8 методик, которые помогут ребёнку быстрее освоить английский язык

Читайте и сохраняйте подборку проверенных на практике лайфхаков, которые помогут детям и на занятиях с репетиторами, и во время выполнения домашних заданий.

Использование карточек и визуальных образов
Эта методика подходит и для совсем юных исследователей мира английского языка, и для более опытных учеников. Главное — учесть нюансы возраста и восприятия материала учеником.
- Например, для малышей дошкольного возраста подойдут карточки с иллюстрациями. То есть, кроме написанных слов, на них должны быть изображены сами предметы, животные, люди и т.д. Пока дошкольник плохо понимает значения английских слов, ему трудно представить самому, как выглядит то, что они описывают, а у малышей лучше всего работает именно визуальное подкрепление. Вспомните: родной язык они тоже запоминают наглядно: взрослые показывают им на предметы и называют их.
- С ребятами постарше такая техника тоже работает, но её можно немного усложнить, если ученики готовы. Например, на одной карточке изображать несколько объектов, связанных в систему, и подкреплять каждый из них текстом. Еще можно использовать слова с похожим написанием, чтобы ребёнок видел, как меняется смысл от пары букв.
- В средней школе и во взрослом возрасте карточки могут помогать и без визуальных образов. А ещё эффективнее они становятся, когда ученики сами пишут их от руки: так они дополнительно закрепляют слова и их определения в памяти во время составления списка вариантов для карточек, во время написания их, во время дальнейшего прочтения и заучивания.

Обучение через подвижные, командные или ролевые игры
Учёба через игру — классический подход к маленьким детям, которые в целом воспринимают новую информацию лучше именно в игровой форме. Это специфика возраста, которую не стоит игнорировать и недооценивать. Даже если взрослым кажется, что игра и учёба — это про разное, то, значит, они просто не пробовали такой метод!
Выбирать конкретные игры лучше, исходя из контекста ситуации. Например, если учеников несколько и есть пространство для движений по классу, тогда можно подобрать активные варианты. Это могут быть существующие англоязычные игры, как «Саймон сказал», либо адаптированные русские, либо «сборная солянка» из разных игр. Игры могут быть индивидуальные, где каждый игрок сам за себя, и командные, где несколько детей объединены общей миссией.
Если ученик занимается персонально с педагогом или делает домашнее задание с родителем, тогда больше подойдёт формат ролевых игр. Можно выбрать сценку из сказки, любимого мультика или фильма и проговорить её по ролям, можно смоделировать самостоятельно ситуацию и придумать диалог, который в ней произойдёт. Важно, чтобы это были не отстранённые сцены и ситуации, а такие, которые связаны с изучаемыми словами и фразами — в процессе ролевой игры ребёнок должен понять, как использовать их в реальном контексте.

Кстати, ролями нужно периодически меняться.
Главное — пробовать разные варианты и наблюдать, какие из игр наиболее эффективны для конкретных учеников.
Группирование слов из общих тем
Почти все темы, которые дети изучают на уроках английского, включают в себя десятки и сотни слов, поэтому иногда малыши теряются в их многообразии и плохо запоминают. Для более эффективного обучения большие группы слов можно разделить на подгруппы. Например, ученик начал разбирать тему Animals. Необязательно сразу читать и учить весь многостраничный словарь из этого раздела — стоит разделить слова на подгруппы: птицы, насекомые, хищники, домашние животные и т.д. Так ребёнку будет легче структурировать в голове новые слова, а сам объём материала будет выглядеть мене пугающе.
Запоминание слов, букв и конструкций через ассоциации
Эта методика отчасти связана со всеми предыдущими. И визуальные образы, и моделирование ситуаций, и группирование — всё это помогает ученикам закрепить в голове ассоциативные связи. Но обычно это происходит как побочный, а не основной эффект.
Однако метод ассоциаций может быть и самостоятельным упражнением. В таком случае границ для воображения почти не будет, ребёнок сможет сам выбирать свои ассоциативные образы. Например, он может сказать, что заглавная буква L напоминает ему человеческую ногу в профиль, и тогда, проведя аналогию дальше, можно отметить, что это неспроста, ведь нога на английском — leg.

Конечно, не все буквы похожи на слова, которые с них начинаются, но это лишь один из примеров нестандартных ассоциаций.
Конспектирование в словаре
И снова мышечная память помогает остальным видам запоминания! Ещё эффективнее такой метод будет работать в случае, если словарь не ограничен стандартными графами таблицы: слово — транскрипция — перевод. Разрешите ребёнку делать дополнительные пометки и про ассоциации со словом, и примеры использования слова в контексте.
Однако вести словарь хаотично — не самая удачная идея: структурирование материала работает на качественное запоминание и помогает быстрее найти нужные слова в тетради через время.
Концентрация на конкретных словах в контексте предложений
Этот метод работает так: педагог или родитель составляет/подбирает текст, где в каждом предложении есть одно и то же слово, и выделяет его. Ребёнок концентрируется на визуальном акценте и начинает более внимательно вчитываться в предложения, сначала он отслеживает разницу в употреблении слова в уже готовых предложениях, а затем пробует составить свои варианты.

Подача новых слов через тексты песен
Ритм музыки и рифмы попадают в долгосрочную память и в детском, и во взрослом возрастах, поэтому использовать тематические песни для лучшего запоминания слов — отличный вариант. Главное — не зубрить их специально, а разучивать в процессе подпевания. Можно даже немного потанцевать, чтобы было ещё приятнее учиться!
Повторение пройденного материала в разное время
Метод интервального повторения помогает закрепить материал в долгосрочной памяти. Если активно учить слова и правила, например, перед контрольной, а после неё не повторять их месяцами, то они не сохранятся в этой части мозга, поэтому в повторении тоже важна системность: сначала вспоминать материал каждый день, затем раз в несколько дней, потом через неделю или две.