9 дней в Одессе
pora_valit — 19.06.2013
Взято у себя, любимого, попытка номер два. Вообще-то я написал
это для своего журнала, но, прочтя перед выкладыванием, решил, что
по тематике как-то близко к "поравалению" получилось, хоть и не
планировалось.
Ну вот, прошли почти две недели после моего возвращения из
Одессы, самое время что-нибудь написать. Неинтересное забылось,
эмоции поулеглись, всё легло на полочки. Прошлый раз я был в Одессе
чуть больше года назад, но всего 4 дня, поэтому совершенно ничего
не увидел и не понял. Сейчас- целых 9 дней. Цель- совершенно
приватная: увидеть родителей, друга; встретиться с одноклассниками
и однокашниками. Лечу через Амстердам до Киева, оттуда-
автобус.
Хочу сразу подчеркнуть- не собирался искать негатив (якобы,
как пишут, для того, что-бы утвердиться в правильности "свала", с
этим моя семья давно определилась). Наоборот- июньская Одесса- что
может быть прекрасней? Просто попробую, очень вкратце, описать то,
за что вольно или невольно зацепился глаз (или ухо), от чего отвык
. Фотографий практически не делал. Итак, полетели.
Впервые я ощутил присутствие "собратьев по великому и
могучему" в рукаве, ведущем к самолёту в амстердамском аэропорту.
Несколько человек очень громогласно переговаривались между собой,
употребляя слова для связки мата. Естесственно, в любой стране
можно услышать нецензурные разговоры, но "факов" во весь голос в
присутственных местах во время обсуждения житейских проблем я нигде
не слышал.
Затем, как я понял, я стал героем дня в междугороднем
автобусе, когда застегнул ремень безопасности. Похоже, я был один,
кто так любит жизнь. Я не хотел никого эпатировать. Автобусы тоже
попадают в аварии и переворачиваются, давя при этом выпадающих из
огромных окон людей. Да и застёгнутый ремень АБСОЛЮТНО НЕ МЕШАЕТ
СИДЕТЬ. Почему же не застегнуть? И очень мне понравилась фраза
автобусной девушки-стюардессы. Ей было лет двадцать, но фраза была
вечная, перешедшая от её бабушки к маме, а потом и к ней. На
просьбу пассажира что-то ему принести, вместо того, что-бы сказать
(как я ожидал):"Извините, сейчас я закончу с этим пассажиром, и
займусь вами" раздалось классическое :"Вы что, не видите, я занята!
Вас много, а я одна!" Вэлкам бэк!
В первые же часы пребывания в Одессе в глаза бросилась грязь.
Не окурки, бумажки и пакеты, а пыль, смешанная с тополиным пухом,
старыми листьями и ещё бог знает чем. Эта масса лежала везде вдоль
тротуаров и на дороге у бордюрного камня. Края тротуаров, в
большинстве своём, раскрошены. (Это я говорю о спальном районе, в
центре города, разумеется, всё выглядит намного приличнее). И ещё,
что поразило- прямо на улице чувствуются выхлопные газы. Повторяю,
спальный район, относительно широкие улицы, нет особого движения.
Очевидно, не очень качественный бензин и очень много старых
машин.
При входе в продовольственный супермаркет (Сельпо) почему-то
нужно оставлять сумки в камере хранения. У меня был рюкзак, я его
не сдавал. Охранник у входа (зачем он там??) покосился на меня, но
ничего не сказал. Непривычные мелочи- нет машины для резки хлеба,
фрукты-овощи нужно самому взвешивать. На кассе
поинтересовались нужны ли мне пакеты, если да, то какого размера.
Вот ещё тетрис- раскладывание покупок по разнокалиберным пакетам.
Около касс прохаживаются охранники. Ну для чего их столько в
зале, ведь есть камеры? На мой наивный вопрос, до скольки продают
алкоголь, товарищ, удивившись, ответил, что пока не закроется
магазин.
С трудом привыкал, что в машине, на пассажирском сиденье,
можно пить пиво. Пил, кажется, не потому, что хотелось, а потому,
что можно.
Еда в ресторанах совсем не дешёвая, по нашим мерка. В
обыкновенныж открытых ресторанах на Французском бульваре блюда по
10-20 долларов. Обслуживание всякое- от "незамечания" нас (встали,
перешли в соседний ресторанчик через 50м) до очень хорошего.
Очень порадовала ситуация с такси. Ну просто все хотели меня
подвезти и совсем недорого. Один таксист сказал, что только
компаний с сайтами в интернете и возможностью вызова машины по
телефону в Одессе- 150. А ещё мелкие, а "частники"... Стою, ловлю
машину. Вернее- только поднял руку. Откуда-то сбоку сигнал. Смотрю-
в противоположном направлинии остановилась машина во второй
полосе(!) и мужик кричит через дорогу :"Куда?" Отвечаю. Сзади
сигналят, но ему хоть бы что. Следующий вопрос:"Сколько?" Отвечаю.
Сзади неистовствуют. Мужик кричит:"Никого не лови, я сейчас!" Через
двойную сплошную, перед носом у резко затормозившей маршрутки
развернулся и подобрал меня. 30 гривен (3,5 доллара) красная цена
для любой поездки .
Университет. Когда-то здесь работал и учился на вечернем.
Удручающее впечатление. Зашёл в туалет. Лучше помолчу. На науку
денег нет и не будет. По крайней мере, в обозримом будущем.
Единственное, что доставляет радость- встреча с бывшими коллегами,
преподавателями, однокашниками. Между корпусами филфака и
гео-биофака построили 4 дома, этажей по 25 каждый. Подземная
парковка на 30 машин под каждым домом, куда все остальные машины
девать? Это всё на Французском бульваре. Утром все едут на работу,
бульвар- одна полоса в каждом направлении. Рядом , прямо напротив
входа на геофак строится ещё один дом. Стоит подуть небольшому
ветерку, как студентов накрывает тучей пыли со стройки. На мой
вопрос, почему там не ездит поливалка и не прибивает пыль, товарищ
лишь удивлённо-непонятливо глянул на меня. А кому это нужно?
Ну, и самая кошмарная вещь- трафик. Я, конечно, ожидал, что с
этим не всё в порядке. Но настолько!!! Я за рулём с 80 года,
профессионал. Никогда, ни в одной стране, когда мы планировали
брать машину напрокат, у меня даже мысли не возникало, что будут
какие-нибудь проблемы, даже в праворульном Таиланде. Сначала я
думал взять машину напрокат в Одессе, потом товарищ предложил свою.
Но когда я увидел, что творится на дорогах, я понял, что ездить
здесь не смогу. За 15 лет я потерял местную квалификацию. Ездой это
назвать нельзя. Это ежесекундная борьба за выживание. Сдохни ты
сейчас, а я, может, попозже. Ненавидят все всех. Нарушают все.
Будешь ездить по правилам- вынудят нарушать. Пропустить кого-то?
Только через мой труп. Подрезать? А как без этого? И тут же
возмущаются, что самих подрезали. До этого, я считал, что таксист в
фильме "Брат"- гипербола. Ничего подобного. Совершенно реальный
человек, взятый из жизни. Водители дорогих машин с пренебрежением
относятся к "шарпакам", те, в свою очередь, активно ненавидят
"крутизну". Никто не пристёгивается. Всё, что связано с движением в
Одессе, носит явно негативную окраску. Вы даже не представляете,
какое было блаженство сесть за руль машины, на которой меня
встречала жена, в аэропорту Ванкувера. Езда действительно может
быть отдыхом и от неё можно получать удовольствие.
Раньше я долгими зимними вечерами, посматривая фильмы "за
Одессу" если и не ронял слезу, то хотел посмотреть на любимый город
вживую. Я разочаровался. Лучше, действительно, смотреть фильмы под
пиво и ностальгировать. Весь позитив от поездки- всё, что связано с
прошлым. Отдыхать там точно нельзя- за эти деньги я могу провести 2
недели на любых островах. И я знаю, что в следующий раз я полечу в
Одессу не для того, что-бы её увидеть, а только что-бы пообщаться с
родителями.