1990-2000

топ 100 блогов fru__fru16.02.2010 Не знаю кем и зачем инициированы разговоры-итоги про 90-е годы.
Какие они были? Плохие? Хорошие?
Разве ответишь? Категоричность окраски уместна только в "Квадрате" Малевича и убеждениях идиотов.
В программе "Честный понедельник" на НТВ вчера спорили был голод в 90-е или нет, время ли это больших возможностей или тотальный грабёж стариков и детей, позор или спасение России. Самозаводящийся Веллер, Сергей-Доренко-Громовержец, несколько утомлённый Усков.
Можно сколько угодно изрыгать в противника собственное мнение, с нажимом в нужных словах, с размахиванием руками. Слова остаются словами. У меня отсутствует масштабный тип мышления, присущий государственным мужьям, поэтому просто всплыли произвольные картинки частного лица.
Напоминаю: место действия - провинциальный промышленный город Тольятти, источник повествования - девочка Таня из средне-классической семьи(мама учитель, папа рабочий).

Июнь 90 года. Ткань для выпускного платья по большому блату привезена из Москвы, туфли - одолжены у маминой подруги. Половина девочек на выпускной бал пришли в чудовищных платьях из радикально золотой и радикально серебряной парчи.На рынке можно было купить только их. Магазины пустые. Семья полгода стирала бельё руками - окончательно сломалась стиральная машинка, а новых в магазине не было. Никаких. Через полгода папа, летавший работать вахтовым методом в Тюмень, привёз машинку. Из Тюмени. Стиральную машинку. В руках. На самолёте. Во дворе моего дома, два раза в неделю, вечером собираются несколько автомобилей. Оттуда выходят молодые люди и о чём-то подолгу беседуют. Жители шепотом говорят про "стрелку" и про "бандитов". Два раза меня не выпускают из подъезда автоматчики - они ловят бандитов.

Август, 91 года. Магазины, в том числе продуктовые, пустые. Почти каждая семья имеет участок земли, который засевает картофелем и другой ботвой. Руководство ВАЗа, в целях социальной поддержки, организовало сложную структуру обеспечения своих работников дефицитными товарами и продуктами. Город с вожделением смотрит на витрины так называемых магазинов УРС(управление рабочего снабжения). Там есть ангорские кофточки, пуховики, детский трикотаж и многие другие вещи, полученные по бартеру за автомобили. Для того, чтобы отовариться, человек должен заплатить не только деньги, но и отдать какую-то часть талонов, которые ему выдавали на производстве. Кто-то быстро ориентируется (вспоминаем вчерашние тезисы: "новые возможности") и продаёт свои талоны втридорога. Кто-то давится в очередях. Магазины новые учредили, очереди старые не отменили. При мне, в одной из таких давок, распалённая девушка брызнула перцовым баллончиком в лицо мужчине с ребёнком на руках. Толкался, наверное.

Март, 92 года. В магазине "Всё для новобрачных" на витрине лежат красные ленты свидетелей, почему-то искусственные цветы и бобина белого ситца. На этом для новобрачных всё. Толпа мужчин в продуктовом магазине воет и оттесняет меня, беременную, от прилавка с молоком(пузатых и кормящих тогда обслуживали в первую очередь): "Ты, коза! Какого хрена лезешь вперёд? Нам не хватит!" Заступилась за меня только толстая мелкокудрая продавщица. Это уже голод, о котором говорил Доренко или еще нет? У красивых девочек в городе появилась одна из "новых возможностей"(тм) - стать подругой, а если повезёт и женой, бандита. Парни из бригад были при деньгах, могли купить девочкам красивые платья на рынке, а некоторым даже шубы. Маме в школе задерживают зарплату, папа пока еще летает на Север и пока еще привозит деньги.

Февраль, 93 года. Маме, работнику бюджетной сферы, платять жалкие копейки, работа "на северах" закончилась и папа безуспешно ищет работу. В бывшей организации ему отказали, назвав предателем, за то, что уволился несколько лет назад. Семья, чтобы прокормиться, изыскивает "новые возможности"(тм). Я покупаю рулонами полотенечную ткань и шью кухонные полотенца, которые соседка потом носит на ВАЗ и продаёт на конвейере тёткам. Мама где-то волшебным образом закупилась синтепоном и плащевой тканью( жуткий дефицит, жуткий!), шьёт теплые штаны для взрослых и детей и ходит с папой по выходным продавать их на рынок. Выглядит это так: в неорганизованной толпе продавцов всякой всячины стоит папа со штанами на руках, разговаривает с покупателями, шутит, объясняет. Рядом, держа портки на вытянутых руках и отвернув назад лицо (Не дай Бог, кто-то из учеников увидит! Позор! Педагог-торгаш!) стоит мама. Когда учитель с 15-ти летним стажем вынужден торговать на рынке, это можно назвать "золотым временем открытых дверей"?

Весь 94 год. Мало что помню, кроме бандитов. Люди стреляют людей из пистолетов, автоматов, гранатомётов. Прямо посредине улиц. Практически каждый день. Город перекраивают между собой татарская и чеченская братва, русские бандиты и остатки грузинских воров в законе. Это свобода, революция, долгожданные реформы? Ну, может быть. У братков появляются более-менее внушительные деньги. Их дамы ездят в Москву за обновками. Привозят оттуда люрекс, колготки с блеском и перчатки в сеточку. Носят всё одновременно. Их мужчины увлекаются золотыми изделиями. Думаете анекдот пр "гимнаста" - выдумка? Хрен. Лично, своими голубыми глазами видела на одном чуваке крест с распятьем, размером с мою ладонь. Не можете представить? Ладно, при встрече покажу. Ладонь, ясно дело. Ой, про второго дяденьку тоже не могу промолчать. У него на руке было следующее сооружение(материал - золото, не забываем): пластина, шириной около 5-ти см и длиной порядка 10-ти см. С тыльной стороны пластины приварены три кольца, в которые вдевались пальцы. Совместно с человеческой рукой инсталяция называлась: "Мой персональный кофейный столик". И он реально в кафе надевал на руку эту золотую халабуду и ставил на неё чашку кофе. Официантки пищали.

Август, 95 года. Из 35 выпускников моего факультета в педагогическом университете по специальности пошли работать только 2 человека. Не потому, что все резко поняли, что не созданы для школы. Просто на зарплату учителя жить было невозможно. Да там и выживать-то было не особо. Каждый из нас стал осваивать что-то новое, некоторые преуспели, кто-то даже очень преуспел. Благом ли было для меня лично такое принудительное расширение горизонтов? Не факт. Не, ну я, конечно, сделала карьеру, заработала сама на квартиру, много чего умею. Но. Пафосно говоря, страна потеряла потенциально хорошего педагога. Можно ли сказать, что я малодушно ушла из школы? Наверное можно. Видимо, нищий подвиг не для меня.

Июль, 96 год. По-знакомству меня взяли работать в коммерческую ФИРМУ. Ууу. С придыханием: "Она работает на фирме". Мне повезло. Понятно, что если бы я была дура набитая, никакое "по-знакомство" мне бы не помогло. И всё же, сколько умных, перспективных мальчиков и девочек не имело такой возможности? У них не было мамы, которая учила когда-то девочку, которая вышла замуж за крутого парня, который был другом второго крутого парня, который открыл фирму, в которую потом взял меня работать, в доме, который построил Джек. В городе начали открываться коммерческие магазины, где продавались диковенные зарубежные продукты. С очередной зарплатой, раз в месяц, я покупала пачку спагетти-гнёздышек и ведёрко мороженого "Баскин Роббинс" для сына.

Весь 97 год. Работа-работа-работа. С утра и до вечера, пахота, не поднимая головы. Вещи горожане в основном покупают на рынке. Не знаю, кто ходил в магазины. На рынке можно было встретить и директора завода, и малиновые пиджаки с тренировочными штанами, и соседку Валю. На прилавках есть всё - от французского белья, до испанских "Пиколинос". Там же куплена моя первая(кстати, и последняя, Дмитрийборисыч, превед!) шуба. Тугой, не продуваемый польский песец не пожелтел и сохранил первоначальный вид до сих пор.

Весь 98 год. Работа-работа-работа. Уезжаю на работу - сосед сидит на лавке, читает газету. Приезжаю с работы - сосед сидит на лавке, грызёт семечки. Поймал меня однажды за полу шубы: "Соседка, ты, видать, баба богатая. В магазин на машине ездишь. Песец, опять же. Вот скоро, говорят, переворот будет. Мы вас, фирмачей, бомбить пойдём." Финансовый кризис. В Тольятти лопнул крупный банк. Мой бывший классный руководитель, энергичная тётечка-предприниматель, теряет все сбережения, в том числе деньги, занятые у частных лиц под проценты. Через полгода её с партнёром арестует милиция - коммерсанты начали убивать кредиторов. Успели порешить двух тётенек. Я была третья. Меня спас собственный пофигизм - не слишком активно требовала вернуть долг. Вот такая гримаса "новых возможностей".

Дальше не помню, да и надоело.

Не стала писать никаких чисто личных событий, так или иначе не связанных с историей страны в целом. Ну, глупо же писать: 90-е были клёоооовые! Да потому что я могла безболезненно пить всю ночь и меньше целлюлита! 90-е были кашшшмарррр! Да потому, что я за эти годы состарилась на 10 лет!

Не претендую и не делаю какие-либо глобальные, общенациональные выводы по поводу роли 90-х в становлении современной России. Я, наверное, для любви рождена, а не для политико-исторического анализа.

Честно не помню, чтобы мы как-то облегчённо вздохнули, почувствовав дух грядущих реформ, ликовали по поводу возможности открыто говорить обо всём, свободно покупать книги. Отчасти это особенности натуры, отчасти потому, что не до "свежего ветра перемен", когда завтра твоим детям тупо нечего есть. Это называется мещанством? Пусть.
Перечитала пост. Получилась история не жизни, а выживания. По крайней мере, с 1990 по 1995 год это так и было. В эти годы мы, отдельно взятая российская семья, выживали. И в то же время, сказать, что это было время ужаса и катастрофы, тоже нельзы. Во второй половине 90-х стало значительно легче.
И всё же, от этих лет осталось чувство тотальной незащищённости, тонкой досточки, глухо хруснувшей под тобой. Кстати, эти ощущения, вот уже второй год как, возвратились. Не потому ли сейчас вспомнили про 90-е?

А, вот еще что хотела сказать. Когда уютный, стильный Николай Усков говорит дяденьке в простом свитере, работяге-геологу, потрясающему бесполезным ваучером: "Вы не воспользовались новыми возможностями. Вот мои друзья воспользовались и у них всё хорошо", вам не кажется, что это аморально и цинично?
"Если у вас нет миллиарда - можете идти в жопу" - оттуда, из того же мира. Мне казалось, пиршество выскочек и гордецов уже должно закончится. Хотя бы потому, что, может статься, та самая пресловутая досточка хрустнула под всеми нами весьма и весьма многозначительно. И не факт, что в последний раз.

P.S. Устали? Представляете, как я устала? Ладно, больше не буду. Только о кошечьке и бусеках.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем, кто интересовался вопросом индейских войн, (то есть читал Фенимора Купера, смотрел "Похороните мое сердце у Вундед Ни", словом, серьезно подошел к изучению проблемы), известно, как белые сперва предлагали мир, подписывали договор, а потом все нарушали, внезапно нападали, убивали и ...
В борьбе с оппозицией сегодня две беды - Хинштейн и дождик... От первого я, признаться, не ожидал такого: русскоязычные сегменты Твиттера и «Фейсбука» «фактически превратились в инструмент координации действий экстремистов, став каналом для ...
Допустим, вы за Навального и либераст а ваша бабушка читает аргументы и факты, комсомолку-толстушку, курит вечерние новости, никогда не пользовалась компуктером (даже одноклассниками) и верит в Путина. Но вам-то очевидно что она заблуждается, живя в сумеречном информационном поле. И у вас ...
"Двенадцатилетняя девочка родила," "Муж зверски зарезал жену и ребенка," "Полицейский убил проституток"... Кажется, что эти заголовки взяты прямиком из современных масс-медиа. Ан нет, это статьи из японских газет 1870х. Точнее, цветных ...
...