рейтинг блогов

160 лет Михаилу Нестерову

топ 100 блогов maysuryan05.06.2022 31 (19) мая исполнилось 160 лет со дня рождения художника Михаила Нестерова (1862—1942). Главной его картиной, конечно, был и остался отрок Варфоломей, юный Сергий Радонежский. Это произведение, впервые появившееся на публике на выставке художников-передвижников, возмутило их до глубины души отступлением от всех канонов передвижничества. Где обличение жестокой реальности, где трагический реализм, что за нелепая романтизация сусально-пряничной Руси?.. Но ведь и по этой картине, если только всмотреться в неё попристальнее, можно увидеть скорую будущую судьбу того, что воспевал художник. Вот один из этюдов автора к картине:

160 лет Михаилу Нестерову
Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. Этюд. 1889

И что вам не нравится? — возмутятся граждане монархисты. — Разве не прекрасный образ? Или, говоря словами Константина Паустовского: «Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами — белоголовый, худенький, в онучах, — кажется олицетворением стародавней России — её сокровенной тихой красоты, её неярких небес, нежаркого солнца, сияния её неоглядных далей, её пажитей и тихих лесов, её легенд и сказок». Ага, ага... вот только послушаем, что сам автор писал о своей натуре:
«Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям... И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими широко открытыми удивлёнными голубыми глазами, болезненную. Рот у неё был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грёз. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живёт, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что её, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идёт туда-то... Я отправился прямо к тётке Марье, изложил ей всё, договорился и о «гонораре», и назавтра, если не будет дождя, назначил первый сеанс. На моё счастье, назавтра день был такой, как мне надобно: серенький, ясный, тёплый, и я, взяв краски, римскую лимонную дощечку, зашёл за моей больнушкой и, устроившись попокойнее, начал работать. Дело пошло ладно. Мне был необходим не столько красочный этюд, как тонкий, точный рисунок с хрупкой, нервной девочки... Её бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо её личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашёл не одно лицо Варфоломея, но и руки его... Жилось мне в те дни хорошо. Я полон был своей картиной».
Вы ещё не поняли? Художник нашёл «больнушку», чахоточную, хрупкую, «горячечно дышащую» девочку, стоящую на пороге могилы. И именно в этой умирающей «больнушке» увидел воплощение того, что он хотел воспеть. И воспел... Сделал её, как выразился Паустовский, «олицетворением стародавней России».

160 лет Михаилу Нестерову
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890

Настоящее искусство всегда отражает больше и полнее того, что хотел высказать автор. Возможно, то, что запечатлел художник, по-своему и прекрасно, не будем спорить. Да вот беда — оно умирает. И умерло ещё при жизни автора...
Вот что он сам ясно написал об этом вскоре после Октября 1917 года:
«Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачёркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое… Всё провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых — одна чёрная дыра, и из неё валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей. [...] Теперь около Кремлёвской стены, как народ говорит, «под забором», похоронены «жертвы третьей великой революции», те бедняги, которых втянули в злое, братоубийственное дело. Крестов на могилах нет, со стен болтаются красные тряпки — «символы и эмблемы великой революции»... Наш район тоже был обстрелян. День и ночь мы жили под выстрелами.… На людей охотились, как на зайцев, это мы наблюдали из окон. Но, так или иначе, но нас пока Бог миловал. Но мы «буржуи» всё же и по сей день под угрозой, и… ждём своего часа».

«Солдаты, рабочие и всяческие душегубы и грабители» — разве это не прекрасно? :) Одна беда, как выразился примерно тогда же другой противник революции, монархист Василий Витальевич Шульгин: «Увы, этот зверь был... его величество русский народ. Ах, пулемётов сюда, пулемётов!». Но пулемётов не было...

А главную картину Нестерова публика теперь воспринимала примерно так:

160 лет Михаилу Нестерову
Виктор Дени (1893—1946). «По картине Нестерова. Видение отроку Варфоломею». Журнал «Бич». 1917

С такими чувствами, с такой душою... с таким отношением к революции Нестеров продолжал творить ещё добрую четверть века после неё. Кого он воспевал теперь? Ну, сами понимаете, кого. :) Вот, например, этот портрет 1921—1922 годов, называется «Мыслитель».

160 лет Михаилу Нестерову

Узнали? Да, разумеется, это он, тот самый философ Иван Ильин, скорый пассажир «философского парохода», ныне любимый мыслитель Нашего Всего, который даже в 1948 году продолжал упрямо отстаивать историческую правоту фашизма и национал-социализма.
Хотя были у старого мастера и другие работы, в которых можно усмотреть и некоторое приятие хоть чего-то из новой советской реальности. Например, вот этот портрет скульптора Веры Мухиной, создательницы «Рабочего и Колхозницы». Он изобразил Веру Игнатьевну во время работы над статуей бога северного ветра Борея, посвящённой челюскинцам.

160 лет Михаилу Нестерову
Михаил Нестеров. Портрет скульптора В.И. Мухиной. 1940.

Нестеров писал о своей модели: «Я её помучил: так повернул, этак: а ну, поработайте-ка! Чем вы работаете?
— Чем придётся: пальцем, стекой.
Как принялась над глиной орудовать — вся переменилась.
— Э! — думаю. — Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибёт! Такой-то ты мне и нужна. Вот так и буду писать».
Да, это уже не та несчастная, «горячечно дышащая» на ладан «больнушка» 1889 года! Это Россия другая, новая, полная творческих сил и энергии... И родилась она в те самые смутные дни 1917 года, которые Михаил Васильевич от души проклинал...

Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Некоторые публикации будут появляться там раньше, чем здесь, а некоторые, возможно, только там. Рекомендуется подписаться.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем ку. Понимаю, что ВС и все ещё не отошли от стекломоя, но все же... Куда писать, чтобы усы главного дегенеративного пидора засолили говном, которым он весь город залил???? Блядь, два года чистый город наблюдали. Все, хватит, не надо забывать, где живешь. Проехал по южным районам - ...
Умножьте пользу своих блюд, готовя их из идеально сочетающихся друг с другом продуктов. Рассказываем о шести самых крутых комбинациях. В сегодняшнем обзоре рассказываем о восьми самых крутых "дуэтах", которые усиливают и сохраняют полезные свойства друг друга. Неисчерпаемая ...
Если человек не может разлюбить того, кому он очевидно не нужен, проблема всегда в одном. Он не считает, что не нужен, он подпитывает и поддерживает фигуру посредством короны, перебирает шкатулочку, греет эту фигуру, поэтому она не уменьшается и от нее трудно оторвать фокус. А вот ...
"Переливающийся"значок с Терешковой ...
В марте 1959 года кукла Барби впервые появилась на Нью-Йоркской ярмарке игрушек. С тех пор прошло 59 лет, а популярность пластмассовой дамы с каждым годом только возрастала. По происхождению все Барби — немки. В начале 1950-х годов в немецких табачных лавках появляется кукла Лили, ...