9 мая-2
ludmilapsyholog — 07.05.2010Пережитая травма рушит образ мира, разрывает эмоциональные связи, вносит в жизнь хаос и чувство беззащитности перед силами судьбы. Весь этот болезненный опыт надо пережить, осознать, упаковать, чтобы можно было выстроить новый образ мира и жить дальше. Это большая душевная работа, порой занимающая годы. Чем больше «масштаб поражения», и тем дольше длится реабилитация.
Переживание ПТС
имеет свои стадии, и вот это будет важно для дальнейшего разговора.
Это: стадия шока, стадия отрицания, стадия осознания, стадия
восстановления.
То есть сначала в ситуации травмы решается задача
выживания и скорейшего выхода из травмирующей ситуации.
«Лишние» функции сознания выключаются, рефлексировать и тонко
чувствовать сейчас не время. Человек в шоке легко подчиняется
приказам, его критичность ослаблена. Мы действуем автоматически,
ситуативно, при этом часто совершая усилия, на которые неспособны в
обычной жизни. В этом состоянии можно не есть, не спать, не
чувствовать боли и холода. Потом, оглядываясь назад,
невозможно бывает поверить, что все это выдержал и даже в процессе
вроде бы не очень было трудно.
Чувства бывают «приморожены», все прежде значимое становится «не
так важно». С другой стороны, когда непосредственная опасность
отступает, бывают приступы нарочитой веселости, истеричности,
раздражительности. Человек испытывает тревогу, чувство потери
контроля над жизнью. Только что он изо всех сил выживал, а сейчас
уже не понимает, зачем, собственно, и смерть кажется не таким уж
плохим вариантом.
Именно так описывают многие люди в воспоминания свое и других
состояние во время войны. Конечно, все и у всех бывает по-разному,
и все четыре года без перерыва не могут быть сплошной травмой,
жизнь продолжалась. Но общие закономерности таковы. Конечно, сама
по себе длительность воздействия – тоже отягощающий фактор.
В процессе самой трагедии врачевание душевных ран невозможно. Горе
-- непозволительная роскошь. Некогда оплакивать мертвых, некогда
горевать по своей загубленной молодости, планам, чувствам, некогда
вообще копаться в себе
Помню, какое
впечатление произвела на меня в подростковом возрасте книга Ванды
Василевской «Радуга». Она была написана прямо тогда, в 42 году.
Мать ходит проведывать труп убитого сына-солдата. Другая мать
своего застреленного мальчика закапывает прямо в сенях дома – там
земля непромерзшая. И ходят по этим сеням, а куда денешься. Еще
одна мать теряет новорожденного, смотрит, как его топят в проруби.
Еще одна ненавидит своего еще нерожденного ребенка, потому что он –
плод изнасилования врагом. Дикая, запредельная травма. И почти
никаких чувств. Повествование такое сдержанное, просто факты. Нашла
лопату, вырыла могилу, положила сыночка, закопала. Все это в одном
селе. Все это в тысячи раз превышает масштабы того, от чего в
обычной жизни люди сходят с ума, погружаются в депрессии, пытаются
покончить с собой. И название чудесное – «Радуга». Стадия
шока.
(Только, пожалуйста, не надо мне писать в комментариях, что
книга заказная и что Василевская – любимая писательница Сталина. Я
все это знаю. Это ничего не меняет абсолютно.
Психологически точной книга от этого не перестала быть.)
На стадии шока
помочь можно только делом. Спасти, защитить, вывести в безопасное
место. Кстати, предание гласит, что именно после просмотра фильма
по книге Василевской, снятого в 44 году, Рузвельт задал вопрос:
«Чем мы можем помочь им прямо сейчас?» и помощь действительно
усилилась. Не знаю, правда это или нет, но это нормальная реакция:
чем я могу помочь прямо сейчас? Больше ничего не сделаешь. На поле
боя, под обстрелом никто не будет доставать пулю и зашивать рану,
повязку сверху – и все, до госпиталя. Или дотянешь, или нет. То же
самое с душевной травмой.
И только потом, когда прямая угроза позади, начинается собственно
процесс проживания травмы. Вот здесь происходили очень важные и
интересные вещи.
Все знают про
Парад Победы, но не все знают, что никакого Дня Победы в первые
годы после войны не было. Сталин лично запретил его праздновать.
Никаких парадов, никаких салютов, никаких цветов ветеранам. Все
объединения ветеранов, которых тогда было много и они были молоды,
также были запрещены. Никаких мемориалов, минут молчания,
возложений цветов – ничего. Изучение событий войны, публикация
воспоминаний не приветствовались.
Согласитесь, странно. Страшная война закончилась. Великая Победа
одержана. Казалось бы, для государственной власти, чей авторитет
был сильно подорван провалами первых лет – готовое решение. Делай
культ Победы и пользуйся. Но нет. Вместо этого – заговор
молчания. Табу на тему.
Почему так вел себя Сталин, более-менее понятно. Меньше всего ему
хотелось, чтобы дело дошло до постановки вопроса, пусть просто в
умах людей, о его роли во всем этом. У него-то, похоже иллюзий
особых не было насчет своей роли, судя по некоторым признакам. Если
уж он почти прямым текстом прощения просил и совсем прямым
благодарил народ за терпение…
Гораздо важнее понять, почему сам народ не очень-то сопротивлялся
этому замалчиванию. Вот хотя бы те же герои войны. Понятно, что не
было никаких встреч школьников с ветеранами. Но встречи-то все
равно происходили, хотя бы на коммунальных кухнях. И, порой, сильно
приняв на грудь, ветераны рассказывали всякое… Но
большинство – не рассказывали. Байки смешные травили или просто
отмалчивались, мол, война и есть война, чего там рассказывать.
Книги, подобные «Радуге», после войны не появлялись или как минимум
не публиковались. Все новые фильмы – бравурные, радостные или
лирические. «Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы».
Стихотворение, откуда эти строчки, о другом совсем, но
состояние то самое. Радость избавления. Новая жизнь.
В психотерапии
ПТС это называется «стадией кажущейся реабилитации», или «стадией
отрицания». Ее признаки, прямо цитирую из пособия: «улучшение
самочувствия, эмоциональный подъем, чувство «начала
новой жизни», подавление травматичных воспоминаний и чувств,
«шапкозакидательство», обесценивание травмы вплоть до отрицания,
рационализация (объяснения, почему все было так, как было и иначе
быть не могло)». Однако при этом: «базовая тревога, чувство
беспомощности, регрессия, инфантильные реакции, импульсивность
поведения, резкие немотивированные перепады настроения,
психосоматические проявления, проблемы с аппетитом (отсутствие или
переедание), сексуальные проблемы». Многое здесь вспоминается, и
явный глуповатый инфантилизм послевоенных «военных» фильмов вроде
«Шесть часов вечера после войны», и много кем отмеченный страх
перед фронтовиками, которые могли неожиданно «взорваться»,
и показное обжорство «Кубанских казаков», и даже то, что
«секса у нас нет», над которым только ленивый не смеялся, а, на
самом деле, как говорил один мой знакомый, «не смешно ни
грамма».
Роль стадии отрицания – обезболивание, анестезия. Она дает
передышку непосредственно после травмы, спасительно заслоняет от
боли, позволяя после путешествия в ад снова укрепиться в жизни. Чем
более безопасна обстановка, в которой оказывается человек после
травмы, и чем больше его внутренний ресурс, тем короче будет
отрицание. Тем скорее найдутся силы для проработки горя.
А вот с этим было плохо. Жизнь не спешила налаживаться. В
реальности жили очень плохо и голодно. Сталин готовился к
продолжению войны и собирал еду на складах. Безопасности тоже не
было – пошла новая волна репрессий. Плюс внятное требование сверху
не помнить, не говорить, не касаться болезненной темы.
В результате произошло то, что часто происходит и в жизни с
отдельными людьми – застревание на стадии отрицания. Вместо
спасительной передышки она становится искусственной заморозкой на
годы. Когда долго работаешь, таких людей сразу видно – узкий,
никогда полностью не раскрывающийся рот. Обедненные интонации,
зажатая мимика. Неестественность реакций. Посмотрите фильмы
последних сталинских лет, и вы поймете, о чем я. Все меньше чувств.
Все больше лозунгов. Герои – как марионетки.
И тут, конечно,
очень сильно отягчающим обстоятельством стала амбивалентность.
Именно после таких травм застревание в стадии отрицания обычно
бывает очень серьезным. Дети, пострадавшие от родителей – самый
яркий пример. Они или вообще ничего не помнят. Или помнят, но не
могут об этом говорить, вплоть до потери речи, до потери голоса, до
спазмов и судорог при попытках. Или пережитая боль обесценивается –
подумаешь, лупили, да мне нипочем. Или рационализируется: так и
надо было, как же детей воспитывать без строгости. И очень много
поддержки извне и очень много личного мужества надо, чтобы суметь
сказать вслух: я пережил насилие. Это было со мной.
Если продолжать аналогию с раной, отрицание подобно пластырю. Сами
знаете, что будет, если инфицированную рану плотно заклеить. Некроз
тканей обеспечен. Вот и здесь не обошлось. Многое отмерло,
многое… Живое, теплое, лучшее. И до сих пор не
восстановилось.
Поэтому я никогда не употребляю слово «совок» по отношению к людям.
Люди с патологическим протеканием ПТС бывают очень неприятны в
общении, знаете ли. Но когда осознаешь степень их внутренней боли,
то единственное, что остается – прикусить язык.
Но народ – все же не один человек. Всегда есть более сильные, более сохранные, с бОльшим ресурсом. Может быть, у них была хорошая семья, или друзья, или вера, или талант, или культура питала их душевными силами. Так или иначе, как только появилась возможность – прорвало. И об этом дальше.