168 лет со дня рождения В. В. Матэ
volynko — 06.03.20246 марта 1856 года родился Василий
Васильевич Матэ, русский художник, рисовальщик, офортист,
один из основных граверов в России конца XIX века.
Его творчество знаменует одновременно и вершину и заключительный
этап в развитии русской репродукционной гравюры (работал на дереве
и в офорте).
Художественное образование он получил в Рисовальной школе при
Обществе поощрения художеств (1870-1875) у Л.А. Серякова. Василий
был любимым и самым талантливым учеником, которому педагог завещал
свои инструменты.
В дальнейшем Матэ учился в гравировальном классе Петербургской
Академии художеств (1875-1880) руководимом Ф.И. Иорданом.
Получив в академии серебряную медаль за гравюру с этюда головы
Иоанна Крестителя, сделанного А.А. Ивановым для картины «Явление
Христа народу», Василий Матэ был направлен в Париж, где
совершенствовал свое мастерство у знаменитого офортиста Гайяра и
ксилографа А. Паннемакера.
Матэ – автор многочисленных офортов и ксилографий (гравюр на
дереве) – портретов деятелей русской истории и культуры.
Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX века (В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.П. Трутнева и т.д.), Василий Васильевич тем самым способствовал популяризации русского искусства. Он также воспроизводил работы Мурильо, Рембрандта и др.
Художник относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала: «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки».
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е годы.
С 1899 года Василий Матэ переходит с ксилографии на технику офорта (всего 278 листов, 225 из них – портреты), которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала, позволяла добиваться ему сходства с шероховатой линией карандаша, текучестью мазка. Лучшими его работами в этой области считаются портреты; особенно выделяются изображения М.П. Беляева и П.М. Третьякова (1894, с известного портрета И.Е. Репина).
Важное значение для развития гравюры в России имела и
преподавательская деятельность Матэ в Центральном училище
технического рисования барона Штиглица (1884-1909), в качестве
профессора гравюры в Академии художеств (1894-1917), и в
Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (с 1911), где
начинал он сам.
Учениками мастера были такие впоследствии знаменитые граверы, как
А.П. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов, П.А. Шиллинговский и др.
Кроме того, он обучал разным граверным техникам И.Е. Репина,
В.А.Серова, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова, Е.Е.
Лансере, Л.С. Бакста, К.Ф. Юона.
Скончался Василий Васильевич МАТЭ 22 апреля 1917 года в
Петрограде.
|
</> |