24 апреля 1967. Первый случай гибели человека в полёте в истории пилотируемой
andrei_bt — 24.04.2023 Первый советский пилотируемый космический корабль серии «Союз» - «Союз-1», запущенный на орбиту 23 апреля 1967 года, потерпел крушение 24 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров, погибший во время приземления спускаемого аппарата. Дублером Комарова при подготовке к этому полету был Юрий Гагарин.После вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы: по окончательно не установленным причинам вытяжной парашют на высоте 7 км (при скорости около 220 м/с) не смог вытянуть из лотка основной парашют; при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной системы; спускаемый аппарат (СА) ударился о землю со скоростью около 50 м/с, что привело к мгновенной гибели космонавта.
Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики.
Юрий Гагарин и Владимир Комаров на охоте. Рязанская область, 1966 год. Фото: Валентин ЧЕРЕДИНЦЕВ/РИА Новости
В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром назначили Юрия Гагарина.
Переговоры Комарова с Гагариным за несколько минут до гибели космонавта:
На месте падения космического корабля «Союз-1».
Валентина Комарова.
Программа полёта предусматривала не только первое испытание корабля серии в пилотируемом режиме, но и сразу первую в мире стыковку пилотируемых кораблей с запускаемым вслед кораблём «Союз-2»; с экипажем Быковский, Елисеев, Хрунов и переход через открытый космос последних двоих для возвращения на «Союзе-1», в котором для них были установлены второе и третье индивидуальные кресла-ложементы.
Неполадки начались сразу после выхода корабля «Союз-1» на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль стал испытывать дефицит электроэнергии.
Если бы на «Союзе-1» открылись обе солнечные батареи и не было отказа датчиков, состоялся бы пуск «Союза-2». После стыковки космонавты Хрунов и Елисеев перешли бы в корабль Комарова.