25 лет назад. ГКЧП, танец умирающих лебедей
maysuryan — 19.08.2016Сейчас, конечно, легко изображать из себя пророка, но мне с первой секунды, как я узнал о ГКЧП, было ясно, что "путч" обречён. В этот день меня разбудил звонок одного знакомого. Он взволнованно спросил:
— Ты знаешь, что Горбачёв отстранён? Указ об этом подписал вице-президент Яналов.
Так он сказал: "Яналов", фамилия вице-президента Янаева, абсолютно серого и невыразительного деятеля, мало у кого была в тот момент на слуху. Даже у тех, кто интересовался политикой.
— Это Горбачёв расправляется со своими противниками, — ответил я. — Через несколько дней их всех не будет.
Потом я включил телевизор — знаменитую пресс-конференцию ГКЧП, и с изумлением рассматривал лица участников "советского руководства". До сих пор помню своё тогдашнее ощущение: как это может быть, вроде бы живые люди, что-то говорят, отвечают на вопросы журналистов, улыбаются, а на самом деле — уже покойники! Но тут я немного ошибся, я полагал, что по итогам разгрома "заговора" никого из них не оставят в живых, чтобы спрятать концы в воду. А в действительности из них погиб один только Пуго (потом ещё маршал Ахромеев и управделами ЦК Кручина).
Конечно, победить ГКЧП не мог ни при каких обстоятельствах, не для того он создавался Горбачёвым, а именно для того, чтобы "сбросить с парохода современности" КПСС и идеи коммунизма.
Мало кто обратил внимание, что в книжке, выпущенной по свежим итогам Августа-1991 Горбачёв откровенно посетовал на свою "ошибку": что он недостаточно быстро проводил "ликвидацию" (именно так!) старых партийно-государственных структур. Вот для этой "ликвидации" он и организовал ГКЧП — отряд самоликвидаторов, смертников-камикадзе, призванных исполнить "танец умирающих лебедей" КПСС, хотя и не понимавших отведённой им исторической роли.
Разумеется, подобраны были люди максимально безвольные, безропотные, несамостоятельные, зато всецело преданные и послушные президентской воле. Ярчайшим их образцом был "глава ГКЧП", вице-президент Геннадий Янаев с его знаменитыми трясущимися руками. Когда его избирали вице-президентом, он произвёл настолько невыгодное, жалкое и убогое впечатление своей полной тряпичностью и бесхребетностью на депутатов, что, хотя они и были "агрессивно-послушны" генсеку, как тогда говорили, выборы вначале не прошли, и пришлось переголосовывать. А после "провала ГКЧП" (хотя в чём этот провал заключался? у членов ГКЧП уж точно не было никакой необходимости добровольно идти за решётку, они могли преспокойно оставаться в Кремле и на Лубянке, которые никто и не думал брать штурмом; но в силу собственного патологического безволия они предпочли "сдаться"), когда обсуждался вопрос об аресте Г. Янаева, Горбачёв заметил, что здесь сложностей не возникнет: «Я ему скажу, и всё». Ну, разумеется. Тряпка, она и есть тряпка...
По итогам ГКЧП Горбачёв, который в тот момент воображал себя триумфатором, обронил журналистам самодовольную фразу: "Всего я вам никогда не скажу". Но зачем говорить? Даже идиоту должно быть ясно, что главным организатором ГКЧП и разгрома КПСС был сам Михаил Сергеевич... Чего он не предусмотрел — так это того, что его собственная власть после этого разгрома не "укрепится", а беспомощно повиснет в воздухе без опоры, и провисит так совсем недолго, рухнет окончательно, уже вместе со страной. Хотя кое-какие меры для подстраховки на этот случай он заранее придумал: провёл в марте 1991-го референдум о сохранении СССР, на котором народ, невзирая на призывы Ельцина и "демократов", дружно проголосовал за сохранение Союза. И Горбачёв правильно, в общем, рассудил, что его личная власть сохранится, если будет сохранён Союз. Чего он не предусмотрел, так это того, что Ельцин и главы союзных республик решатся пойти против итогов народного голосования и всё-таки распустят СССР. Но тут бывшему "первому коммунисту планеты" следовало лучше читать Ленина, который предельно ясно написал (выделение моё): "История учит, что господствующие классы всегда жертвовали всем, решительно всем: религией, свободой, родиной, если дело шло о подавлении революционного движения угнетенных классов".
В данном случае формировавшаяся в СССР буржуазия без колебаний пожертвовала "родиной", своей бывшей страной — СССР, поскольку речь шла об укреплении её власти и самом дальнейшем существовании. Тогда это было внове, но с тех мы уже нагляделись на подобные примеры: грузинская буржуазия разнесла на куски свою страну, бывшую Грузинскую ССР, украинская буржуазия после "евромайдана" разорвала на части свою страну, бывшую Украинскую ССР. То же самое рано или поздно непременно совершит и российская буржуазия с бывшей РСФСР, если только... если только раньше ей крепко не даст по рукам и по шее собственный народ.
|
</> |