5 сентября 1943-го года

топ 100 блогов vazart05.09.2023 из дневников


Софья Аверичева, актриса, 28 лет, фронтовая разведчица, Смоленская область:
5 сентября.
Мы по-прежнему во втором эшелоне. Сегодня ночевала у девочек в медсанбате. В двенадцать ночи их подняли. Начался поток раненых из полка. В шесть утра сбегала домой, в роту. Хлопцы еще спят. Вернулась в санбат, пошла в операционную, надела халат, белую косынку. Хотелось помочь медикам, которые от усталости едва держались на ногах. Но из этого мало что получилось. Я металась от одного раненого к другому. Просят воды — бегу. Надо поддержать кого-нибудь — бросаюсь туда. Стонет — стараюсь успокоить. Хирурги действуют, как на поле боя. Сердце мое сжимается, закрываю глаза, когда летит в таз чья-то рука или нога.
Пришла домой, трещит голова. В ушах звук пилы по костям. В роте бойцы пишут надгробные дощечки. Анистратову, Сизову, Черемухину, Повалихину, Золотову. Они похоронены в деревне Разогреевой.
Не могу быть дома, не могу сидеть на месте. Взяла лошадь в конной разведке и поехала в санчасть. В овраге, около землянок, Тося Мишуто чистит картофель. Увидела меня, обрадовалась. «Тосик, как живешь?» — «Дюже гарно! Слезай с коня, посиди со мной немножко». Смотрю на нее и не могу оторваться. До чего же она похорошела! Ее толстые пушистые косы красиво уложены на голове, глаза сияют. «Что это с тобой, Тосик? Тебя не узнаешь». — «Ой, Софья! Полюбила я...»
Да, любовь делает людей красивее, чище, добрее. Я это теперь хорошо знаю.
Наверху готовят памятники погибшим. А первый полк продолжает бой, начатый нашими полками. В столовой, под навесом, командиры изучают премудрости ведения боя в новых условиях.
Вдали слышится победный гул артиллерии. Над моей головой — самолеты. Это наши, мчатся на помощь наступающим войскам.
Час расплаты близок.



Всеволод Вишневский, писатель, 42 года, политработник, Ленинград:
5 сентября.
Работаю над материалами 7-го отдела. В германской армии распространяют новый документ: исследование о России и ее истории (!). Германское командование подчеркивает, что победа невозможна без привлечения на свою сторону народов оккупированных стран и районов, в первую очередь — русских... Поэтому необходимо знать их нравы и национальные традиции. «Документ» является таким смехотворным образцом фашистской тупости, что я считаю полезным вписать его в дневник (для истории).
Фашисты делят существование России на четыре периода:
1) Германцы создают русское государство (варяжская теория). Русские — это смелые люди и под руководством умных «фюреров» прекрасно дерутся и любят свои дома и землю.
2) Монгольский период. Здесь русские показали свою способность долго терпеть, но потом реагировать (!), протестовать. Монгольское иго было свергнуто коварством русских и их жестокостью. (Ну и ну!!)
3) Империя Петра Великого. Это был величайший деятель, сформировавшийся под влиянием немцев, европейских поездок, культуры Европы. Отсюда его успехи. Создалось русское национальное государство — с сильно развитыми патриотическими чувствами, с которыми нам, немцам, надо и сейчас считаться. (Да, приходится!)
4) Ленин. Он умело использовал гнилость самодержавия и потерю традиций Петра Великого. Большевизм пришел, в этом смысле, закономерно, но привил России абсолютно чуждые ей и Европе идеи анархии, отрицания собственности и т. д. Вот почему большевизм обречен, и с помощью Европы Россия его сбросит. (Ха-ха!)
Надо считаться с настроениями русского народа. У русских чрезвычайно болезненно развито национальное чувство. Большевики это используют, а немецкие солдаты не считаются с чувствами русских: русские, например, не выносят телесных наказаний (!). Нельзя давать русским повода для пропаганды отрицательных явлений у нас, неуважения к нам и пр.
Поздно, Геббельс, поздно! Понять противника — значит победить! Мы поняли вас в 1941 году! Вы пытаетесь понять нас в 1943-м. И поздно, и ума не хватает.
Россия сделала грандиозное дело. Его, может быть, можно сравнить в ист[орико]-культурном мировом плане с подвигом Греции, остановившей и разгромившей персов.
...Утром в московских радиопередачах о том, что будут восстановлены патриаршество и Синод...
В «Правде» от 5 сентября 1943 года заметка: «Новая пьеса Всеволода Вишневского», — сообщение о работе Театра КБФ, о режиссере А. В. Пергаменте и художнике С.К. Вишневецкой...




Михаил Пришвин, писатель, 70 лет, Москва:
5 сентября.
Все смертны, а личность бессмертна (потому что бессмертная душа имеет личную форму). Все люди смертны, а я человек. Все умрут, а я как-нибудь проскочу. (М. Пришвин. Родники Берендея.)
Сегодня собираюсь приехать в Пушкино, узнать, нельзя ли устроиться вместо Усолья в зверосовхозе.
Итак, борьба капитализма с социализмом содержит две правды: К — правда личности, С — правда общества.
«Чудо» (буду называть «Чудом» русский отпор немцам, в этом «Чуде» фокус истории). Для анализа «Чуда» надо (самое главное) понять психологически рабочую ячейку русского народа, т. е. взаимоотношения просто рабочего и его руководителя. Эти взаимоотношения на войне трансформируются в отношения солдата и офицера. Понять это — значит понять «Чудо».
«Приказ» немца своему подчиненному определяется культурной категорией немецкого общества «Pflicht». Как назвать подобное соподчинение у русских?
Из «Колобка»: — А приказать? (спрашивает европеец) — Да, милый мой, приказать-то не у чего: кругом море, ветер, лед, Божье непомилование. Нет, приказать-то не у чего. Вот я и говорю: — Дети мои, надевайте чистые рубашки, молитесь. — И они за мной, как малые дети (пересказ «Колобка»).
Вот соотношение в рабочей ячейке перед грозной опасностью.
И так было в «Чуде»: немец не спасет, надо самим спасаться и слушаться. Вот наш «приказ».
А потому сопротивление отдельностей на словах есть лишь жужжание: а работают, значит, слушаются, потому что вокруг «Божие непомилование».
Итак, грубое, первичное соотношение рабочей ячейки:
1) чувство безграничной воли как реальность, 2) наличие самой жестокой необходимости (террор).
В этой борьбе множеству (не каждому) является путь обмана: улизнуть.
Вот отчего «героическая» борьба происходит в ореоле жульничества, плутовства.
Большая Мысль, дробясь, блестит, как электричество в коротком замыкании. Вот почему являются блестящие умы. А Мысль действительная приходит в молчании и тишине. Дробясь еще сильнее, Мысль переходит к умам практическим (техника, дипломатия, политика и т. п.). И так, все мельчая и мельчая, Мысль становится хитростью.

...




Давид Самойлов, поэт, 23 года, солдат запасного полка (на восстановлении после ранения и госпиталя), Горьковская (Нижегородская) область:
5 сентября.
Кипят и переливаются деревья в кромешной тьме. Старшина у костра рассказывает.
В сорок первом, когда немец подходил к Кашире, собрался партком на последнее заседание. Что делать: уходить или оставаться. Вдруг вызывают нашего секретаря к проводу. Сталин. Спрашивает: «Что, мол, делаете?» — «Да вот не знаем». — «Так вот знайте. Никуда не уходить. Кашира сдана не будет. Генерала Белова еще нет? Он прибудет с минуты на минуту. Я ему позвоню». Минут через двадцать открывается дверь. Входит Белов. Маленький такой. «Иртышский казак», — добавляет кто-то. Да. Спрашивает: «Кто здесь советская власть?» Представились. Тут снова Сталин звонит. Вызывает Белова. Говорят. Тот отвечает: «Есть не сдавать Каширу. Через два часа начнем действовать». И не сдали.
Было это под Новый год, когда девки снег полют на раскрестке дорог.
В родовом обществе индивидуум ценится с точки зрения его общественного качества (ловкость, отвага), с точки зрения его «потребительской стоимости». Неравенство здесь непосредственно — качественное (этот — умнее, этот — опытнее, этот — искуснее).
Привкус качества остается в оценке индивидуума, выступая в виде права рождения.
При феодализме личность рассматривается уже исключительно с этой абстрактной точки зрения. Правда, «ноблес оближ», но обязательства сами по себе формальны. Права личности уже почти исключительно основаны на заслугах рода (дворянского рода), достающихся по наследству. И все же в феодальном обществе, хотя бы и в абстрагированном виде, выступает требование определенного качества (формального).
Буржуазная революция разрушает такого рода формальное неравенство, но создает взамен этого нечто худшее — формальное равенство. Формальное равенство выхолащивает прежде всего всякое понятие о «потребительской стоимости» всякого человека. Его права основаны уже не на непосредственной или даже опосредованной ценности, а на вещи отвлеченной — на деньгах.
Человек сам по себе бескачествен, его доблести, таланты и добродетели обмениваются, как любой товар, на деньги. То же происходит с искусством.
Суть пролетарской революции — возвращение человеку его общественно-качественного состояния, на высшей ступени избавленной от забот о непосредственных нуждах, чего не могло дать и не давало родовое общество с его примитивной экономикой, — это и есть эстетическое состояние человека.

У меня никакая оружия от рук не отобьется.

Жене — любовь и ласка.
А винтовке — чистка и смазка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так говорит ВЦИОМ. 57% держат в рублях и 6% в валюте. Причем, число последних сильно уменьшилось за последний месяц: с 10% до 6. Это удивительно, как и удивителен процент не имеющих сбережений вообще. Возникает логичный вопрос, а как они выживут, если внезапно настанет большой или малень ...
Итак, товарищи, хочу отметить, что в последнее время участились случаи бытовых травм, а так же травм на рабочем месте. Посему, в канун  Нового Года резво вспоминаем правила техники безопасности. 1. Для того, чтобы достать с высокой ...
Польский десантный корабль "Gniezno" получил повреждения во время учений НАТО в Балтийском море Польский военный корабль Gniezno получил повреждения во время участия в проводимых НАТО учениях Baltops в Балтийском море. Об этом сообщил в понедельник журналистам пресс-секретарь ...
...
Благая согревающая души надеждой весть пришла из Кремля от самого Верховного, дающая новый повод для надежд и ликования. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАВЕРШЁН Ну, соотечественники, можно выдохнуть! «Этап восстановления российской экономики завершён». Владимир Владимирович не даст ...