55 лет «Ну, погоди!»

топ 100 блогов maysuryan30.01.2025 55 лет «Ну, погоди!»
Отношения хулигана Волка с советской милицией довольно сложные и противоречивые

30 января 1970 года получил прокатное удостоверение мультфильм «Ну, погоди!». Для меня этот мультик стал одним из олицетворений 1970-х. В сущности, это сжатый «портрет эпохи», из которого её можно было бы реконструировать, как из капли воды можно реконструировать земные океаны. Кончилась эпоха — кончился и мультик...

1. Волка в мультфильме озвучивал артист Анатолий Папанов (1922—1987). Режиссёр мультфильма Вячеслав Котёночкин вспоминал: «Не забыть огорчённое лицо Папанова, когда в роли Волка он обнаружил всего два слова: «Ну, погоди!». Долго вздыхал: «Где же тут артисту развернуться?». Но обижать меня отказом не стал».

55 лет «Ну, погоди!»
Анатолий Папанов (1922—1987), озвучивавший Волка

Такая лаконичность реплик не означала, что Папанову не приходилось по-настоящему играть. Котёночкин: «В 1-й серии Волк тонет, захлёбывается, пускает пузыри. Для Папанова приготовили воду в стакане. Вполне достаточно, чтобы побулькать. Но он сказал, что всё надо делать с максимальной достоверностью, чтобы зрители поверили в реальность происходящего. Стакан с водой не годится, нужно ведро. Сбегали и принесли Анатолию Дмитриевичу полное ведро. И он так увлёкся, что и воды нахлебался, и вымок с головы до ног. Зато был очень доволен».
Позднее список реплик Волка пополнился ещё одной — «Ну, заяц, погоди!». Потом Папанов стал уже и импровизировать. Котёночкин: «Мы записывали 7-ю серию… В сценарии Волк вопит: «Ну, чемодан, погоди!». А Папанов сделал по-своему: «Ну, чумадан…» В том, как он произносит это слово — вся биография нашего горемыки. Его образование, его неустроенная жизнь. Все причины, почему он из серии в серию гоняется за благополучным зайцем».
Кстати, художник Светозар Русаков как-то услышал в очереди разговор двух мужчин: «Волк — это мы, работяги, а Заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».

Образ Волка стал настолько популярным, что дети на улице кричали вслед артисту: «Смотри, Волк идёт!». Папанов говорил режиссёру Котёночкину: «Что же ты мне такую нездоровую популярность создал? Стоит утром выйти из подъезда, как ребятишки нашего двора начинают хором кричать: «Ну, Волк, погоди!». Прохожие оборачиваются. Иду, пряча лицо в воротник. Процедура, заметь, повторяется ежедневно. И не только в нашем дворе!..» Однажды он даже сказал: «Знаешь, твой Волк перегрыз всю мою биографию!»
Здесь Анатолий Папанов и Клара Румянова, озвучивавшая Зайца, исполняют совместную песенку из новогодней серии мультфильма:



Вот как это выглядело в мультике:



2. Вообще, «Ну, погоди!» — настоящая энциклопедия советской жизни той эпохи и в высшей степени народное произведение. :) Чуть ли не все стороны жизни 1970-х годов в СССР показаны в мультфильме через призму весёлых приключений и забавных трюков: и пляж, и парк отдыха, и стройка, и метро, и стадион, и цирк, и музей, и деревня, и море, и телестудия...
Все, да не все... Некоторые области жизни остались незатронутыми.
Режиссёр фильма Вячеслав Котёночкин рассказывал: «От военных косяками шли письма с одинаковой просьбой: снять серию об армии. Причём все солдаты единодушно предлагали сделать Волка наголо постриженным новобранцем, а Зайца — сержантом… Армия и космос для меня было святое: это нельзя трогать. Хотя однажды я случайно встретился с одним генералом из Политуправления, и он просто умолял меня сделать такую серию. Я с сомнением поинтересовался: «Что ж тогда, Бегемота придётся делать офицером?..» — думал, что тут он начнёт активно возражать. Но обладатель высокого звания лишь расцвёл в улыбке и клятвенно пообещал помощь в создании фильма».
Тем не менее «армейской» серии мультфильма так и не появилось... Хотя снятый в те же 1970-е годы советский мультик «Шпионские страсти» добродушно смеялся даже не над армией, а над святая святых — КГБ, и ничего...
Кстати говоря, сам образ Бегемота довольно примечателен. В первых сериях присутствовали блюстители порядка — милиционеры-медведи, но потом их заменил этот, более сильный образ — Бегемот. Он сам воплощал собой порядок: на стройке он — бригадир, в музее — смотритель, и так далее. Мундир ему уже не требовался, в силу самого его безграничного физического превосходства. Он олицетворял собой непреодолимую, хотя и добродушную силу... Однако Бегемота не стоило выводить из себя. Попытки Волка победить его (например, замуровать кирпичами, как в 10-й серии, и так от него освободиться) ни к чему хорошему не приводили...

55 лет «Ну, погоди!»

3. Не лишён фильм и некоторых «шпилек» в области актуальной общественно-политической жизни, но только теперь они для зрителей стали малопонятны или даже совсем непонятны без особых разъяснений. Некоторые из них вносил Анатолий Папанов. Например, в 8-й серии Волк называет Зайца то «заец», то «заиц». Дело в том, что в 1960-е годы в СССР затевалась реформа правописания, по которой должно было измениться написание некоторых слов. Например, парашют превращался в «парашут», «огурцы» в «огурци», а «заяц» должен был превратиться в «заеца». Этот самый «заец» и стал символом всей этой несостоявшейся реформы, которая была почти единодушно провалена — редкий случай! — всеобщим неодобрением в ходе «всенародного обсуждения» в 1964-м. Котёночкин: «Сегодня не каждому будет понятно, почему у Папанова «заяц» сначала превращается в «заец», а потом и в «заиц». Но был в нашей отечественной истории и такой казус, когда при первом нашем реформаторе Хрущёве была затеяна и реформа русского языка. Согласно предлагавшемуся новому правописанию, надо было впредь писать не «заяц», а «заец». По этому поводу шли бурные дискуссии в газетах. Вот эту реформу и высмеял Папанов».

55 лет «Ну, погоди!»

4. Первоначально озвучивать Волка должен был Владимир Высоцкий, сценарий ему понравился, он сказал: «Блеск! Только у меня одно условие: я напишу песню Волка». Но тут как раз на пленуме ЦК комсомола Высоцкого раскритиковали за то, что он «тлетворно влияет на молодёжь». После этого приглашение артиста в мультик «зарубили»: «А вы предлагаете Высоцкого в фильм для детей!» Артист об этом узнал с запозданием, при встрече он спросил у режиссёра, как идут дела с озвучкой. Тот грустно ответил: «Я же не знал, что ты одиозная фигура и тлетворно влияешь на молодёжь». В качестве своеобразного извинения перед артистом, в первой серии, когда Волк поднимался по верёвке на балкон к Зайцу, он насвистывал музыку из «Песни о друге» Высоцкого.

5. Было в «Ну, погоди!» и кое-что... как бы сказать, не совсем выдержанное с идейной точки зрения. Впрочем, как это и должно быть во всяком настоящем искусстве. Что именно? А вот то, что поведение главного героя — Волка — полностью соответствовало правилу homo homini lupus est. Уж тут так буквально lupus, что дальше некуда! :) А ведь это буржуазный принцип, а не советский. Между тем жил и действовал Волк в советских реалиях... Получалось противоречие. Возможно, Волк потому и выглядел таким ярким на экране, что резко контрастировал со всем окружавшим его миром добрых, дружелюбных, безобидных зверюшек, был «неправильным персонажем в правильном обществе». Расстёгнутая рубашка, живот наружу, папироска в зубах, бренчание на гитаре — все эти детали облика Волка были позаимствованы из внешности реальной подворотной шпаны 1960-х и 1970-х.
И «сделала» мультфильм именно идея поставить в его центр хулигана, курильщика, пижона и вообще нарушителя всех правил благопристойного поведения Волка.
Вячеслав Котёночкин: «С Волком пришлось «помучиться» довольно-таки длительное время. Он у меня получался то слишком злым, то слишком добрым. Район, в котором я жил в 60-е годы, — Звёздный бульвар, панельные пятиэтажки. Там, из каждой подворотни выползала колоритная публика. Многие выглядели потрясающе: малиновые клинья вставляли в брюки-дудочки, получался клеш. А в районе колена навешивали золотые цепочки с маленькими якорями, которые покупали в табачных киосках. Возвращаясь как-то поздним вечером домой, я заметил около своего подъезда высоченного парня, «прилипшего» к стене. Небольшой животик, волосы чёрные, взлохмаченные и длинные, плечи узкие и приподнятые, а в пухлых губах – папироска. Я несказанно обрадовался, это был мой Волк. Позже я в клёш его брюк вшил лампочки, которые вечером у него на ходу светились, как у той самой колоритной молодёжи, которая держала для этого эффекта в своих карманах батарейки».

55 лет «Ну, погоди!»
1981. Резчики по дереву лесопаркового хозяйства Измайлово. Волк в тельняшке и клёшах из 7-й серии «Ну, погоди!» — культовый персонаж. Фото Г. Шпунькина

Сын Вячеслава Котёночкина — режиссёр Алексей Котёночкин вспоминал: «Народ рыдал от хохота ещё до того, как Волк что-либо делал в кадре. Романтический, приблатнённый герой оказался всем потрясающе близок… Я лично наблюдал, как тётенька в первом ряду в кинотеатре „Баррикады“ упала со стула и корчилась в конвульсиях от хохота».

А когда именно такое отношение — «человек человеку Волк» (и увы, совсем не мультяшный) — возобладало и сделалось всеобщей нормой в реальности, то образ Волка сильно поблек и потускнел на общем фоне. Впрочем, надо признать, что увядание «Ну, погоди!» началось ещё раньше.
Мне по-настоящему весёлыми и искромётными казались только первые десять серий — от первой, где хулиган Волк, размечтавшись о жарком из Зайца, лезет за ним на балкон и до десятой, где Волку снится сон, как на балкон за ним взбирается уже хулиган-Заяц. Потом начинаются повторы тем и несмешные гэги. Очевидно, фантазия авторов начала выдыхаться и истощаться. В конце 1970-х я уже настойчиво допытывался у родителей, что случилось с «Ну, погоди!», почему серии стали не такими весёлыми и интересными, как раньше.
— А это Камов уехал, он для них сценарии писал. Помнишь, он всё по нашему посёлку гулял, когда подал заявление на выезд и без работы остался?
(Нет, я не помнил, никто не говорил мне, что это — Камов).
— Но Камов только в самых первых сериях в титрах значится, а у них и после него неплохо получалось.
— Значит, оставались его идеи, а потом они кончились.
Не знаю, насколько такая версия имела под собой почву, возвращение Феликса Камова в 19-й и 20-й уже постсоветские выпуски (в 2005—2006 годах) нисколько мультфильм не спасло и не воскресило. Он начал угасать в конце 1970-х, а вместе с СССР умер окончательно и бесповоротно... хотя новые серии и продолжали выходить.
Почему так вышло? Есть анекдот «Хотите испортить хороший советский фильм? Тогда снимите к нему постсоветский ремейк». Так было с «Мушкетёрами», «Карнавальной ночью», «Иронией судьбы» и многими другими талантливыми советскими фильмами. Да, собственно, и все режиссёры, снимавшие в СССР шедевры и горько сетовавшие на мешавшую им тогдашнюю цензуру, получив желанную «свободу», не смогли снять практически ничего достойного внимания. То же самое можно сказать и про «Ну, погоди!»
Вдруг оказалось, что цензура Его Величества Денежного Мешка гораздо хуже любой другой. И своим прикосновением она, точно царь Мидас, любое творчество превращает в... отнюдь не в золото. А есть и другая беда, ещё худшая: выяснилось, что художник не может творить только ради денег. Что ему нужны какие-то иные ценности, страшно сказать — более высокие, нежели золотой телец. И в СССР, даже позднем СССР, они ещё были, а теперь... увы и ах.
Ну, не удивительно ли, что даже для того, чтобы мультяшному Волку-хулигану на экране весело и с выдумкой гоняться за голубоглазым Зайчиком, требовался социализм и СССР?..

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
На этот раз завидовать будут тому, как развивается школьная система. За последние годы в Москве увеличилось количество детей, которые идут в детсад или школу. Детей стало больше, и уже перестало хватать существующих детсадов и школ. Что сделали в Москве? Просто построили новые и ...
светает поздно, темнеет рано))) Но это временно, обязательно  наступит Новый год весна!! Нарезала цветов, фонарики оранжевые, цинии, майоры у нас на Донбассе из называли, гортензию. Сегодня впервые утром затопила печку, больше для душевного тепла, согреть душу  ...
Современные технологии меняют всё. То, что казалось совершенно невозможным несколько лет назад, стало реальностью. Сегодня я сначала доехал на свою дачу с помощью такси, а потом снова на такси доехал со своей дачи до маминой. И всё это оказалось дешевле и удобней, чем на своей машине. ...
Под солнышком подсолнечник,  Когда денёк погожий,  Весь день глядит на солнышко —  Сам на него похожий! (Е. Трутнева) В этом году с подсолнухом я встретилась ...