1903: в Петербурге торжественно открыт Троицкий мост

Много раз я вспоминал Троицкий мост в своих петербуржских дневниках, но сегодня вспомню его в контексте ночной прогулки по Неве...

Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших петербургских мостов. В 1990 году включён в список объектов культурного наследия России регионального значения, находится под охраной государства. С 2005 года раскрытый разводной пролёт моста — один из символов праздника выпускников «Алые Паруса».

Первый наплавной мост построен в 1803 году. В 1897—1903 годах по проекту французской фирмы «Батиньоль» и при участии русских инженеров сооружён постоянный металлический мост. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м). В 1965—1967 годах был перестроен разводной пролёт, в 2001—2003 годах проведена реконструкция моста.

Находившийся с 1803 года плашкоутный мост в 1804 году получил название Петербургский мост. Перестроенный в 1824—1827 годах мост предполагалось назвать Суворовским по расположенной напротив моста Суворовской площади с памятником А. В. Суворову. Однако в 1827 году мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). В 1891 году Дума предложила назвать строящийся постоянный мост Александро-Мариинским по случаю 25-летия со дня бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны, однако император повелел сохранить за мостом наименование Троицкого.

В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства. После гибели С. М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1934 года мост был переименован в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего решением президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов» мост снова стал называться Троицким.

В честь моста назван танкер «Троицкий мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи» и спущенный на воду 25 февраля 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов.

Мост десятипролётный. Длина моста 582 м, ширина моста между
перилами 23,6 м, из них ширина проезжей части 19,0 м и два тротуара
по 2,3 м.
Особенно интересно и оригинально сконструирована средняя
пятипролётная часть моста. Внешне пролётные строения моста
напоминают арочные сквозные фермы, но в действительности они
представляют собой сочетание двух других типов конструкций —
консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Разводной пролёт расположен у левого берега. Первоначально представлял собой двукрылую симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для разводного пролётного строения в период разводки. Пролётное строение представляло собой двухконсольную, уравновешенную металлическую ферму, вращающуюся вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре. В закрытом подклиненном состоянии представляло собой неразрезную двухпролётную балку с отверстием в свету 26,8 и 27,3 м. Разводка производилась с помощью электромеханического или ручного привода. При разводке моста пролётное строение вращалось в горизонтальной плоскости на вертикальной оси по кругу катания на роликах и образовывало два судоходных отверстия шириной по 22,8 м каждое.

Существующий разводной пролёт перекрыт однокрылым металлическим цельносварным пролётным строением раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и жестко прикреплённым противовесом. Максимальный проектный угол раскрытия крыла — 72º. В поперечном сечении пролётное строение состоит из четырёх главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом, нижние и верхние пояса — таврового сечения.

В пределах длины крыла главные фермы связаны между поперечными балками, продольными и поперечными связями. Отверстие разводного пролёта в свету — 43,2 м. Роль верхнего пояса в пролётном строении выполняет ортотропная плита. Высота ферм на опоре равна 4,2 м. Противовес состоит из двух симметрично расположенных ящиков, наполненных передельным чугуном. Пролёт раскрывается с помощью четырёх гидроцилиндров, находящихся между средними и крайними фермами.
Выплываем к Летнему саду...


