Газа нарушила планы США и ЕС заручиться поддержкой Глобального юга
vital_drobishev — 18.10.2023Удар по баптистской клинике "Аль-Агли" в Газе, в результате которой погибли сотни гражданских лиц. хорошо показывает, насколько Израилю будет трудно сохранять информационную инициативу и моральное превосходство по мере затягивания войны с ХАМАС.
Во многом, это напоминает и предыдущие эскалации между Израилем и Газой, которые заканчивались отнюдь не информационной победой Израиля.
После удара по больнице, Израиль оказывается в сложной ситуации, когда позиции стран и обществ, сочувствующих палестинцам, радикализируются ещё больше, а позиции тех, кому ближе Израиль, начинают постепенно задумываться над целесообразностью того формата возмездия, который выбрало правительство Нетаньяху.
И здесь, к сожалению, никого не будет интересовать, что там на самом деле произошло вокруг больницы, или сколько реально погибло людей. Значение имеет то, как эту ситуацию вывернут в пользу Израиля или Палестины.
С самого начала войны, Израиль не имел преимущества нарратива, и потому вопросом времени стала постепенная смена риторики его союзников в западном мире. Чем дольше затягивается война, чем больше гибнет гражданских в Газе, чем выше вероятность перерастания конфликта в региональную войну, тем более токсичной становится для Европы и США позиция молчаливой поддержки Израиля.
Им приходится маневрировать. Не только для того, чтобы объяснить свою позицию тем людям, которые её не воспринимают или перестают воспринимать, но и для того, чтобы не похоронить свои отношения со странами не-западных регионов, с пресловутым Глобальным Югом, частью которого Израиль не воспринимается.
Financial Times (FT) указывает, что война между Израилем и ХАМАС ослабила попытки Запада привлечь поддержку стран Глобального юга. Это в свою очередь сказалось на формировании единой позиции по вопросу о вторжении России в Украину.
Согласно информации издания, активная поддержка Западом действий Израиля против ХАМАС подрывает многомесячные усилия ЕС и США по изоляции России на международной арене. После начала вторжения России в Украину в 2022 году Запад стремился к сотрудничеству с государствами Глобального юга, такими как Индия, Бразилия и Южная Африка.
Однако, как цитирует FT, высокопоставленный дипломат из страны G7 заявил: «Мы определенно проиграли битву на Глобальном юге. Вся работа, которую мы проделали с Глобальным югом [по Украине], была потеряна... Забудьте о правилах, забудьте о мировом порядке. Они больше никогда нас не послушают».
FT подчеркивает, что многие развивающиеся страны исторически поддерживали палестинцев, что также влияет на их позицию по конфликту на Ближнем Востоке.
Дипломат, общаясь с FT, подчеркнул двойные стандарты в подходе к Украине и сектору Газа: "То, что мы говорили об Украине, должно быть применимо и к сектору Газа. В противном случае мы потеряем весь наш авторитет".
FT указывает, что недавно западные лидеры обращались к развивающимся странам с просьбой осудить российскую агрессию. Теперь от них требуют критику в отношении Израиля за действия в секторе Газа, основываясь на схожих аргументах.
Арабский чиновник сказал FT: "Если вы называете отключение воды, помехи в поставках продовольствия и электричества в Украине военным преступлением, то вам следует сказать то же самое и о секторе Газа".
Это уже видно в контексте визита Байдена в Израиль. Хотя его саммит с королем Иордании, президентом Египта и лидером Палестинской автономии был отменён, президент США не мог не поехать в Израиль, иначе бы казался слабым и неуверенным. Публично, он будет поддерживать Нетаньяху, но непублично стоит ожидать давления на него с целью ограничить авиаудары Израиля по Газе, а возможно даже закончить войну в ближайшее время и, может быть, отказаться от наземной военной операции, которую запланировала израильская армия.
Это то, к чему Штаты и Европу подталкивают и арабские государства региона во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ. С ними солидаризируются Турция, Иран, Россия, Индонезия, Малайзия, Пакистан, часть Африканского союза, что делает из конфликта фактор, влияющий на динамику отношений стран Запада и не-Запада.