58-7


"...Считаю, что у нас и так народу немного, демография неважная. Поэтому у меня есть категоричная уверенность, что какой-то период вообще не надо учить иностранным языкам, чтобы люди не уезжали из страны. Говорю провокационно, чтобы была понятна идея. Во французских семьях вырастают дети, которые не знают английского языка. Есть в некоторых традиционных французских семьях тенденция к изучению только французского языка, как и в немецких семьях - тенденция к изучению только немецкого. Это не некая дремучая патриархальность и консерватизм..."
В свое время, пометив г-на Пожигайло, как персону... ээээ... с инициативой, но умственно отсталую, хотя и очень не лишенную инстинкта самосохрания, я решил впредь не обращать внимания на его экзерсисы, что бы он впредь ни отчудил. Ан нет, все, оказывается, куда сложнее...
Вообще-то, в школах и Франции, и Германии иностранные языки преподаются в обязательном порядке, а любая попытка "некоторых семей" (если таковые, в самом деле, есть) этому воспрепятствовать чреваты вмешательством ювенальщиков по полной программе. Но дело не в этом. А в том, что само по себе незнание иностранного языка вовсе не гарантирует, что человек не рванет в дальние края. Свидетельствую: не смысля по прибытии ни "бэ", ни "мэ", эмигранты из стран СНГ очень быстро (максимум год) набирают словарный минимум, достаточный для всех и всяческих черных работ на подхвате, чему очень рады, а большего от них и не требуется.
Так что, будь г-н Пожигайло тем, за кого я его принимал ранее, его предложения выглядели бы куда радикальнее: скажем, закрыть границы (очень эффективно) или прикрепить людишек к земле (еще эффективнее). Такие идеи он, однако, не выдвигает, а то, что озвучивает, будь оно реализовано, повлечет за собой, - и быстро, - отнюдь не снижение эмиграции, но полный крах российской фундаментальной науки и хай-тека, заниматься которыми без знания хотя бы инглиша, невозможно в принципе.
Полагаю, в старые добрые времена такой инициативе, объективно направленной на подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения и кредитной системы, а равно кооперации, было бы дано совершенно точное определение.