2 июля – день памяти Михаила Петровича Драгоманова (1841-1895)

топ 100 блогов ru_polit02.07.2024 2 июля – день памяти Михаила Петровича Драгоманова (1841-1895)
М.П. Драгоманов – украинский лидер второй половины XIX века. Фигура, рядом с которой бледнеют все украинские идолы, включая Т.Г. Шевченка и И.Я. Франка. Однако, Драгоманов не столь известен как они, потому что всегда было очень мало людей, которые были способны по достоинству оценить его.
Он был социалистом, но не звал к насилию, не поклонялся Марксу, поэтому не был оценен марксистами. Он писал свои работы по-украински, выступал за образование на украинском, за украинскую автономию, но в тоже время не пылал ненавистью к Москве, поэтому не был оценен украинскими националистами. А поскольку был украиномыслящим социалистом и атеистом, то не был оценен и имперцами. Партии в основном узколобы, поэтому и не нашлось среди них такой, которая смогла бы сказать о Драгоманове Слово.
Между тем канонизированный большевиками И.Франко признавал в нем учителя, идеолог украинских фашистов Д.Донцов посвятил свою главную работу попытке разоблачения драгомановских идей и признавал за Драгомановым общеукраинское лидерство, а в печально известном Эмском указе 1876 года Драгоманов упомянут персонально.

Кто бы ни был Драгоманов, важно то, что он боролся за правду, нес людям просвещение, а, следовательно, содействовал торжеству идей борцов за правду и конструктивному единству.
Вслушайтесь в слова правды от лидера украинства.
Драгоманов не мог не признать факт ментального единства украинцев и москалей: «Цели народа великорусского те же самые, что и малорусского, и к этим целям стремится единая интеллигенция русская или российская, которая состоит из великорусов и малорусов и которая новые европейские идеи ставит на службу мужицкой нации русской – малорусам и великорусам» (Драгоманов М.П. Лiтературно-публiцистичнi працi. Киев, 1973. Т.1. С. 185, 186. ("Лiтература росiйська, великоруська, украiнська и галицька")
Драгоманов признавал за русским языком статус литературного украинского, и при осознании факта, что русский язык был в его время более близкок к говорам великорусским, вполне допускал, что это явление временное и, возможно, по прошествию лет, язык русский сможет стать снова более малорусским, чем великорусским: «Не следует забывать, что язык российский не так-то далек от украинского (т.е. народного. – М.Б.), как кажется на первый взгляд, а особенно с боку; следует знать, что он все-таки вышел из такого, который в XVII-XVIII в. стоял довольно нейтрально и до Великой и до Малой Руси, что, как мы видели, и облегчило переход к нему и великорусов, и малорусов, и если в XIX веке он стал больше великорусским через централизацию культуры российской в Петербурге и Москве, то ничего не говорит против того, что после подъема культурной силы Киева, Харькова, Одессы, влияние украинских элементов и на сам литературный русский язык не станет снова более сильным как это было до XVIII в» (Драгоманов М.П. Лiтературно-публiцистичнi працi. Киев, 1973. Т.1 С. 138. ("Лiтература росiйська, великоруська, украiнська и галицька").
Социалист Драгоманов писал, что московский царизм есть украинская историческая святыня: «Не заходя слишком далеко, достаточно будет сказать, что от самого митрополита Иова Борецкого вся украинская интеллигенция, в том числе и козацкая, кланялась «царям восточным» как своим защитникам. Мазепа последнего времени, Орлик и Кость Гордиенко были исключениями, да и не следует забывать, что даже Гордиенка сами его товарищи и запорожцы-эмигранты раз побили чуть не до смерти и хотели выдать царскому правительству. В XIX веке другая эмиграция запорожская, которая осела после 1775 года на Дунае, сама так же добровольно вернулась в 1829 году под царя Николая I. Значит, если кто хочет украшать патриотизм непременно историческими «святынями», тот должен признать, что и московский царизм есть украинская историческая святыня» (Б.Грiнченко – М.Драгоманов. Дiалоги про украiнську нацiональну справу. Киев, 1994. С.166).
В целом, Драгоманов относился к той очень узкой прослойке интеллектуально развитых людей, которых очень мало во все времена.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лев Троцкий (Бронштейн) гражданин США на день своего рождения 7 ноября с помощью тех, кого он привёз в Россию на пароходе из США, отобрал власть у Временного правительства России именно для того, чтобы потомки запомнили имя Вождя революции, но как и всегда, как это делают люди его ...
По- моему, пора с ним завязывать!!!        "Я начала встречаться с парнем две недели назад, у нас очень хорошие отношения, он очень трепетно ко мне относится и думаю, что у него серьезные намерения. После недели прогулок и т.п, он начал ночевать у меня.     ...
В этом письме, в отличие от предыдущего, где проблема целиком придумана рапунцелью, проблема реальная и серьезная. Я вообще с трудом могу себе представить что-то сложней, чем тяжело больной ребенок. Но письмо - о личной жизни и, чего бы там ни было, дело не в ребенке. Будь у женщины ...
Дорогие совьецкие друзья! Поскольку до вторника 17 августа остался один рабочий день, сообщаю следующее. С восьми часов вечера 17 августа я намереваюсь отмечать свой праздник Двух Трояков в клубе "Стоп", что на улице Московян в подвале моей альма ...
Вы знаете, вечера для одиноких дам, или "танцы для тех, кому за 40" никогда не надо игнорировать, даже если вам 35. В прошлом году я от скуки и тоски по приключениям пошла на "День всех свободных", проводимый Игорем Чер-ским i_cherski 13 февраля. ...