26.06.2024. Самара. Струковский сад — 1

В прошлый раз мы всё ещё продолжали осмотр Самарского военно-исторического музея — 26.06.2024. Самара. Военно-исторический музей. Послевоенная тема; а в это раз я обещал показать Вам геральдическую тему. Но в итоге я снимки, да и экспозицию забраковал, и мы вышли на улицу — все в сад...
Сейчас мы стоим на улице Куйбышева и смотрим на Военно-исторический музей сбоку —
Постройка была возведена в начале ХХ века по проекту архитектора
Д.А. Вернера для Общественного собрания служащих, казённых и
общественных организаций.
В послереволюционный период здесь размещались, сменяя друг друга,
различные государственные учреждения. Начиная с 1975 года помещение
занимают экспозиции Военно-исторического музея Самары.
Рядом с музеем банальный на вид дом, но в нём проживал Тихон Иванович Ерошевский, о чём свидетельствует мемориальная доска у входа —
Тихон Иванович Ерошевский (26 июня 1902, село Кашпир, Самарская губерния — 22 июля 1984, Куйбышев) — советский офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, Герой Социалистического Труда, заведующий кафедрой глазных болезней Куйбышевского медицинского института, член-корреспондент АМН СССР.
Рядом же — здание Крестьянского поземельного банка:
Здание было построено в 1909–1911 годах по проекту знаменитого
петербургского архитектора Александра фон Гогена. Банк, созданный
для поддержки крестьянского землевладения, остро нуждался в
собственном просторном помещении: до этого сотрудники ютились в
шести разных арендованных зданиях. Новое строение стало первым в
Российской империи специально спроектированным зданием для
Крестьянского и Дворянского банков.
Фон Гоген вдохновлялся скандинавским модерном, что делает здание
уникальным для Самары. Его фасад напоминает средневековый замок:
массивные объемы, стрельчатые окна, башня с шатровой крышей и
барельефы с изображениями колосьев, шестерен и механизмов.
Изначально кровля была покрыта красной черепицей, но в советские
годы её заменили на металл.
Сегодня в стенах банка располагается Музей истории и культуры
Самарского края.
Рядом ещё один особняк губернского предводителя дворянства А.Н. Наумова —
Автором проекта особняка был самарский архитектор А. А.
Щербачёв, который черпал вдохновения в архитектуре итальянского
Возрождения. Также вероятно, что ещё одним архитектурным ориентиром
для проекта особняка послужило здание парижской Гранд-опера.
Предводитель самарского губернского дворянства А. Н. Наумов был
человеком консервативных взглядов и, будучи особо отмечен
императором Николаем II, стал министром сельского хозяйства
Российской империи. Поэтому, несмотря на эпоху торжества модерна в
архитектуре в ту пору, когда строился особняк, особняк выглядит как
образец классической архитектуры, классицизма эпохи модерна, а не
как экспериментальная постройка, которые в первые два десятилетия
XX века в массовом порядке строились в Самаре архитекторами по
заказу купцов.
Сейчас особняк Наумова является памятником архитектуры федерального
значения и постепенно реставрируется уже в течение полутора
десятков лет. С 1996 года в здании особняка Наумова находится
Самарский Дворец детского и юношеского творчества.
Далее несколько менее выгодно выглядящих домов...
На углу — Дом Промышленности:
Дом промышленности — памятник градостроительства и архитектуры в
Самаре, расположенный на улице Куйбышева, дом № 145. Архитектором
здания является Василий Сухов.
Здание было построено в 1930-е годы. Имеет статус объекта
культурного наследия регионального значения.
Архитектурное решение фасадов выполнено в стиле конструктивизм.
Камень, стекло, металл, сочетание геометрических форм — архитектура
конструктивизма.
А мы резко поворачиваем на этом перекрестке на 90 градусов по Цельсию и входим в Струковский сад —
Струковский сад (Парк имени М. Горького) — старейший парк Самары, расположенный на берегу Волги, рядом с Самарским драматическим театром и напротив особняка Наумова.
На входе встречает фонтан —
Первоначально фонтан со скульптурными фигурами был установлен в
девятнадцатом веке. Но в средине века двадцатого их убрали.
Восстановлен в первоначальном виде фонтан был в 2004 году.
Сразу после восстановления сада, около его входа и был установлен
фонтан «Дети под зонтом». Зонт несколько раз убирали и возвращали
на место.
Ранее (давным давно) на территории, вплотную примыкающей к набережной Волги, располагался лесной массив, принадлежавший управляющему Илецкими соляными промыслами Г. Н. Струкову, действительному статскому советнику, который построил здесь усадьбу и разбил сад.
В 1820 году он возглавлял в Самаре соляное управление. С 1828 года правление промыслами перебазировалось в Соль-Илецк. Сад на берегу Волги постепенно пришёл в полное запустение. Из-за махинаций вся его собственность в 1848 году была распродана, сад за 900 рублей достался титулярному советнику Д. Е. Обухову, который вскоре уступил его городскому обществу. Позже город приобрел ещё несколько участков смежной земли, снёс избы и хозяйственные постройки, отделявшие сад от Волги, и его площадь стала составлять более семи гектаров.
А рядом памятник ещё одному названию сада —
Памятник Горькому находится в Струковском саду (бывший Парк культуры и отдыха имени Максима Горького).
Жизнь М. Горького тесно связано с городом Самара. Сюда он переехал в начале 1895 года. С самых первых дней город не очень понравился Горькому, есть даже строки, которыми он описывает Самару – «Самара – город, преданный анафеме». Прожив немного времени в Самаре, Горький полностью переменил свое мнение о городе. Здесь он повстречал свою будущую жену Е.П. Волжину.
Горький участвовал и в общественной жизни города. Его участие
отразилось в сотрудничестве с газетой «Самарская газета». Рассказ
«Два босяка» появился на страницах газеты в 1984 году. В дальнейшем
Горький написал большое количество рассказов, которые также были
напечатаны в газете.
На самом деле во время жизни в городе Самара Горький прошел
становление в роли писателя. Именно здесь к нему приходит осознание
своего будущего писательского пути. Слова писателя звучат так: «В
Самаре я родился как писатель».
Опять к истории сада...
В мае 1849 года Самару посетил симбирский губернатор П. Д.
Черкасский. Князь удивился, что такое прекрасное место пустует,
предложил привести сад в порядок и отвести для общественных
прогулок. По счастью, в свите губернатора находился служащий его
канцелярии Михаил Николаевич Островский, брат известного
драматурга. В одном из своих писем, их отыскал в Москве самарский
краевед А.И. Носков, он рассказывает о том, как происходило
открытие Струковского сада.
«Этот сад, до тех пор заброшенный, в продолжение двух дней был наполнен до 150 человек рабочими, которые расчистили дорожки, разбили палатки, приготовили иллюминацию и фейерверк. После обеда вся Самара двинулась в сад, весь прекрасный пол, разряженный до последней степени, явился на гулянье, музыка гремела, песенники пели, все веселились в честь князя. Дамы, мы и несколько дворян собрались в палатке, там мы пили чай, ели мороженое, болтали; наконец, лопнула ракета, все выбежали в сад, фейерверк сгорел, мы двинулись в дом помещика Неронова, где танцевали до утра в честь князя…После бала мы рано утром выехали из Самары и, правду сказать, немного грустно было расставаться с этим веселым, добрым, радушным городом.»
В путеводителе XIX века «Живописная Россия» можно прочесть мнение: «Особо хорош Струковский сад, обширный и довольно старый, приспособлен к общественным гуляниям с 1851 г… В летние вечера — музыка…»
Мнение Константина Павловича Головкина: «Центральная аллея называлась, например, скотопрогонной. Это презрительное название она получила, потому что по ней гуляла демократическая часть обывателей города „горчица“ со своими „дамами“ (самарскими перешницами) и подростки. Здесь они чувствовали себя свободнее и вели непринужденно и развязно. Громкий разговор, хохот, иногда перекличка и русская крепкая ругань были обыденным явлением. Сидящие в этой аллее на лавочках молодцы развлекались над прохожими подставлением ног и просто отпускали гнусные комплименты. Приличная публика избегала эту аллею и гуляла по Набережной и по Предвокзальной дорожке».
Символ города —
Герб Самары с белой дикой козой существует уже почти три века. 8 марта 1730 года в числе других гербов его утвердила императрица Анна Иоанновна после одобрения Правительствующего Сената. В некоторых источниках автором самарского герба называют сержанта полевой артиллерии Александра Чиркова, служившего в Военной коллегии в Санкт-Петербурге. Однако краеведы полагают, что он только скопировал рисунок в так называемый знаменный гербовник Миниха, причем для этого сборника сделал копии изображения не только герба Самары, но и императорского, а также еще больше 80 гербов других городов. Кто же тогда придумал наш герб? Почему на гербовом щите губернии в конце XIX века появился козел? На эти и другие вопросы «КП-Самара» помогли ответить исследователи самарской геральдики, история которой началась в XVIII веке при Петре I.
По одной из версий автором самарского герба может быть итальянский граф Франциск Санти, считавшийся большим знатоком геральдики. На службу в Россию его пригласил царь Петр I в 1724 году.
На долю Санти в России выпали не только почетные труды на государевой службе, но и тягостные испытания. В 1727 году по обвинению в участии в заговоре (вину он не признал) его отправили в ссылку в Сибирь.
После ареста Санти работы по сочинению городских гербов перешли
в военное ведомство под начало генерал-фельдмаршала Христофора
Миниха (графа Бурхарда Кристофа фон Мюнниха). В задачи графа
входило «малевание на знаменах» как старых, «так и вновь
сочиненных» гербов и по составлении присылать их в коллегию.
Для этой работы к Миниху определили художника Андрея Баранова.
По словам главного библиографа Самарской областной универсальной
научной библиотеки Александра Завального, именно Баранов может быть
автором рисунка герба Самары.
Надо думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – писал в своей книге «Трехвековая годовщина города Самары» 1887 года городской голова Петр Алабин.
Движемся далее...
3 июня 1849 года состоялось торжество с иллюминацией и
фейерверками по поводу открытия Струковского сада для самарской
публики.
В 1856 году город купил соседний сад купца П. С. Синягина, а в 1871
году присоединил и сад поручика Кроткова. Таким образом, сад
значительно расширился. Следила за его благоустройством Садовая
комиссии, выбираемая из числа гласных городской думы. Позднее в её
ведение перешли все городские сады и скверы.
29 августа 1871 года парк посетил Император Александр II.
В 1871 году Самарская городская дума для управления садом избралa садовую комиссию, в неё входили известные садоводы-любители П. В. Алабин, И. Л. Санин, Е. Н. Аннаев. Дума отказалась от услуг содержателей и выделила 1 800 рублей на заботу о саде.
По воспоминаниям Петра Владимировича Алабина, «…вместо приносивших только убытки оранжереи и теплицы с экзотическими растениями выстроена небольшая теплица для современной выгонки цветов на украшение садовых клуб, с этой же целью сохранено несколько парников; для жилья садовнику выстроен хорошенький домик и такой же для сторожей; часть сада обнесена изящным, резным деревянным забором в каменных столбах, на каменном фундаменте; вместо безобразной деревянной лестницы сделана большая каменная лестница по всей горе от входа в сад до его главной площади; изящной решеткой отделена часть сада к летней даче губернатора; проведены и засажены новые аллеи с хорошими по ним дорожками; устроены большие резервуары для воды; сделано много новых цветочных клуб; насажены рощицы на бывших пустырях; заведен большой питомник скорорастущих деревьев и кустарников, из которых уже высажено на места более 800 штук; устроено много новых скамеек; сад хорошо освещен фонарями на деревянных столбах красивого рисунка; наконец, ветхий воксал, безобразивший собой картину сада, уничтожен и на его месте сооружен вполне изящной архитектуры воксал, с которого открывается великолепный вид на Волгу…».
В 1878 г. был возведен грот, в 1886 г. – построены фонтаны. Позже открыты курзал, бильярдная, кегельбан. С 1898 г. проходили сеансы синематографа, в 1903 г. начал работать «Биоскоп». Летом в парке размещался цирк-шапито, зимой на территории заливали каток. Играл оркестр.
Летний театр —
В 1936 году преобразован из городского сада в городской парк культуры и отдыха им. А. М. Горького Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся, с 1945 года — отдела культпросветработы Куйбышевского городского исполкома (c 1953 года — городского управления культуры Куйбышевского горисполкома).
С 1961 года парк являлся самостоятельным государственным хозрасчётным учреждением с функциями: культурный отдых населения и проведение разносторонней культурно-оздоровительной работы среди взрослых и детей.
Была построена крытая концертная эстрада, ворота на входе в сад
со стороны перекрёстка улиц Куйбышева и Красноармейской, фонтан,
заасфальтированы дорожки. Установлен памятник А. М. Горькому
(скульптор И. Б. Федоров, архитектор А. Г. Моргун).
В летнее время в парке работали детские аттракционы и кафе.
На территории сада располагался детский бассейн «Чайка».
Парк в настоящее время имеет название «Струковский парк имени М.
Горького» (о чём есть информация на табличке у входа).
В парке проводятся такие ежегодные культурные мероприятия как «День
прессы», красочный праздник — «Фестиваль цветов» и международный
фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь» (с 2011 г.).
В 2021 году в парке сооружен монумент памяти первого исполнения известного вальсу «На сопках Маньчжурии». Первое исполнение вальса состоялось в Струковском саду 24 апреля 1908 года (по другим данным – в 1907 году).
Пройдемся ещё понаблюдаем...
Обращение журналистов к потомкам 2057 года —
Выход на набережную и пляж —
Вдали — зайцы:
Вместе не страшно — называется...
Место кончилось. Завтра продолжу.
|
</> |