рейтинг блогов

"Труд создал человека": постыдный баг классического марксизма (устраненный в

топ 100 блогов alex_rozoff17.06.2024 Труд создал человека: постыдный баг классического марксизма (устраненный в 0samurai8.jpg [цитирую из эссе* выборочно]
Если мы посмотрим на происхождение выражения «Труд создал человека», то мы найдем, что эта фраза была написана в первом абзаце работы Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (ее можно найти на стр. 486 20-го тома сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса). Она там так и звучит: «труд создал самого человека».
Далее в статье Фридрих Энгельс подробно описывает, как вставший на две ноги примат взял в руки инструмент и начал трудиться и трудиться. И в процессе этого постоянного труда освоил сначала речь, потом огонь и мясную пищу, потом одежду и новые виды жилища. А затем вслед за охотой и скотоводством были освоены земледелие, прядение, ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство, появились наука и искусство.
Энгельс при этом отмечает, что в процессе этого развития «скромные произведения работающей руки отступили на второй план, тем более, что планирующая работу голова уже на ранней ступени развития общества имела возможность заставить не свои, а чужие руки выполнять намеченную ею работу». Из-за чего «всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове».
По Энгельсу получается, что рука и труд, а не мозг являются первопричиной развития человека как разумного существа.
И эта идея (эта аксиома) уже полтора века считается фундаментальной в марксизме.

И из этого постулата делается вывод, что труд – это некий неотъемлемый атрибут человека. Что если труд человека создал и труд с человеком не расстается, то, соответственно, без труда человек уже не человек, и никогда без труда человечество и конкретный человек жить не сможет.
И все бы хорошо, но есть одно «Но»: если мы обратимся не к Энгельсу, а к Марксу, то мы с удивлением обнаружим, что труд – это не просто целенаправленная деятельность, но разумная деятельность.
Труд по Марксу. Если взять «Капитал» Маркса (т.23, полного собрания сочинения Маркса и Энгельса), то на стр. 51 мы узнаем, что труд – это «целесообразная производительная деятельность, приспособляющая различные вещества природы к определенным человеческим потребностям».
Если посмотреть на животных, строящих свои жилища или хранилища для еды индивидуально или совместно, то легко увидеть, что они занимаются как раз производительной деятельностью, приспособляющей различные вещества природы к определенным потребностям.
Единственное отличие в деятельности животных и человека можно увидеть в слове «целесообразная» (zweckmäßig) .
Но целесообразность – это уже особенность разумной деятельности. Т.е. получается, что по Марксу – труд – это разумная деятельность, а по Энгельсу – разумным человек стал от того, что начал трудиться. [...] По Энгельсу получается, что как только человек взял в руки орудие труда и начал его использовать постоянно с целью получения в дальнейшем определенных результатов, он начал становиться человеком, умнеть и постепенно развился в современного человека. Вот взяла первобытная обезьяна в руки палку, начала ею копать корешки, и от этого копания и получения корешков в конце процесса она стала человеком, поумнела, и дошла до современной научно-технической революции и современного прогресса общества.
Такая логика мне кажется весьма поверхностной. Животные в цирке выполняют гораздо более сложные операции для того, чтобы получить в конце еду, но из поколения в поколение не становятся разумными.
[...] Первая человеческая идея. Революционным в использовании первого орудия труда стало не само использование орудия труда, а осознание того, что одного и того же результата можно добиться с меньшими усилиями, а освободившееся время использовать для отдыха или развлечения.
Человек получил больше удовольствие не от того, что добился результата – достал еду, а в результате сравнения двух процессов доставания еды – без орудия труда и с орудием труда. И от осознания того, что с орудием труда результат достигается или быстрее, или легче, или более эффективно. Предок человека понял, что усилия можно экономить не один раз случайно, а постоянно.
[...]
Заключение
1. Человек стал человеком не от того, что начал трудиться – охотиться, выкапывать съедобные корни, собирать съедобную еду, строить жилье, устраивать хранилища для еды. Всем этим занимаются и животные.
2. Человек стал человеком от того, что:
a). Взял в руки орудие труда.
б). Понял, что таким образом может трудиться меньше.
3. Человека сделал человеком не труд, а негативное отношение к труду. Сочетание лени и здравого смысла.
[конец цитирования]

...Такие дела...
---------------------------
*) Труд ли создал человека? Фирсов А.
https://www.democracy.ru/article.php?id=4506

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
ОПРАВДАНИЕ КОСМОСА он говорит это где-то у юма что-ли мнимое ego фантомный диспетчер боли и удовольствия словно пейзаж из рек там рощ и оврагов считал бы себя субъектом и рассуждал отражаясь в небесной луже лучше он остальных пейзажей или хуже ...
Я знаю уважаемого Мартина очно, я абсолютно убежден в его искренности и бескорыстии, и тем не менее, ощущение мерзостное, словно железом по стеклу. Потому что уж кто-то, а Петр Шорников это не "кому-то" и не "на халяву". И его книга, о которой идет речь, могла бы изменить взгляд ...
великолепный текст увлекательнейшая книга живые герои, осязаемые, их можно пощупать , они достоверные много информации, мифологии, мне очень нравятся подобные неглупые информативные тексты. Наиль Измайлов - псевдоним писателя Шамиля Идиатуллина. обожаю его книги. мне очень ...
Президентская кампания сформировала в России интересную социальную группу - грудинофилов. К большинству избирателей КПРФ и Павла Николаевича они не имеют отношения, потому что фактически это секта. До 18 марта эти люди искрене верили в фантастические 60 и 70 процентов "реального ...
Второе февраля, вторник! День Сурка говорите? Ни фига! Враки! Вот кто главный предсказатель! Правда у нас нынче пасмурно, но тепло, блин! Полный НОЛЬ, как грицца и на горы облако прилегло! ...