27 марта 1943-го года

топ 100 блогов vazart27.03.2023 из дневников

Софья Аверичева, актриса театра в Ярославле, 28 лет, фронтовая разведчица, Смоленская область:
27 марта.
Пока мы живем на одном месте, постараюсь подробнее записать все, что услыхала о роте автоматчиков. Вот рассказ заместителя командира по политчасти старшего лейтенанта Петрова.
— С первых боевых дней нашего полка рота автоматчиков выполняет задания разведывательного характера. На первых порах у нас еще не было ни опыта, ни умения. За контрольным пленным выходили целой ротой и вели главным образом разведку боем. Несли большие потери, и не всегда наши операции проходили успешно.
Начали мы думать о том, чтобы действовать небольшими группами, бесшумно... Инициаторами этого дела были Анистратов, Ушанов, Ляльченко, Бугаев, Сальников, Мартиросян... Правда, была у нас некоторая неловкость с нашими инициаторами. Анистратов и Ляльченко прибыли к нам с судимостью, и тогдашний командир полка Григорьев советовал сначала присмотреться к ним. На задания мы их не брали, а если другой раз они и шли, то не дальше нашего переднего края. Уж очень у них судимость нехорошая. Однажды приходим с задания. Анистратов и Ляльченко лежат на нарах, посмеиваются: «Опять с пустом?» Разозлились мы: «Попробовали бы сами!» Вскочил Анистратов с нар: «Да мы хоть сейчас. Вы же нам не доверяете!..» А Ляльченко: «Это, брат, похуже тюрьмы!» У Анистратова оказалось дельное предложение: видать, не зря они на нарах валялись. План был дерзкий, но мы рискнули.
Действовали тремя группами с расположения батальона Докукина. Была метель, в двух шагах человека не увидишь. Группа захвата — Анистратов, Бугаев, Ляльченко, Ушанов и Сальников — в маскхалатах исчезла в белой вьюге. В рост подошли они к немецкой обороне. Только у самых траншей их окликнул немецкий часовой: «Вэр ист да?» Анистратов что-то выкрикнул по-немецки, и гитлеровец, удовлетворенный ответом, пошел себе, насвистывая, дальше. Анистратов оставил Сальникова и Бугаева в траншеях, а сам вместе с Ляльченко и Ушановым вошел в землянку. Один немец спал, другой сидел у рации. Радист обернулся: русские! Схватил автомат, но тут же был сражен точным ударом Ляльченко. Проснулся второй немец: «Вас ист лёс? Руссише зольдатен!» Анистратов скомандовал: «Шнель, шнель!» Немец сбросил домашние туфли, натянул сапоги, накинул маскхалат и, увидев, с каким наслаждением Лешка Ушанов и Павел Ляльченко глотают горячий кофе, который обнаружили на плите, прихватил под мышку буханку хлеба, думая, что русские голодают. Когда вышли, немец приложил палец к губам: «Тс-с-!» — и, показав в сторону своих, добавил: «Пук-пук!» Немца пустили вперед, он показал проход через свое минное поле. Пурга замела следы автоматчиков, и немцы вряд ли поняли, что у них произошло в обороне.
Немец дал ценные показания, жил у нас в роте и вместе с полковой переводчицей Беллой Самборской выползал в нейтральную зону агитировать своих. Потом его увезли в штаб дивизии, и он продолжает агитировать в других районах обороны.
Наши первые ходоки за «языком» стали героями. Анистратову присвоили звание младшего лейтенанта. Так у нас появились мастера бесшумной блокировки дзотов. Только за февраль мы вытаскали из обороны противника целый взвод солдат, в том числе и командира взвода.
О том, как брали немецкого лейтенанта, рассказал капитан Печенежский.
— Это было 25 февраля в районе деревни Берлезово. Скрытно подобрались к немецкому дзоту и залегли метрах в двадцати от него. Но бесшумной блокировки на этот раз не получилось. Немецкий часовой заметил группу и поднял тревогу. Гитлеровцы открыли огонь. Одна группа автоматчиков выдвинулась вперед и забросала их гранатами. Анистратов поднялся, повел свою группу в атаку. И, нарушая правила ночного боя, с криком «ура» все автоматчики ринулись вперед. Немцы, как видно, решили, что наступает целый полк, и в панике бежали, оставив блиндажи и засев в траншеях. Но мы их и оттуда выжили и преследовали в глубь обороны. Перебили почти весь гарнизон. Командир отделения Бугаев ранил немецкого лейтенанта, догнал его, схватил за шиворот, и тот поднял руки, несмотря на то, что у него был пистолет и автомат с полным рожком патронов. На помощь Бугаеву пришли Анистратов, Сальников и Ушанов, и вся группа благополучно отошла на свои позиции. При отходе пленный, надеясь, что его услышат свои, начал громко кашлять, за что получил несколько хороших тумаков. На допросе лейтенант жаловался: зольдатен, видишь ли грубо, нетактично обращаются с пленными:
— Сейчас многих наших боевых друзей нет с нами, — закончил свой рассказ Печенежский. — Алексей Ушанов в одной из операций получил ранение и после госпиталя вернулся домой в Кострому. Тяжелораненый Павел Ляльченко был эвакуирован, и судьба его неизвестна. Перед ранением он командовал взводом разведки нашего полка. Нет с нами Мартиросяна, нет многих других, но боевой дух, боевые традиции живы.
Вот что я узнала о моих новых товарищах.




Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой, 18 лет, Ташкент:
27 марта.
Вчера обедал у П.Д.: редька с маслом, мясной суп с овощами, любимая choucroute с сосисками и бараниной, чай с сахаром; в общем, обед на славу. Вчера купил ½ кг картошки, сегодня утром съел 1 бублик, кусок коврижки и пирожок с рисом; вчера утром — два бублика. Ничего нет вкуснее, чем бублики утром: эдак штуки 3–4 самый раз утром съесть. В общем, 50 р. отдам Л.Г. числа 31го–1го, когда получу остающиеся 50 р. от П.Д. Сегодня в отношении питания — удачный день: утром, как писал, 1 бублик, 1 пирожок с рисом и кусок коврижки, потом, часа в 3–4, — пряник за 5 р., потом удалось поесть на один талон два обеда (подвиг), состоящие из рассольника и рисовой каши. Потом, о удача! — удалось получить в распреде белейшие макароны (600 г). Вечером сегодня съел полную сковородку рисовой каши и тарелку вкусного супа; теперь готовлюсь съесть вторую тарелку этого супа. Отнес 100 р. хозяйке. Она собирается в Москву! Се serait le comble, если она меня будет преследовать с этим долгом в 2000 в самой Москве! До уплаты первого долга осталось 200 р. Кряхтит, что мало плачу, а у самой с полкило или больше сливочного масла, которое она мажет на хлеб. Жду письма от Мули. Как бы напроситься на обед на завтра (потому что в Союзе ничего нет в воскресение). Конечно, il ne faut pas abuser, но я все-таки завтра утром позвоню, и всего вероятнее, дело будет all right. Продолжаю переводить Валери. Начал «Не переводя дыхания» — и бросил: разбросанно, недоработано, хотя материал — превосходный и есть удачные места. Но в общем — несерьезно. И писал-то он книгу всего какие-нибудь 3 месяца, и писал в Париже о Котласе. Сейчас читаю Шеллера-Михайлова «Жизнь Шупова, его родных и знакомых». Надо удержаться, чтобы не сожрать сегодня часть макарон, — а вдруг завтра дело со жратвой у П.Д. не выгорит, а есть надо. Осталось 4 рубля! В среду–четверг поеду к Усовой за «Caves du Vatican». Ее муж болен, в клинике. Соседка болтает, союзники продвигаются в Тунисе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Гуляя по Индии, можно увидеть и такое: ...
Глава Приморья Владимир Миклушевский, ушедший в отставку, чтобы переизбраться на новый срок, оставил неизгладимый след на сайте госзакупок: резиденции, яхта, самолет и обеденный стол за 1,5 млн рублей. Резиденция в бухте Боярин «Проработав два года губернаторо ...
Пусть новый год принесёт нам много радости, счастья, а в вашем доме пусть всегда живёт Любовь! И прекрасных вам, друзья мои,  праздников! Гифки нашёл Яндекс. ...
Юбилей Агнии Барто. Новости. Эфир 16 февраля 1966 Поэтесса Агния Львовна Барто накануне своего юбилея в телестудии. Ведущая - Кира Кировна Григорьева. Главная редакция информации, 1966 г. (оригинал видео здесь: https://youtu.be/lHb9SSRad14?si=Vqd4GRC2aG-PB1JJ ). Такой милый сюжет.. ...
"После войны Германия была разделена на шестнадцать каст. Посреди Германии была построена Берлинская стена, которая отделяла богатых от бедных". "Действие драмы Брехта "Мамаша Кураж" происходит во время войны. Не совсем понятно, какая это война, ...