75 лет назад. Л. Д. Троцкий о будущем СССР
maysuryan — 21.08.2015 75 лет назад, 21 августа 1940 года, не стало Льва Давидовича Троцкого. Днём ранее он был смертельно ранен Рамоном Меркадером.Советский плакат "Лев Давидович Троцкий — Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель Революционного военного совета РСФСР". 1919 год
Можно как угодно относиться к идеям Троцкого и к нему самому, но довольно трудно отрицать, что именно он был человеком, так далеко заглянувшим в будущее СССР, как никому другому не удавалось. Я уже неоднократно писал об этом, а сейчас приведу только небольшую подборку известных цитат Л. Д. — о нашем с вами настоящем... и о нашем же будущем, как ни странно. Да, он умудрился ясно увидеть его через пропасть времени более чем в 75 лет! Довольно досадно, что многие из нас, живя сейчас, умудряются его не видеть.
О будущем советской бюрократии.
"Никак нельзя рассчитывать и на то, что бюрократия мирно и добровольно откажется от самой себя в пользу социалистического равенства. Если сейчас, несмотря на слишком очевидные неудобства подобной операции, она сочла возможным ввести чины и ордена, то на дальнейшей стадии она должна будет неминуемо искать для себя опоры в имущественных отношениях. Можно возразить, что крупному бюрократу безразлично, каковы господствующие формы собственности, лишь бы они обеспечивали ему необходимый доход. Рассуждение это игнорирует не только неустойчивость прав бюрократа, но и вопрос о судьбе потомства. Новейший культ семьи не свалился с неба. Привилегии имеют лишь половину цены, если нельзя оставить их в наследство детям. Но право завещания неотделимо от права собственности. Недостаточно быть директором треста, нужно быть пайщиком. Победа бюрократии в этой решающей области означала бы превращение ее в новый имущий класс."
("Что такое СССР и куда он идёт", 1936 г.)
О буржуазном строе в случае его реставрации в СССР.
"Это был бы капитализм особого типа: по существу колониальный, с компрадорской буржуазией, капитализм, насыщенный противоречиями, исключающими возможность его прогрессивного развития. Ибо все те противоречия, которые, согласно нашей гипотезе, могли бы привести ко взрыву советского режима, немедленно перевоплотились бы во внутренние противоречия капиталистического режима и приобрели бы вскоре еще большую остроту. Это значит, что в капиталистической контрреволюции была бы заложена новая Октябрьская революция. ... Разумеется, только слепцы могут думать, что возрождение компрадорского капитализма совместимо с "демократией". Для зрячего ясно, что демократическая контрреволюция совершенно исключена. ("О термидорианстве и бонапартизме", 1930 г.)
"Буржуазная контрреволюция могла бы (если бы могла) достигнуть своей цели не иначе как через многолетнюю гражданскую войну и новое разорение страны, поднятой советской властью из развалин. Русский капитализм во втором издании отнюдь не был бы простым продолжением и развитием дореволюционного, или, точнее, довоенного капитализма: не только потому, что между ними длительный перерыв, заполненный войной и революцией, но и потому, что мировой капитализм, хозяин русского, претерпел за этот период глубочайшие обвалы и перевороты. Финансовый капитал стал несравненно могущественнее, а мир — неизмеримо теснее. Русский капитализм мог бы быть теперь только кабально-колониальным капитализмом азиатского образца. Русская торговая, промышленная и банковская буржуазия, поскольку она спасла свои движимые капиталы, целиком вошла за эти годы в систему иностранного капитализма. Реставрация буржуазной России означала бы для "настоящих", "серьезных" реставраторов не что иное, как возможность колониальной эксплуатации России извне. В Китае иностранный капитал орудует через компрадоров, т.-е. китайскую агентуру, нагревающую руки на грабеже собственного народа мировым империализмом. Реставрация капитализма в России создала бы химически-чистую культуру русского компрадорства, с "политически-правовыми" предпосылками деникински-чанкайшистского образца. Все это было бы, конечно, и с богом и со славянской вязью, то есть со всем тем, что нужно душегубам для "души". ("К капитализму или социализму?", 1930 г.)
"На данном этапе развития социалистическое строительство стоит и падает вместе с рабочим государством... Октябрь 1917 г. завершил демократическую революцию и открыл социалистическую. Аграрно-демократического переворота в России не повернет назад уже никакая сила в мире: здесь полная аналогия с якобинской революцией. Но колхозный переворот ещё полностью остаётся под ударом, а с ним вместе и национализация средств производства. Политическая контрреволюция, даже если бы она докатилась до династии Романовых, не могла бы восстановить помещичье землевладение. Но достаточно было бы реставрации блока меньшевиков и эсеров у власти, чтоб социалистическое строительство пошло насмарку." ("Рабочее государство, термидор и бонапартизм", 1935 г.)
О перспективах новой революции после реставрации капитализма в СССР
"Даже в случае победы контрреволюции у советской гидры, вместо каждой отрубленной головы, будет вырастать новая... Исторический счёт есть, в данном случае, счёт десятилетий. Падение советской власти, в конце концов, оказалось бы только историческим эпизодом. Но это был бы один из самых страшных эпизодов мировой истории. Вся задача в том, чтоб предотвратить его. Между тем опасность надвигается всё ближе." ("Сигнал тревоги", 1933 г.)
"На самом деле крушение диктатуры пролетариата означало бы многолетнюю гражданскую войну с попытками бессильной бонапартистской диктатуры в разных частях страны по деникинско-китайскому образцу, с неизбежной задержкою экономического и культурного развития на долгий ряд лет. Из этого хаоса выход мог бы открыться не в сторону демократии, которая в России, в виду ее структуры и истории, является наименее вероятной, из всех политических форм, а в сторону колониального закабаления или — новой октябрьской революции." ("Открытое письмо членам ВКП(б)", 1930 г.)
Л. Д. Троцкий в гробу. Август 1940
P. S. В комментах к настоящему посту получил интересное (хотя и не знаю, оригинальное ли) замечание праволиберала alterfrendlenta о Л. Д.: "Меня всегда восхищало, — написал он, — что он родился 7 ноября, а погиб 21 августа — к слову о "заглянул в будущее СССР"".
Действительно, его день рождения в XX веке совпал с днём прихода к власти его партии (РСДРП(б)), а день смерти — с днём, когда она эту власть утратила. Мистик нашёл бы в этом много смысла, не будучи мистиком, не могу, тем не менее, не удивляться символике совпадения...
|
</> |