"Труд создал человека": постыдный баг классического марксизма (устраненный в
alex_rozoff — 17.06.2024 [цитирую из эссе* выборочно]Если мы посмотрим на происхождение выражения «Труд создал человека», то мы найдем, что эта фраза была написана в первом абзаце работы Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (ее можно найти на стр. 486 20-го тома сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса). Она там так и звучит: «труд создал самого человека».
Далее в статье Фридрих Энгельс подробно описывает, как вставший на две ноги примат взял в руки инструмент и начал трудиться и трудиться. И в процессе этого постоянного труда освоил сначала речь, потом огонь и мясную пищу, потом одежду и новые виды жилища. А затем вслед за охотой и скотоводством были освоены земледелие, прядение, ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство, появились наука и искусство.
Энгельс при этом отмечает, что в процессе этого развития «скромные произведения работающей руки отступили на второй план, тем более, что планирующая работу голова уже на ранней ступени развития общества имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу». Из-за чего «всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове».
По Энгельсу получается, что рука и труд, а не мозг являются первопричиной развития человека как разумного существа.
И эта идея (эта аксиома) уже полтора века считается фундаментальной в марксизме.
И из этого постулата делается вывод, что труд – это некий неотъемлемый атрибут человека. Что если труд человека создал и труд с человеком не расстается, то, соответственно, без труда человек уже не человек, и никогда без труда человечество и конкретный человек жить не сможет.
И все бы хорошо, но есть одно «Но»: если мы обратимся не к Энгельсу, а к Марксу, то мы с удивлением обнаружим, что труд – это не просто целенаправленная деятельность, но разумная деятельность.
Труд по Марксу. Если взять «Капитал» Маркса (т.23, полного собрания сочинения Маркса и Энгельса), то на стр. 51 мы узнаем, что труд – это «целесообразная производительная деятельность, приспособляющая различные вещества природы к определенным человеческим потребностям».
Если посмотреть на животных, строящих свои жилища или хранилища для еды индивидуально или совместно, то легко увидеть, что они занимаются как раз производительной деятельностью, приспособляющей различные вещества природы к определенным потребностям.
Единственное отличие в деятельности животных и человека можно увидеть в слове «целесообразная» (zweckmäßig) .
Но целесообразность – это уже особенность разумной деятельности. Т.е. получается, что по Марксу – труд – это разумная деятельность, а по Энгельсу – разумным человек стал от того, что начал трудиться. [...] По Энгельсу получается, что как только человек взял в руки орудие труда и начал его использовать постоянно с целью получения в дальнейшем определенных результатов, он начал становиться человеком, умнеть и постепенно развился в современного человека. Вот взяла первобытная обезьяна в руки палку, начала ею копать корешки, и от этого копания и получения корешков в конце процесса она стала человеком, поумнела, и дошла до современной научно-технической революции и современного прогресса общества.
Такая логика мне кажется весьма поверхностной. Животные в цирке выполняют гораздо более сложные операции для того, чтобы получить в конце еду, но из поколения в поколение не становятся разумными.
[...] Первая человеческая идея. Революционным в использовании первого орудия труда стало не само использование орудия труда, а осознание того, что одного и того же результата можно добиться с меньшими усилиями, а освободившееся время использовать для отдыха или развлечения.
Человек получил больше удовольствие не от того, что добился результата – достал еду, а в результате сравнения двух процессов доставания еды – без орудия труда и с орудием труда. И от осознания того, что с орудием труда результат достигается или быстрее, или легче, или более эффективно. Предок человека понял, что усилия можно экономить не один раз случайно, а постоянно.
[...]
Заключение
1. Человек стал человеком не от того, что начал трудиться – охотиться, выкапывать съедобные корни, собирать съедобную еду, строить жилье, устраивать хранилища для еды. Всем этим занимаются и животные.
2. Человек стал человеком от того, что:
a). Взял в руки орудие труда.
б). Понял, что таким образом может трудиться меньше.
3. Человека сделал человеком не труд, а негативное отношение к труду. Сочетание лени и здравого смысла.
[конец цитирования]
...Такие дела...
---------------------------
*) Труд ли создал человека? Фирсов А.
https://www.democracy.ru/article.php?id=4506
|
</> |