рейтинг блогов

20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

топ 100 блогов periskop01.09.2016 После обзора автомобилизации Петропавловска стоит посмотреть и на местный общественный транспорт.
Тут он представлен только и исключительно автобусами. В основном - автобусами большого калибра, хотя меня уверяли, что вот совсем недавно были и мелкие маршрутки, но с ними борются и теперь они жалобно пищат из-под шконки их нет на линии. И это действительно так - за 22 дня пребывания там я видел "маленьких" только в междугороднем исполнении на Елизово, а внутригородских не было.

Сразу могу выделить три основополагающих признака ОТ, которые поменялись за прошедших 20 лет:
1) Маршрутная сеть стала оптимальнее, многие маршруты продлились на главную городскую ось и из ряда густонаселённых спальников на юг города и разные отростки можно попасть без пересадки (например, из Северо-Востока и Горизонта на СРВ или Сероглазку),
2) Автобусы стали ходить намного чаще, раза наверное в три, и при этом гораздо менее заполненными - кошмар забитых под завязку и еле ползущих на подъём "единиц" и "троек" советского времени ушёл в прошлое (правда и население города сократилось, и большое количество людей пересело на авто, перестав быть клиентами ОТ),
3) Само постоянное пользование ОТ в городе, как таковое, психологически стало признаком "нищебродства" - "у тебя что, автомобиля нет, что ты автобусом катаешься?". Раньше такого отношения не было - впрочем, и машин было раза в три меньше, на душу населения.

Советский парк тоже вымер и исчез, что неудивительно. ЛиАЗы ("сараи") и ЛАЗы ушли навсегда в прошлое - хотя ещё на моих видео 1996 г. они активно катаются и составляют подавляющее большинство автобусов. Сейчас всех перевозят б/у-шные "корейцы": в основном пожилые и потрёпанные жизнию (85-90%) и немного новых, почти с нуля (10-15%).
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска


2. Проезд в автобусе стоит 25 рублей, никаких зачатков смарт-карт и прочей материковской продвинутой заразы нет - только наличка либо проездной. Кстати, проездной окупается очень быстро для тех, кто активно передвигается - дней за 10-12, и стоит чуть больше 1000 руб.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

3. Алгоритм оплаты и входа очень простой и удивительно устойчивый - проход в автобус только через переднюю дверь, а выход через среднюю большую, или заднюю, если она есть (редко где). При этом пассажиры практически никогда не жульничают (хотя можно в ряде случаев, и несложно), а дисциплинированно стоят на вход, и если не передали оплату при скоплении народа, то потом могут выйти и через переднюю дверь водителю деньги всё равно отдать. Иногда бывало и так, что у пассажира большая купюра, и водитель пропускает человека "просто так", но по пути готовит сдачу - и, как правило, через 4-5 остановок пассажир идёт платить всё равно и получает сдачу с тысячи или пятихатки. Т.е. честность в этом плане внушает. Разительный контраст с "безбилетной" ментальностью столичного региона, где неоплатой электричек, скажем, даже гордятся.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

4. Билетики иногда дают, а иногда самому надо оторвать у водителя. По-разному.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

5. Чтобы вы понимали топологию местной сети ОТ, вот небольшая схема. Смотрите, есть главная ось города, где идёт большинство автобусов (помечено красными точками). При этом примерно половина пути идёт в самой населенной и торгово оживлённой зоне, она показана толстым. Южнее центра к Завойко и СРВ поток уже спадает примерно втрое, там населения относительно мало - в постсоветское время отток из бывшего Ленинского района получился очень большой. Синими точками помечена вторая, дублирующая ось города - где расположены населённые спальники и тоже много людей. Сейчас ещё возник и третий центр притяжения - Северо-Восток, который очень разросся и тоже имеет несколько отростков маршрутов - на схеме он вверху. Ну и уже от главной оси идут отростки - в Моховую, Авачу, Сероглазку, Кирпичики и т.п.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

Есть у такой топологии и уязвимость - отсутствие альтернатив движения. Т.е., если где-то сеть встала (скажем, из-за сильной пурги), то выбивается всё движение на главной оси. И конечно, пробки. Они тоже сильно тормозят реальную скорость, и сейчас - если сравнивать с 1990-м, то маршрут СРВ - Автостанция проходится в будни минут на 15-20 дольше, чем тогда.

Теперь - небольшая галерея используемых на линии автобусов. Как я уже упоминал выше, маршрутки выгнали с линии, и насколько я это ощутил, нисколько хуже не стало. Кроме, разве что, привычки выходить "где скажешь" - муниципальные автобусы останавливаются строго на обозначенных остановках.

6. Ул. Советская.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

7. БАМ. Этот новый, как видите.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

8. Много автобусов разрисованных и обрекламенных. Иногда их "рекламят" по самые гланды, что выглядит, мягко говоря, не фонтан.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

9. Автостанция.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

10. Площадь Труда (СРВ). 21-е по всей главной оси города катаются с маленьким интервалом, очень часто. Только что исчезли "экпрессы" - теперь они везде останавливаются.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

11. 4-й км.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

12. Есть небольшая примесь более мелких автобусов, в общей численности - не более 5%. Ходят в основном на неоживлённые отростки, типа Кирпичиков. Но в основном на линии только большие машины.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

13. Разрисованный вулканами автобус на ПСРМЗ. Здесь хорошо видна методика входа-выхода: вход через маленькую переднюю дверь, выход всегда через раздвижную более широкую среднюю.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

14. Что интересно, другие города Петропавловской агломерации получили теперь сквозное сообщение через полгорода (от КП) - что значительно удобнее. Не надо тащиться обязательно на Автостанцию (10-й км) для пересадки. Вот небольшой автобус на Вилючинск - Рыбачий.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

15. А это елизовский 104-й на 10-м. Тоже очень удобно - идёт от КП, можно сесть на ряде остановок внутри города и ехать прямо до Елизово. На Паратунку, правда, идёт 111-й только от Автостанции, но кто ездит на Паратунку автобусом? Это же абсурд! :)
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

16. Закономерности кондукторов и бескондукторных автобусов я так и не понял. Примерно 30% автобусов - с кондукторами.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

17. ...А остальные 70% - надо платить водителю. Около него всегда укреплена пластиковая тарелочка для бабла, туда и кладёшь оплату, помечено стрелкой.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

18. Иногда тарелочки для оплаты крепят солидные, вот как тут :)
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

19. Публика внутри петропавловского автобуса.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

20. Водитель за работой.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

21. Да, ещё что интересно тут: в П-К нет солдат в солдатской форме! Только в форме морпехов, матросов и проч. Я потом узнавал, почему - оказалось, тут расформированы все мотострелковые части, а "пехота" носит форму морпехов.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

22. В пустом салоне "пятёрки" у рыбокомбината на Моховой.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

23. Новый автобус.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

24. Ещё интересная местная тема: разнообразные занавесочки внутри салона. Их фасонов очень много, и скорей всего, они достались владельцам при поставке из Кореи. Если бы я сразу стал снимать фасоны - получилась бы большая подборка. Ну а тут вам покажу три разных фасона - "красный",
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

25. ..."синий",
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

26. ..."с дельфинчиками". Вообще, то же самое есть и на Сахалине - там тоже занавесочки в ОТ.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

27. Что ещё произошло к лучшему от 1996 - так это то, что вывешенное на остановках расписание стало довольно скрупулезно соблюдаться!
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

В остановках в городе нет никакой ни системы, ни общего стиля, ни порядка - всё хаотично и во-многом, как осталось со старого. Скажем, в некоторых местах остановки стоят неизменными с 1980-х, увидите ниже.

28. Остановка у Драмтеатра (самая что ни на есть центральная).
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

29. "Моя" остановка - на 8 км, ул. Чубарова.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

30. Силуэт. Много остановок, кстати, сильно испоганены хаотичными объявлениями. За этим тут, видимо, никто не следит, "всё равно через 5 лет уеду на материк и мне пофиг".
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

31. Остановка Кирпичики.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

32. Мега-остановка на КП - она сейчас превратилась в такой торговый общегородской хаб.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

33. На спуске к Моховой. Тут она стоит с 80-х.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

34. Моховая, конечная. От этой остановки я и вообще чуть ностальгически не прослезился - такой же она была и в 1986-м. Только что перекрасили и обшили. Есть в мире стабильность! :)
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

35. Богородское озеро. Обратите внимание на олимпийского мишку и эмблему: остановка неизменна уже с начала 80-х.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

36. Автостанция на Десятом км. В момент подготовки к поездке мне говорили, что её сносят. Но нет, стоит, курилка, жива и активна! :)
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

37. Дальнее междугороднее сообщение. Можно уехать довольно далеко вглубь Камчатки - на 400-500 км. Правда, рейсов мало.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

38. Касса дальнего межгорода.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

39. Актуальные цены. Как видите, на самый дальний пункт - Усть-Камчатск - билет стоит 2680 руб. Раз в пять дешевле, чем на самолёт. А парохода рейсового туда сейчас нет, в постсоветское время сообщение умерло.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

40. Немного о местном такси. На месте оказалось, что их можно вызывать и через приложение (ВезиТакси, например), а не только через диспетчера. Цены по городу - смешные. А если есть карточка на скидку (найти не проблема, много где валяются в магазинах) - то и вообще. За 150-200 руб. можно далеко уехать. Машина подаётся примерно за 10, иногда 15 минут.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

41. И немного камчатской специфики. Если есть погода, то можно на пути лицезреть вот такие крутые виды. "Бриллиантовая оправа у кривого берёзового полена" (с)
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

42. Вулканы из окна автобуса.
20 лет спустя. V - Общественный транспорт Петропавловска

В целом, общественный транспорт в городе очень неплохо и с небольшим интервалом связывает жизненно важные точки и районы. Хотя, я для себя отметил, что тут бы идеально на главную ось города вписался троллейбус. Он хорошо идёт на подъёмы, вместителен и экологически чистый. Но конечно, никто этим тут не будет заниматься - поэтому на линии стоят вонючие и весьма пожилые корейские автобусы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Santana — американская рок-группа. Основана в конце 1960-х годов в Сан-Франциско Карлосом Сантаной. Он лид-гитарист и лидер группы. По мнению музыкального сайта AllMusic, « ...
Для рисования Хэмиш Блейкли использовал акрил, но несколько лет спустя переход к маслу казался неизбежным, и это тоже стало еще одним поворотным моментом в его самобытном стиле. ...
Охуенные ссылки от paperdaemon.1. Министерство Правдыhttp://minjust.net/Собрание книг, ...
*** Снаружи – мешало сну и лишало сна, сжимало грудную клетку, зато Внутри отзывалось на маленькую таблетку, прописанную таблетку, проглоченную таблетку, и тесная комната делалась не тесна, ночной небосвод – молочен, делалось ясно, зачем пыхтим, хохочем, что твой Бахтин, зачем вообще ...
Продолжаю рассказ про то, как мы с моим "Фордом" и группой товарищей пробирались сквозь дебри европейских ценностей. Кто в блогтуре не бывал, тот не знает, что такое ложиться спать в 2-3 часа ночи, а вставать в 6 чтобы успеть посмотреть очередной город и пофотографировать его пока ...