86 лет назад был арестован авиаконструктор Андрей Туполев...

топ 100 блогов vital_drobishev21.10.2023 86 лет назад был арестован авиаконструктор Андрей Туполев...

21 октября 1937 года cотрудниками НКВД был арестован Андрей Николаевич Туполев — знаменитый советский авиаконструктор. Его приговорили к 15 годам лагерей, но вскоре отправили в "шарашку", которая позднее получила неформальное название "туполевской"

А. Н. Туполев был арестован по сфабрикованному сталинскими чекистами обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов.
28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах, а также конфискации личного имущества.
Его обвинили в руководстве антисоветской вредительской организацией, проводившей диверсионную вредительскую работу. Кроме того, согласно приговору, А. Н. Туполев с 1924 года был агентом французской разведки и передавал за границу сведения, составляющие государственную тайну. Приговор вынесла коллегия в составе: В. В. Ульрих (председатель), И. О. Матулевич, А. М. Орлов, секретарь А. А. Батнер.

Туполев родился в образованной русской семье. Мать — Анна Васильевна-дворянка (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.
Отец Николай Иванович Туполев (1842—1911) был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, затем работал нотариусом.

Андрей Туполев сам получил соответствующее образование еще до революции: сначала гимназия, потом Московское техническое училище. Большевики захватили власть всего за несколько месяцев до окончания его учебы.

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.
В 1918—1936 годах был членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу — с другой.

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и её экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолётостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал перспективное направление развития мирового самолётостроения.
Под руководством Туполева проектировались бомбардировщики, истребители, пассажирские, транспортные, морские самолеты, аэросани, торпедные катера, мотоустановки, оперение первых советских дирижаблей. На заводах он организовал филиалы основного КБ, что значительно ускорило выпуск техники.

Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолётов как военного, так и гражданского назначения. На самолётах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США.

В СССР Туполев работал инженером в ЦАГИ и благодаря знанию иностранных языков иногда выезжал за границу для закупки иностранных самолетов и лицензий на них.
В конце 30-х "вождю народов" Джугашвили "Сталину" пришла в голову хитрая идея, почерпнутая им, очевидно, из опыта средневековых халифов: посадить умных ученых в зиндан и заставить их работать втройне. Ученые будут стремиться вернуться на свободу и выполнят любые, самые сложные задания.
Схема выглядела просто. Берется ученый, конструктор или инженер, отправляется по надуманному обвинению в лагеря на несколько месяцев — чтобы ощутил на себе все прелести. Дальше несчастного из лагеря и сажают в "шарашку", закрытое конструкторское бюро с полутюремным режимом — печально, но все равно бесконечно лучше, чем сталинский лагерь.

86 лет назад был арестован авиаконструктор Андрей Туполев...

Ему приказывают: выполнить партийное задание в кратчайшие сроки. Перед работой давали слово и разрешали составить список тех, кто для неё понадобится. В этом была главная сложность для человека, который уже понимал, что на кон поставлены жизни чужих людей, которые он может как спасти, так и погубить.
Ведь если человек еще на свободе, то его посадят, а на следствии он может черт знает что на себя наболтать и пойдет не в шарашку, а под расстрел.
Но он мог и спасти жизни уже осужденных — тех, кого из лагеря могли перевести в шарашку. Так, например, спасли Королёва.

«Меня долго держали на Лубянке, в одиночке, — рассказывал он потом своему другу Леониду Керберу, тоже авиаконструктору. — Потом перевели в Бутырки. Стало легче и труднее, все-таки кругом люди... Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке — а ведь мне тяжело — я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое:

«Пиши, б..., кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет»...

Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны».
Если Туполев не признается, жену его обещали отправить в лагерь, а детей — в детские дома. Под угрозой ареста родных он "сознался", что с 1924 года являлся французским шпионом. Однако признание не помогло.

Из Бутырской тюрьмы Туполева перевели в подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось "Особое техническое бюро при НКВД СССР"

Туполеву дали изначально невыполнимое задание — спроектировать четырехмоторный бомбардировщик с недостижимой на тот момент дальностью полета. Туполев бился и все же сумел объяснить, что проект невыполним. В итоге появился двухмоторник поскромнее — Ту-2, принятый на вооружение советской армии.
С началом войны Туполева ждало освобождение — в отличие от многих других коллег по шарашке, которые были вывезены в глубокий тыл и до конца войны жили в полутюремной обстановке.

После смерти Джугашвили "Сталина" Туполев был реабилитирован, хотя неформальная реабилитация состоялась еще при жизни вождя, когда конструктор вошел в число депутатов Верховного Совета.

Далее Туполева ждал настоящий расцвет. Фактически именно ему СССР обязан созданием пассажирской реактивной авиации. Вплоть до самого распада Советского Союза "ТУшки" составляли основу пассажирского авиапарка страны, а реактивные стратегические бомбардировщики Туполева — до сих пор ключевая часть ВВС РФ.

86 лет назад был арестован авиаконструктор Андрей Туполев...

Туполев умер в 1972 году, осыпанный наградами. Его конструкторское бюро существует до сих пор, хотя после распада СССР переживает не лучшие времена.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Любой, кто увидит перед собой три семёрки, на уровне подсознания понимает, что это символ удачи и успеха, своеобразный джек-пот, говорящий о мистическом расположении вселенной. Всё это не случайно, ведь если говорить о семёрке, которую часто отождествляют с радугой, макрокосмосом, ...
22 июня в сети появилось видео выступления президента Белоруссии Александра Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании в Минске. В белорусском интернете оно вылилось в флешмоб под тегом #раздеватьсяиработать, на который обратило внимание издание 42.tut.by. Внимание интерне ...
Уважаемые все! В последнее время писать в открытую хочется все меньше, хочется замкнуться в круге испытанных друзей-товарищей. Пока я совсем не ушла под замок (склонность ставить замки даже на простые записи пугает), то хочу просто предупредить, ...
...
В последнее время интернет наглядно показал, что лучшая борьба с отвратительным обслуживанием – общественное порицание. В эпоху, когда компании борются за каждого клиента такая схема действительно работает. Помните, как Почта России появляется в комментариях при любом ее упоминании? Ну ...