А давайте еще немного логистики
george_rooke — 20.12.2016Сидни Герберт, представитель британских военных властей, выступая в Парламенте в 1855-м говорил, что от Плимута до лагеря британской армии под Севастополем 3006 миль, из них - 3000 миль по морю, и 6 миль по суше. Но проблема именно в этих самых 6 милях. В Балаклаве, говорил Герберт, в изобилии всего, пирсы и причалы просто ломятся от грузов, но доставка провианта или припасов в лагерь становится неразрешимой логистической проблемой.
Причал в Балаклаве в 1855-м, это как раз торговые суда с
грузами.
Услышанное повергло парламентариев в трепет. Помните
фельетон Задорнова про второй 9-й вагон? Вот примерно так и
получалось. Начиная с октября в Британию из действующей армии валом
идут заявки на грузы, на обмундирование, на боеприпасы, и т.д.
Спешно формируются конвои, портовый адмирал Балаклавы верещит, что
все забито грузами, отсылать больше ничего не надо, ибо он это не
только не сможет разместить, но и принять, но... из армии приходят
заявки, и ругаются - а почему не выполнены предыдущие?
В начале ноября британская армия начала голодать, из Лондона
Кардигану указали - забить лошадей и накормить войска. Кардиган
отказался. В результате лошади все равно подохли, но умерло за
осень-зиму 1854-55 годов 18058 солдат, в их числе от болезней и
ненадлежащего медицинского обслуживания - 16297 солдат.
С медициной у британской армии случился лютый, адовый де пизес.
Моряки Роял Неви с ужасом смотрели на происходящее. Началось все с
того, что генерал-майор медицинской службы Эндрю Смит...
неправильно определил количество войск. Как это возможно - спросите
у него, я не в состоянии ответить. Короче, медикаментов и припасов,
а так же медиков было взято в расчете... на 12 тысяч человек, тогда
как союзные войска составляли 55 тысяч, а англичан изначально было
20 тыс. Медицинской службе не выделили не только повозок, но даже и
носилок. Плюс господин Реглан еще у берегов Греции поссорился со
Смитом и сказал, что ему нужно больше войск и меньше медиков,
поэтому примерно 1200 человек медицинского персонала было ссажено
на Мальте.
Дальше-больше. Прекрасно оборудованные больничные суда армия
переквалифицировала в транспорты. Госпитальные корабли на полном
серьезе мотались между Зонгулдаком, проливами и Крымом, на них
перевозились не только солдаты или припасы, но и к примеру...
уголь.
Великий шторм в ноябре 1854-го топит не только идущие в Крым суда,
но и корабли, стоящие в Балаклаве. Часть припасов смывает в море с
причалов, однако что они на причалах лежали без движения, что в
море - один хрен.
В январе 1855-го началась русская зима. Обычная, стандартная,
которую в Британии потом окрестили Суровой или Великой. Жрать в
британском лагере нечего, медикаментов нет, фельдшеров - и тех нет.
Более того - санитаров нет. С поля боя выносить некого, ибо
мудрейший Раглан приказал записать в санитары инвалидов. Нет,
конечно кружку с водой они принести могли, но вот таскать носилки с
одной рукой или одной ногой сильно затруднительно.
Февраль - холера и тиф, плюс подкрался туберкулез, а потом и цинга.
Русские кстати перенесли зиму без цинги - спасибо умнице
генерал-интенданту Федору Карловичу Затлеру, поставившему в
Севастополь и армии 960 центнеров хрена, и тем самым спасшим наших
от цинги.
Армейское же британское начальство до кучи разругалось с флотским,
и Адмиралтейство заявило, что снимает с себя ответственность за все
последствия.
В результате, к концу зимы получилось, что союзники ведут с Россией
4 отдельные войны: британская армия против России, Роял Неви против
России (причем он - совершенно бессистемно, ибо его противник
самозатопился), французская армия против России, и союзные войска
против российской природы.
Очень любят рассказывать, что при бомбардировке Севастополя 1
ноября 1854 года союзный флот выпустил 140 тыс. ядер. Это все
хорошо и классно, но русские выпустили в ответ 200 тыс., то есть на
40% больше! При этом оказалось, что боезапас союзного флота
практически исчерпан, и его надо везти... из Англии, ибо турецкие
арсеналы тоже пусты.
В общем невыразительное выступление при таком административном и
логистическом бардаке - скорее закономерность, нежели
случайность.
|
</> |