20-й опавший мыслист
elika — 13.11.2023
В театр мы иногда ходим не только со стороны служебного входа, но и
в качестве зрителей тоже. Вчера посмотрели спектакль по пьесе
Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке», одну
из главных ролей в котором в качестве уже не режиссёра, а актёра,
исполняет худрук и режиссёр нашего с мужем Белого театра.
Собственно, он нас туда и пригласил. И вот, что скажу по итогам
этого просмотра. Наверное, это тот самый редкий случай, когда при
провальной режиссуре и сценографии, когда при странном выборе пьесы
(абсолютно бессмысленной, на мой взгляд), всего один из
актёров (а их двое) тянет в одну лямку на себе всё. То, как играл
наш худрук, как им по-актёрски был разобран и донесён до зрителей
его непростой персонаж — это выше всех похвал. Это действительно
великолепно и то, что по праву называют высшим пилотажем.
![20-й опавший мыслист 20-й опавший мыслист](/images/main/20-y-opavshiy-mislist-a76e5d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/1003764/1003764_300.jpg)
В остальном… Во-первых,
даже если прочесть саму пьесу
(а я это делала ещё в студенческие
годы и ещё раз перечитала перед просмотром), невольно возникает
вопрос: «И… что? Это, вообще, о чём и для чего?» Впрочем, такие
вопросы у меня лично часто возникают, когда я вдруг обращаюсь
именно к американской драматургии :)) Автор хотел поговорить с нами
об одиночестве? О том, что человек — существо социальное, а потому
всегда будет желать общения с себе подобными? Ну, замечательно.
Тогда не надо выставлять главного героя откровенно с умственными и
психическими отклонениями. Извините, но любой нормальный человек не
жаждет общаться с психами и всячески старается их общества
избегать. Словом, Олби, видимо, хотел сочинить в своё время пьесу
об одиноком человеке, но по итогу сочинил историю о том, как один
ненормальный хомо сапиенс полтора часа пристаёт к нормальному, за
что в итоге доведённый до белого каления нормальный и порешает
своего оппонента. Я, как зритель, какой должна вывод сделать? Не
разговаривайте с психами? Разговаривайте, но не убивайте их? Бред
какой-то...
Ну, и по режиссуре и сценографии.
![20-й опавший мыслист 20-й опавший мыслист](/images/main/20-y-opavshiy-mislist-542dde.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/1004020/1004020_300.jpg)
Режиссура тут из серии — а
давайте сделаем всё максимально неудобно как для актёров, так и для
зрителей. Вот представьте узкий, как кишка, зал, где вдоль стен
расставлены зрительские места
(причём второй ряд поставлен так
близко к первому, что ты практически упираешься коленями в пятую
точку впереди сидящего), а в самом центре этого самого зала
происходит действие. Периодически актёры уходят на небольшие
подмостки, тоже тут имеющиеся, но всё же 90% сценического времени
играют в центре этого узкого зала. Это неудобно зрителям, это
неудобно актёрам. Да и вообще это крайне неприятно, когда играющий
актёр маячит у тебя полтора часа буквально под носом. Музыкальное
оформление — откровенно иллюстративное
(из разряда: «Ах, вы
тупенькая публика! Вы же наверняка не поняли, что мы вам хотим
донести, ну ничего: сейчас мы включим звуковые эффекты, и,
возможно, до вас дойдёт смысл!») Ну, и потом, простите, если вы
используете фонограмму с голосом, значит, или врубайте её потише,
или не на тексте актёра, а между его репликами. Как бы хотелось или
слышать артиста, или песню, а не голосовую кашу. И любому актёру
говорить именно на песне тоже неудобно.
И вот на фоне всего сказанного, повторюсь, наш Максим Вячеславович
блестяще играет в этом спектакле. Сам разобрался со своей ролью,
великолепно вписался в жутко неудобную сценографию, талантливо
сыграл в нелепой по своему содержанию и смыслу пьесе. Вот тут
однозначно браво.