньше в Александрии?
– Я до этого никогда не выезжал из Англии...»
Дальше там скупые подробности — Абрахам работает на непрестижной и малооплачиваемой должности санитарного врача, женат на толстой гречанке, родившей ему кучу золотушных детей — и абсолютно счастлив.
А куда менее способный коллега, получивший его должность, благодаря этому внезапному дауншифтингу, брезгливо морщится: дурак же, право...
Вопросы, в общем-то, простые: верится ли вам в такую вот перемену участи?
Вам такое в жизни встречалось?
И кто такой Абрахам — предатель родимой Британии? (отчизна ему, еврею, между прочим, стипендию отстегнула на учёбу, а он...) Сумасшедший? Или просто счастливчик?