рейтинг блогов

5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа

топ 100 блогов von_hoffmann05.06.2023
5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


Сегодня исполняется ровно сорок лет с момента самой страшной в истории СССР катастрофы с речным судном.

Поздним летним вечером 5 июня 1983 года большинство пассажиров собрались на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения — кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обратил внимания на происходящее за бортом.

В 22:45 «Суворов» на полном ходу врезался в мост, пересекавший Волгу в районе Ульяновска. Пролет моста буквально срезал ходовую рубку и кинозал, перемалывая всех находящихся там.

Сейчас варианты проведения отпуска ограничены лишь фантазией человека и его финансовыми возможностями. В Советском Союзе даже в самые тучные его годы все было сложнее. Для абсолютного большинства граждан страны отдых был возможен лишь в ее пределах, но, к счастью, размеры государства позволяли выбрать формат по вкусу.

Самым популярным, конечно, был ежегодный визит на море: для счастливчиков — в санаторий, для остальных — с палаткой «дикарем». Люди, активные душой и телом, предпочитали самостоятельные походы: горные и водные, пешеходные и на лодках. Кто-то путешествовал турпоездами по стране, кто-то вскапывал грядки на даче, кто-то предпочитал тихую охоту на рыбу в компании друзей, костра, гитары и бутылочки-другой. Но самым привлекательным видом отдыха оставались круизы.

5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


Круизы были универсальны. С одной стороны, это был отдых на воде с возможностью загорать и купаться в море или реке, с другой — путешествие на теплоходе гарантировало постоянную смену впечатлений от все новых городов по его маршруту. Наконец, корабль предоставлял все развлекательные возможности гостиницы или санатория: бары, рестораны, дискотеки и кино.

Кинозал теплохода «Александр Суворов»
5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


Во времена позднего СССР на реках европейской части страны действовали три транспортно-туристические линии: Москва – Астрахань - Москва, Москва - Ростов-на-Дону – Москва и Москва – Ленинград – Москва. Транспортно-туристическими они были потому, что можно было купить билет до любой остановки на маршруте. В то же время, во всех городах, где останавливался теплоход, можно было поехать на несколько экскурсий. «Александр Суворов» работал на линии Москва – Ростов-на-Дону – Москва.

Отпуск в круизе был, наверное, самым труднодоступным для простого советского человека видом организованного отдыха. В масштабах огромной страны пассажирский туристический флот был невелик, хотя и развивался, особенно начиная с 1970-х годов, когда благодаря притоку в СССР нефтедолларов государство смогло начать масштабную программу обновления, размещая десятки заказов на зарубежных верфях.

После 1945 года в СССР было построены только два речных пассажирских судна – дизель-электроходы проекта 20 «Ленин» и «Советский Союз». Они были флагманами речного флота страны. Остальные пассажирские суда были построены в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Таковы были договоренности по линии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Австрия была исключением - единственной капиталистической страной, которая строила речные пассажирские суда для СССР.

Одним из этапов этого проекта стало строительство на верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно серии из девяти речных теплоходов, предназначенных исключительно для туристических круизов. По первому судну, переданному советскому заказчику в 1976 году, этот тип кораблей получил название «Валериан Куйбышев», но неофициально за свой характерный облик с удлиненным корпусом и острым носом их прозвали «крокодилы». Одним из кораблей серии и стал теплоход «Александр Суворов», поступивший в Волжское пароходство в 1981 году.

Спустя год, в 1982-м, «Суворова» передали из Горького (сейчас Нижний Новгород) в Волго-Донское пароходство на замену ушедшему на Дальний Восток теплоходу «30 лет ГДР» и начали эксплуатировать на линии Ростов-на-Дону — Москва. В свой очередной круиз по этому маршруту корабль вышел в начале июня 1983 года. На борту находилось 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала и 330 туристов, в основном донбасских шахтеров, премированных путевками в дефицитное путешествие за ударный труд. По отдельным данным, теплоход перевозил и некоторое количество неучтенных пассажиров, родственников и знакомых экипажа.

«Александр Суворов» не был самым роскошным судном советского речного флота (на нем, например, не было бассейна, как на теплоходах «Антон Чехов» и «Лев Толстой»), но все же уровень предлагаемого комфорта был несопоставим с прежними советскими реалиями. Все пассажирские каюты на корабле были полулюксами (то есть с собственными санузлами). На борту имелись два ресторана, бар, читальный и музыкальный салоны. На верхней («солнечной») палубе размещались солярий, танцплощадка и специальная надстройка, в которой находился кинозал.

Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов»
5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


1 июня 1983 года теплоход отправлялся из Горького (сейчас Нижний Новгород). На борту находилось 439 человек, из них пассажиров 343 человека. Разные данные приводят отличающиеся цифры. Это объясняется тем, что речные путешествия в СССР были популярным видом отдыха, причем относительно доступным широкому кругу граждан. Билеты и путевки покупались в кассах с боем и доставались всеми правдами и неправдами. На «Суворове» были и «левые» пассажиры. Кроме этого, на теплоходе находилось какое-то количество знакомых и родственников членов экипажа.

На открытой палубе вечером 5 июня и собралось большинство пассажиров. Ужин уже закончился, и наступило время традиционных развлечений. Теплоход как раз проходил Ульяновск, крупный город и родину Ленина. В кинозале должен был быть разыгран аукцион, после чего планировали показать детектив «Возвращение „Святого Луки“». Работала и танцплощадка. Для находившихся в отпуске шахтеров и членов их семей все это было достаточным поводом отложить сон, несмотря на довольно позднее время. Шел одиннадцатый час вечера.

Здесь же, на верхней палубе находилась и ходовая рубка. В 20:00 на дежурство заступил старший помощник капитана Евгений Митенков. Капитан корабля Владимир Клейменов спал в своей каюте, его смена наступала лишь в полночь. Непосредственно у штурвала стоял рулевой Уваров. Именно этим двум морякам, Митенкову и Уварову, суждено было совершить ошибку, погубившую почти две сотни человек.

В Ульяновске Волгу пересекал Императорский мост. Это двухкилометровой длины сооружение построили в 1916 году, а с 1950-х переправа совмещала в себе один путь железной дороги и две автомобильные полосы. В большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, но не в ульяновском.

На снимке хорошо видно что Императорский мост имеет уклон — ближние к фотокамере пролёты расположены выше над водой чем дальние
5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


В данном случае высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки. Митенков прекрасно знал это, он минимум 18 раз проходил мост только на «Александре Суворове». Однако вместо того, чтобы, как обычно, пройти через третий пролет, он направляет переполненный людьми теплоход в шестой, который был значительно ниже корабля.

В 22:45 пассажиры, находившиеся в своих каютах, услышали глухой гул и скрежет. Многие даже не поняли, что же только что произошло. Поднявшись по трапам, они увидели страшную, совершенно непередаваемую картину. Лестницы наверх были залиты кровью, сама открытая палуба представляла собой кошмарное зрелище из металлических обломков, бревен, перемешанных с кусками тел людей, которые считанные минуты назад ещё наслаждались июньским вечером.

Страшную картину восстанавливали свидетели.

Владимир П. сразу после ужина пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала «Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим - сидим как тараканы…» Он отмахнулся, ему не хотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел. Владимир ощутил какой-то растянутый, не резкий, но жуткий удар, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир выскочил из каюты и бросился наверх по трапам. Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, он пошел наверх. Его глазам открылось страшное зрелище. Горы окровавленных шевелившихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла «Скажите маме, что я жива…» И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Она лежала с проломленной головой… Всего несколько дней она не дожила до своего дня рождения.

Перед началом фильма многие заглядывали в кинозал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А. с женой тоже попытались войти, но стало душно. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности… Акоп сбросил пиджак и принялся размахивать им, стараясь привлечь внимание на берегу или на проходившем мимо судне. Но помощь явилась только через сорок минут.

Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, почему жены их погибли, а они живы Выяснилось, что жены, нарядившись, отправились смотреть кино, в то время как мужья предпочли распить в каюте бутылку водки…

Один из пассажиров теплохода потом рассказывал следующую историю. По вечерам на верхней палубе проходили киносеансы, и он с женой решил пойти посмотреть детектив «Похищение «Святого Луки». Но после начала фильма он шепнул супруге, что кино ему кажется скучным, поэтому он, пожалуй, пойдет к себе. Жена некоторое время продолжала смотреть фильм, однако подозрения, что муж на самом деле не мирно лег спать, а пошел выпивать к соседу в каюту, не давали ей покоя. Когда она спустилась вниз, то фактически поймала мужа с поличным. Женщина только открыла рот, чтобы закатить скандал, как раздался страшный грохот: теплоход врезался в мост. В результате семейная пара спаслась.

Шедший на полном ходу (около 25 км/ч) теплоход врезался в шестой пролет моста. Металлические фермы как ножом срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки, не проходившие под его габарит, двигались в обратном направлении, перемалывая людей, разрывая их на части.

5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


Одновременно с теплоходом по железнодорожной части моста проходил грузовой поезд. Столкновение с кораблем сдвинуло пролет на 40 сантиметров, и 11 вагонов из 53 сошли с рельсов, некоторые из них перевернулись. На искалеченных пассажиров, оставшихся на изуродованной верхней палубе, полетели бревна, посыпались зерно и уголь. С рельсов сошла и цистерна с бензином — и лишь чудом, запутавшись в металлических конструкциях пролета, не упала вниз. Можно лишь представить, каких масштабов достигла бы трагедия, если бы цистерна все-таки упала вниз и взорвалась. Скорее всего, на борту «Александра Суворова» не выжил бы никто.

5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


Но и без этого катастрофа была ужасающей. В общей сложности погибло 176 пассажиров и членов экипажа. Тела, точнее, их части, продолжали находить на берегах Волги и в самой реке еще около месяца. Пострадавшими были переполнены ульяновские больницы, у большинства были рваные раны, ампутированы конечности. Ситуация усугублялась еще и тем, что выжившие были засыпаны углем и зерном с проходившего по мосту грузового состава.

Въезд в Ульяновск был немедленно ограничен, но количество жертв было таково, что замолчать случившееся не получилось. Спустя два дня, 7 июня 1983 года, ТАСС выпустило традиционно короткое и крайне сухое сообщение: «От Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода „Александр Суворов“, повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. По Ульяновску ползли слухи о диверсии, о том, что экипаж был пьян, однако все, как это часто бывает в подобных случаях, оказалось проще. Остатки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги. Экспертиза показала, что они были трезвы. Их же в конечном счете и обвинили в произошедшем.

Как мог Митенков, неоднократно проходивший Императорский мост, так ошибиться в выборе пролета? Согласно выводам комиссии, свою роль сыграл целый ряд факторов. Во-первых, мост в это фактически уже ночное время был не освещён сигнальными огнями. Во-вторых, именно на шестом пролёте стояла будка путевого обходчика, которую находившиеся в рубке «Александра Суворова» моряки могли принять за сигнальный щит, обозначавший судопроходный пролёт.

В условиях плохой видимости и, судя по всему, утраты концентрации Митенков и Уваров могли отвлечься, потеряв ориентацию в сумерках, забыв об особенностях моста в этом городе, где судопроходный пролёт смещен к правому берегу, а не расположен по центру сооружения. Результатом халатности стала гибель 176 человек.

Виновным в утрате дисциплины в рядах экипажа был признан и капитан «Суворова» Владимир Клейменов. Он выжил: во время столкновения его выбросило из собственной каюты, после чего спасатели обнаружили его в воде у одной из опор моста. Несмотря на то, что его смена начиналась лишь в полночь и он имел право на отдых перед ней, Клейменова осудили на десять лет лишения свободы, из которых он отсидел около шести, а в 1988-м был освобожден по состоянию здоровья.

Стресс, моральные переживания и полученный срок сделали его последней жертвой трагедии. В 1990-м, спустя всего год после освобождения Клейменов умер от сердечного приступа.

Капитан Клейменов
5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


А вот пострадавший теплоход, как ни странно, катастрофу пережил. После всех следственных экспериментов его отбуксировали в Ростовскую область, а затем на Дунай, где на Измаильском судоремонтном заводе специалисты, прибывшие с чехословацкой верфи в Комарно, полностью восстановили его. На корабле вновь появились ходовая рубка, кинозал, дымовые трубы, о случившемся больше ничего не напоминало. Его даже не переименовали, как было принято в подобных случаях. После ремонта «Александр Суворов» вновь вернулся в Волжское пароходство и уже в 1984-м, спустя год после катастрофы вышел в свою очередную навигацию. Теплоход до сих пор успешно работает на различных волжских круизах.

5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа


Пострадавший же пролет ульяновского моста был полностью заменен в ходе реконструкции 2006 года. Его фрагмент был установлен по соседству в качестве своеобразного мемориала трагедии. Сейчас лишь он да искалеченные судьбы многих людей — пассажиров, членов экипажа и их родственников — напоминают о той июньской ночи 39-летней давности, когда отпуск и командировки 176 человек закончились их страшной гибелью.

Источник: https://pikabu.ru/story/myasorubka_na_volge_katastrofa_s_teplokhodom_aleksandr_suvorov_7989293
Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_352768



Кнопка
или
5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная катастрофа

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему на опорах ЛЭП сверху нет красных огней? На любой трубе есть, на любом здании больше скольки-то этажей есть. А на опоре ЛЭП - нет. И еще почему опоры ЛЭП делают в сечении квадратными? Почему не треугольными? Экономия материала 25%, ...
Кто бы спорил, что #женщины — ненадёжны. Даже самые надёжные, с кем и в пир, и в мир, и в добрые люди , и даже в разведку. Они легкомысленны и болтливы, завистливы и тщеславны, а ещё ревнивы и мстительны. Но других ТТХ не предусмотрел Господь. Нам не дано понять, что двигало ...
Мелких и крупных событий последнего месяца :) Дальше могут читать девочки, мальчикам про крем для рук - неинтересно. Преамбула - работаю я в туберкулезной больнице. Соответственно, руки мою не меньше тридцати раз на дню. С антисептиком. Везде ...
Кстати, за всеми текущими событиями я забыл про одну памятную дату. А именно: про то, что прошло 350 лет с момента рождения Петра Алексеевича Романова - одного из самых интересных и важных исторических персонажей дореволюционной истории России. А если точнее - то не только ...
1 января 2017 года началось с беспокойных новостей. Первый встреченный на улице человек, им оказался сосед Андрюха, выдал – «ЖЖ закрывают!» - Что, прости? – не понял я - Яжжеж говорю. Торренты закрывают. Накрылось скачивание фильмов! – повторил Андрюха, и вытащил из багажника ...