Уже не про Макаренко
ludmilapsyholog — 04.05.2010Ну, и последний кусок про коллективное воспитание.
Отсутствие ппроцедуры инициации и института
"лесных домов" или чего-то подобного отражается и на
обычных семьях тоже. Подросток 13-16 лет, который
рвется к самостоятельности, который жаждет "подвигов и атак",
вынужден сидеть у маминой юбки и просить у папы стольник на кино.
Его могут отчитать, запретить гулять, чмокнуть в щеку без
разрешения и вообще. Это ненормально. Как себя вести в этой
ненормальной ситуации не знают на взрослые, ни дети. Постояннно
происходят конфликты.
Потому что не дело молодому льву оставаться во власти
родителей. У него начинается стресс и крышу сносит.
Это опять-таки на глубинном уровне заложено. Взрослый самец,
который защишал детеныша, может наброситься на подростка. Особенно
если тот начинвает "права качать" или свой половозрелый статус
демонстрировать. Поэтому в природе подроски подальше держатся
от взрослых самцов. А наш подросший детеныш вынужден не только
находиться рядом, но и поностью зависеть от этого самого
взрослого самца. Стресс неизбежен.
Взрослым не легче. Доказано, что один из самых неприятных запахов
для человека -- запах пота его собственного ребена, достигшего
половой зрелости. То есть майка чужого ребенка просто пахнет, а
своего -- невыносимо воняет. Это заложенный природой механизм
предотвращения кровосмесительных связей. Очень хитро задумано.
Только люди природу перехитрили и самозабвенно ругаются со
своими детьми на тему "к тебе в комнату нельзя зайти,
такой духан стоит". Вместо того, чтобы отпустить из дома,
ибо -- пора.
Конечно, люди могут быть добры и умны, и они все это по
возможности смягчают и сглаживают, и мы все же не животные, нас
больше гораздо с детьми связывает. Поэтому глотки не перегрызаем.
Но нервы друг другу трепем. Кстати, в тех странах, где принято
в 15-16 лет отправлять детей из дома на учебу, скандалов между
подростками и родителями намного меньше. К
сожалению, далеко не все люди добры и умны, так что семейное
насилие между родителями и подростками -- очень и очень
распространенное дело. Причем агрессором выступает то одна сторона,
то другая. Про эмоциональное насилие и речи нет. Норма жизни.
Еще одно последствие отложенной сепарации (отделения) --
ненормальная отвественность родителей за дела детей после
14-15 лет. Я всегда офигеваю, когда в школу вызывают
родителей страшеклассников. Вот что, по мнению, школы,
они должны сделать, чтобы Петя (1м 85 см роста и усы) делал
уроки? А с родителя спрашивают за успехи Пети, за поведение
Пети, за здоровье Пети. Ничего нет хуже, чем находиться
в ситуации, когда ты отвечаешь за что-то, но от тебя ничего не
зависит. А потом удивляемся, почему родители подростков такие
нервные...
В общем, хреново это все. У кого-то есть характер и харизма
удерживать ребенка в подчинении лишние несколько лет. Вынесем за
скобки, насколько это полезно для ребенка, но хоть так. У кого-то
хватает коммуникативных талантов избегать резких конфликтов и
договариваться, на полутонах, на сочувствии, так сказать, в память
о недавней нежной любви между родителем и ребенком. У большинства
-- не получается. И родитель с подростком огребают несколько лет
непонятных отношений, унизительных или для одного, или для другого.
И неизвестно, что для ребенка хуже и мучительней -- когда он сам
"под каблуком" или когда он, не зная, что же делать, берет нахрапом
верх над родителями и видит их отчаяние и слабость. Кстати, как
писал тот же Макаренко, нет никого несчастнее ребенка, победившего
собственных родителей. И тут он был прав.
Как, если была возможность, было бы правильно?
Если приводить пример, всем известный, то это, пожалуй, мир,
созданный Роулинг. До 11 лет ребенок с родителями, напихивается их
любовью по самые уши. Потом письмо, Хогвартс. Родители -- на
каникулах. Учеба серьезная, таинственная, довольно опасная. Никто
не делает переполоха из сломанной руки или спаленной брови.
Нормальный процесс. Правила строгие. При это свобода собраний и
объединений. Иерархия. Традиции красивые и овеяны легендами.
Опасная и жесткая игра в квидич. Азартное соревнование между
коллективами (факультетами). Учителя -- мудрые и вообще волшебники.
Что еще надо для счастья? Конечно, при таком раскладе и
совершеннолетие может быть в 17 лет, дети вполне готовы.
Кстати, волшебные родители эту дату свято чтут -- стукнуло
семнадцать -- лезь хоть к черту в пекло, мама будет глотать слезы,
но не запретит.
Собственно, к подобной мысли приходили многие фантасты, те же
Стругацкие. Но они предлагали коллективно влспитываать годовалых,
пока родители бороздят просторы Вселенной. Без комментариев.
К сожалению, сейчас западная (и наша) цивилизация развивается
совсем по другому сценарию. Возраст совершеннолетия все
отодвигается, детей все более рьяно охраняют и оберегают, работать
запрещено, одним гулять запрещено, набивать шишки запрещено. Они
частично находят отдушину в пресловутых неформальных объединениях,
всяких готах-эмо-панках. Частично идут в антиглобалисты и другие
протестные движения и жгут Макдональдсы. Частично капитулируют и
сдаются, тупо сидя перел компом с пивом. Лишние люди. Онегин нервно
курит в углу. Эти -- гораздо лишнЕе.
Оговорка.
Все это, конечно, справедливо именно для семейных, вполне
благополучных детей. Если у ребенка был опыт
депривации, потери, амбивалентных отношений, все несколько
иначе. Впрочем, согласно Роулинг, и для таких детей Хогвартс был
спасением.
Что касается наших детдомовцев, видели бы вы, как они
расцветают в подобных условиях, пусть в миниатюре. В том же центре
"Вдохновение", в тех же лагерях нестандартных, правильно сделанных.
Им тоже нужны волшебники...