А теперь сеанс разоблачения нездоровых сенсаций

Как я уже написал, Чейзы полагают, что, мол, в свежераскопанном погребении был захоронен "основатель царской династии Караколя Те-К'аб-Чак". На фоне этого куча комментаторов приводят это исследование как "великолепный пример корреляции археологических и письменных данных". На самом деле это вовсе не так ;-) Я уже кратко и старательно вежливо прокомментировал этот вопрос в Фейсбуке (как известно, принадлежащем компании Meta, запрещенной на территории Российской Федерации). Ну а во внутрироссийских соцсетях можно не стесняться ))
Начнем с того, что в погребальном инвентаре погребения нет ни единого объекта с иероглифической надписью. Посему про корреляцию археологии и эпиграфики говорить вообще не приходится. Стивен Хаустон совершенно резонно замечает это в комментарии в материале National Geographic, специально названном "Scientists find tomb of a Maya king and his ancient treasures. But who was he?".
Теперь кто такой Те-К'аб-Чак и что вообще нам про него известно. Впервые это имя было идентифицировано на позднеклассическом Маркере 3 со стадиона для игры в мяч из Караколя, где это древний правитель, упомянутый ретроспективно под 331 г. Он провел какой-то ритуал, и современный царь Караколя этот ритуал повторяет.

Фрагмент надписи на маркере 3 со стадиона для игры в мяч с упоминанием Те-К'аб-Чака (прорисовка К. Хелмке)
С.В. Вепрецкий допускает возможность, что на Стеле 22 из Караколя под 388 г. также упоминается Те-К'аб-Чак. Именной иероглиф правителя сохранился не полностью, но он заканчивается на -К'аб-Чак.
В общем, Те-К'аб-Чак действительно самый ранний правитель, упоминающийся в каракольских текстах. Но был ли он вообще правителем Караколя? Совершенно не факт.
Ретроспективное упоминание на Маркере 3 включает титул "священный/великий человек К'анту" (k'uhul K'antumaak). Этот титул правителей Караколя, но начиная со второй трети VI в. Первым, кому его приписывают, был Тумоль-К'инич I (531-553), да и то ретроспективно, а на Стеле 16, например, никаких следов этого титула нет. На ранних монументах, таких как Стела 20 (400), Стела 13 (514), каракольские правители названы просто "царь Хушвица".

Стела 20 из Караколя с фрагментом надписи, упоминающей К'инич-Ц'уц'а I как "царя Хушвица" (Helmke & Vepretskii 2022: Fig. 13)
То есть "священный/великий человек К'анту" это, судя по всему, не исходный каракольский царский титул, а приобретенный в VI в. Для древних майя такая практика нормальна: правители нередко присваивали неместные титулы, чтобы повысить свой статус. Права на них они приобретали, как правило, благодаря брачным связям Похоже, что Караколь-Хушвица не принадлежал к категории "священных/великих" царств, а вот таинственный К'анту, местоположение которого неизвестно, обладал высоким статусом. На это, кстати, указывает и необычная структура самого титула, где вместо стандартного "царь" (ахав) используется уникальный титул "человек" (маак). Такие нестандартные титулы, видимо, были более древними и восходили к позднеформативному периоду (III в. до н.э. - II в. н.э.).
В этом контексте упоминание Те-К'аб-Чака в поздних текстах это, скорее всего, элементы конструирования династической истории. Мол, мы наследники этого великого древнего правителя и законные "человеки К'анту" (может к тому времени еще какие претенденты появились). В таком случае шансы, что новое погребение принадлежит Те-Каб-Ч'аку уже даже не 50%, а стремятся к нулю.
|
</> |