791. Дредд.
heideg — 03.06.2013 Почти вся современная культура - гнилая пропаганда рукопожатых.Ведь она создана уже после победы золота над железом.
Следовательно, "герои" современной культуры - прямые противоположности героев классических, когда герой отправляется в путь, на котором ему встречаются злодеи, пытающиеся его остановить.
В современной культуре в путь отправляются уже "злодеи", а "герои" их останавливают.
(Чтобы не путаться, дальше буду современных "героев" и "злодеев" писать без кавычек.)
Иначе говоря: злодеи действуют, герои реагируют.
Злодеи - нападают, герои - обороняются.
Смысл жизни героев - мешать другим.
У героев - мораль, у злодеев - рабочая этика.
В классической культуре было наоборот.
Поэтому современным героям невозможно сопереживать.
В любом фильме или игре любой нормальный пацан всегда болеет за злодеев (читай: классических героев).
Но в играх по крайней мере можно за злодеев играть.
А в фильмах?
И вот тут мы подходим к теме судей.
Свежий фильм "Dredd" - наверное, единственный боевик со времён "Starship Troopers", где я с самого начала и до конца болел за героев, т.к. они и есть настоящие герои.
Но в "Starship Troopers" врагам противостоят жуки, т.е. по сути животные (за единственным исключением), и это не считается: в фильме "Armageddon" я тоже болел за людей, а не за кусок камня.
И всё равно: как так могло получиться? Ведь ZOG не дремлет, бро!
А просто: и "Дредд", и "Звёздный Десант" - это сатира на полицейское государство и военную диктатуру соответственно, зритель не должен им симпатизировать.
Замечу, что в более ранней экранизации "Judge Dredd" со Сталлоне сатиру урезали, поэтому в нём я болел не за Дредда, а за злодеев.
Чтобы был ясен контраст, разберу эти два фильма отдельно.
Итак, Дредд от Сталлоне.
Фильм - классическая старая кинофантастика, а такие фильмы критики очень не любят.
Как и "Johnny Mnemonic", и многие другие более чем хорошие фильмы этого жанра, сталлоневский фильм у рукопожатых считается говном.
Стиль ретро бросается в глаза - ничто так быстро не устаревает, как представления о будущем.
Главный минус фильма - это, конечно, главный герой. Это не судья Дредд. Но нам на это похуй, т.к. мы не фанаты комиксов.
Судьи показаны позитивными, но тупыми.
Судье Дредду противостоят два злодея: судья Рико и судья Гриффин.
Рико хочет устроить революцию, а Гриффин - контрреволюцию, но это на самом деле одно и то же, просто в разных дозировках, поэтому они тусуются вместе.
Когда Гриффин показывает свой меньшевизм, большевик Рико его, разумеется, сливает, и остаётся с Дреддом один на один, пытаясь переманить его на свою сторону - разумеется, безуспешно.
Уже из этого описания видно, что самый крутой персонаж фильма - Рико, на втором месте - Гриффин, и только на третьем - Дредд.
Фильм невероятно меметичен, и все сцены, где есть Рико, я пересмотрел многие десятки раз.
По сути этот фильм - единственное известное мне произведение, где показывается революция через призму трансгуманизма.
И Дредд, и Рико - братья, синтетические клоны, "идеальные судьи".
Дредд оказался покорным системе, но Рико стал революционером, и потому Дредд его осудил, упрятав в тюрьму.
Из-за Рико программу клонирования закрыли.
Судья Гриффин - хардлайнер, хочет закрутить гайки и навести в городе железный порядок, и для этого хочет восстановить программу "идеальных судей".
Но у него на это нет полномочий, поэтому он подставляет Дредда, вынуждает верховного судью уйти в отставку (и занимает его место сам), а также помогает Рико сбежать и использует террор Рико, чтобы закошмарить остальных членов совета, вынудив их поддержать его предложение о реанимации программы клонирования.
Члены совета соглашаются, но когда они узнают, что благодаря развитию технологий клонов можно теперь штамповать как сосиски, решают откатить назад, и Гриффин при помощи Рико их устраняет.
Но когда Гриффин узнаёт, что Рико заменил образец ДНК для клонов, он сам решает откатить назад, и сам отправляется в расход.
Ну и в каком ещё фильме такой сюжет вы найдёте?
Даже в специальных трансгуманистических сеттингах типа "Deus Ex" таких многоходовок нет.
В общем, фильм хороший, я его растаскал на цитаты, но болеть в нём имеет смысл за злодеев, как обычно.
И, как и любой фильм с крутыми цитатами, смотреть имеет смысл на английском языке, иначе 90% кайфа пройдёт мимо.
Один только побег Рико из тюрьмы чего стоит - более крутой я видел только в "Lockout", когда Хайделл говорит, что был карманником.
Теперь Дредд современный, с Карлом Урбаном.
Первое, что бросается в глаза - одновременно и повышенная близость к первоисточнику, и повышенный реализм.
По сюжету фильм похож на "Serbuan Maut" ("Рейд"), но "Рейд" реалистичнее и больше ориентирован на рукопашку. Реалистичность "Рейда" повышает его ценность как боевика, но понижает его ценность как истории: персонажи слишком "серые", чтобы однозначно их воспринимать, а значит переживать за их судьбу. Кроме того, этих персонажей в "Рейде" слишком много, а для хорошей истории нужно держать численность ключевых персонажей маленькой. Иными словами, избыточный реализм персонажей идёт во вред эмоциональной привязанности. Нужна некая дополнительная выпуклость, ведь наблюдаем-то мы чужие жизни, а значит чтобы за них беспокоиться нам нужна дополнительная мотивация.
Ну что же, у нового Дредда с этим всё в порядке.
В правом углу ринга: судья Дредд и его напарница - стажёр-телепат.
В левом углу ринга: бандитка Ма-Ма и её армия головорезов.
Сам ринг: гигантская "брежневка" в двести этажей.
Никакого "спасения мира" или "революции в городе", просто "один день из жизни судьи".
Результат: самый крутой киберпанк-боевик последних лет.
Чётко соблюдается правило классических героев: нападает именно Дредд, а Ма-Ма - обороняется.
На стороне Ма-Мы тотальное численное и огневое превосходство, и даже свой отряд продажных судей.
Дредд - не сталлоневский супермен, а обычный коп, у него кончаются патроны, и он так же истекает кровью, как и все остальные.
У Дредда нет никаких шансов, он уже труп, о чём ему открыто говорят местные гражданские, не желающие сотрудничать, т.е. по сути ставшие на сторону Ма-Мы.
Вот именно в таких сценариях герою начинаешь сопереживать.
Как верно заметил Яхтзи, в "Call of Duty 4" единственная миссия, когда возникает симпатия к той стороне, за которую воюешь - это миссия в Чернобыле, где надо ползать на пузе, дрожа за свою шкуру, а не уничтожать орды иностранцев ракетами с беспилотников.
Злодейка тоже сделана очень правильно.
Будучи тёлкой, она не обладет никакой идеологией, не воплощает никакую идею и не несёт никакую визионерскую миссию.
Она воплощает узкий эгоизм формата "не хочу, чтобы моё существование прекратилось", а также чистую энтропию, бессмысленный беспорядок.
Её криминальная профессия и даже её садизм тут вторичны: с таким же результатом она могла быть легальной бизнесвумен, и это ничего бы не изменило, достаточно глянуть на римейк "Death Race" со Стетхэмом, в котором сопереживать законной владелице жопы главного героя нет ни малейшего желания.
Тёлки - идеальные злодеи, т.к. их бытие начинается и заканчивается их физиологией.
Ма-Ма мне напомнила Чужую из "Чужой": они настолько внешне похожи, что я даже сперва подумал, что их одна актрисса играет.
Ма-Ма тоже была проституткой, но в отличие от Чужой не использует соблазнение как оружие (минус балл), зато куда более жестока (плюс балл).
Её сексуальность уравновешивается шрамами на лице, и в этом она похожа на Миру Хан из "StarCraft 2".
Как я уже писал в статье о женском эгоизме, неплохо было бы Мире Хан прописать реалистичную историю унаследования своей банды от бывшего ёбыря, которого она свела в могилу.
В детском (точнее, скатившемся в детство) сеттинге "СтарКрафта" это невозможно, а вот в "Дредде" - вполне: Ма-Ма унаследовала банду от своего бывшего сутенёра, которому откусила хобот.
В общем, Ма-Ма - эгоистичное воплощение беспорядка, т.е. идеальный злодей для фашистского (т.е. классического героического) сеттинга.
Мне сразу вспомнился отечественный "Бумер", где подобные персонажи были главными героями, и я с первых минут болел за ментов, которые в фильме выставлены злодеями.
Вся эта тупая животная биомасса при демократах активно противопоставлялась "бездушным" ментам.
И до сих пор противопоставляется: в белоленточном фильме "SLOVE" откровенные бандиты ставятся в этической иерархии выше ментов, т.к. менты делают то же самое, но только прикрываются корочкой.
Между тем, именно корочка и отличает солдата, которого даже в плену положено уважать, от мародёра, которого стреляют на месте как собаку.
Как пелось в известной патриотической песне девяностых "Русский Порядок":
Параграф скользкой статьи,
Карманный нож, звериный оскал.
Рука по локоть в крови.
Один упал - и сотня сдохла.
Костлявый призрак врага,
Глухой подъезд, дверной засов.
Пойми, придёт ВЧК,
И этих псов - в расход по стенке.
Бешеная зона - рой себе могилу.
Русский порядок набирает силу.
Hе сегодня-завтра будет меткий выстрел
В нору психопатов, в лоб рецедивистам.
Гигиена смело стреляет:
Зона должна быть мертвой.
Шагает тридцать седьмой,
Hа всяку шваль нагоняя ужас.
Связывая светлой судьбой
Тех, кто служит отчизне русской.
С теми, кто в ударном строю,
Русский порядок - закон и слово.
Песню, вам, герои, пою -
Зона должна быть мертвой.
Бешеная зона - рой себе могилу.
Русский порядок набирает силу.
Hе сегодня-завтра будет меткий выстрел
В нору психопатов, в лоб рецедивистам.
Гигиена смело стреляет:
Зона должна быть мертвой.
Вот это - фашизм.
Вот это - правый дискурс.
Взять весь мусор - и загнать в ГУЛАГ и Освенцим.
А стоны про "русских героев, которых прессуют менты" и "государство как главного врага нации" - это как раз не фашизм, а анархизм, о чём отлично сказал Румянцев.
Поэтому Судья Дредд, Грязный Гарри и даже Таксист - это правые, это фашисты.
А ворующие из магазинов колбасу "наци-анал-исты" - это, наоборот, мишени в прицеле.
Так что в новом "Дредде" акценты расставлены правее некуда.
Судьи являются властью в городе, т.е. речь идёт о полицейском государстве, ничто другое в такой ситуации не работает.
Враг судей - биомусор, затапливающий вообще всё.
Безработица достигает 96% (кстати, вполне реальная перспектива, учитывая роботизацию), а судьи успевают реагировать только на 6% преступлений.
По сути, судьи не столько вершат правосудие, сколько вычищают избытки дефектной биомассы и сбрасывают демографическое давление на город.
Это чрезвычайно циничный сеттинг, и хотя авторы - демократы, внутри сеттинга демократия не работает, причём это вина не демократии, а людей.
Когда судьи свергли демократов, их сначала народ любил за наведение порядка, но потом "двуногие неблагодарные" быстро привыкли к хорошему и начали судей ненавидеть так же, как до этого ненавидели демократов. Ничего не напоминает, а?
Движение за демократию потребовало честные выборы, но когда их всё-таки провели, народ проголосовал за сохранение режима судей, чем сильно опозорил демократов. Опять-таки, ничего не напоминает, а?
При этом лично Дредд занимался грязными провокациями против демократических активистов и вообще был "кровавой собакой путинского режима".
Но в фильме политоты, к счастью, нет.
Это чистый беспримесный боевик в лучших традициях старой кинофантастики восьмидесятых.
Причём под "традициями восьмидесятых" я понимаю не современное хипстерское восприятие восьмидесятых как ретро-трэша, а правильное понимание восьмидесятых как эпохи самых хардкорных фильмов за всю историю кинематографа.
В общем, вспомните "Робокопа" - и не ошибётесь.
Визуально авторы попытались сделать гибрид "Блейдраннера" и "Заводного Апельсина".
Некоторые находки весьма оригинальны:
Во время пост-производства создатели фильма экспериментировали с визуализациями Мега-Сити Один, включая расположение и дизайн городских блоков. Они посчитали, что если располагать блоки близко друг к другу так как в комиксе, то они выглядят маленькими. Поэтому было решено оставить пространство между строениями, чтобы подчеркнуть размер больших зданий и оставить место для дорог и машин для сравнения.
Очень хорошее замечание, возьмём на карандаш.
Кстати, в "Дредде" засветился "Элизиум" - будем ждать выхода, там тоже "стиль восьмидесятых" обещается в лошадиных дозах.
Так или иначе, "Дредд" - лучший боевик за очень долгое время.
Отличный герой, отличный злодей, отличный экшн, отличный саспенс, отличный киберпанк-сеттинг, ничего лишнего.
Но, увы, фильм провалился в прокате... А ведь хотели сделать трилогию...
Если ещё не сделали этого - посмотрите фильм, порадуйте своего внутреннего фашиста.
|
</> |