12 ультиматумов
manzal — 22.05.2018Американцы придумали, как удержать цены на нефть на высоком уровне, чтобы их сланцевые аналоги были рентабельны.
Для этого в отношении Ирана были выдвинуты 12 требований, которые Тегеран выполнять, конечно, не будет. Госсекретарь США Майк Помпео вчера озвучил перечень, в случае выполнения которого будет заключена новая классная сделка (нет). В частности, Штаты требуют от Исламской Республики предоставить гарантии отсутствия у страны доступа к ядерному оружию и прекращения обогащения урана. Для этого, по словам политика, иранская сторона должна обеспечить Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) беспрецедентный допуск на свои объекты. А в случае, если этого не будет сделано, американцы обещают новые, конечно же, беспрецедентные санкции. Которые, как правило, поднимают цены на баррель традиционной нефти.
Также Тегеран должен прекратить производство баллистических ракет, отказаться от поддержки про-иранских группировок на Ближнем Востоке, "освободить граждан США и стран — партнёров Соединённых Штатов", "уважать суверенитет иракского правительства и гарантировать разоружение и интеграцию в мирную жизнь шиитских вооружённых формирований, стремиться к политическому урегулированию в Йемене, вывести все контролируемые им группировки с территории Сирии и прекратить поддерживать движение талибов и другие террористические группировки в Афганистане и регионе".
Не менее смешно вышло и с МАГАТЭ. В Евросоюзе после слов госсекретаря США заявили об отсутствии альтернативы ядерной сделке с ИРИ. По словам главы дипломатии ЕС Федерики Могерини, это единственный гарант нормализации отношений с государством. Она напомнила, что МАГАТЭ десять раз подтвердило выполнение Ираном всех обязательств по сделке.
Москва, Берлин, Лондон, Париж и Пекин осудили решение американской администрации. Подписанты соглашения заявили, что продолжат выполнять взятые на себя обязательства. ЕС на днях даже запустил процедуру по противодействию американским санкциям против Тегерана, под которые могут попасть европейские компании.
У Трампа был выбор - угодить миру и сделать Америку великой на международной арене, или угодить своему энергетическому сектору и сделать Америку великой в локальных масштабах, применяя все возможные меры изоляции самих себя. Он выбрал второе, и для американцев - это хорошо. Один вопрос - как продавать свои ресурсы, на которые он делает большую ставку, в условиях зарождающейся ссоры с Европой, пока непонятно. В зависимости от того, как будет продвигаться объявленная торговая война с Китаем, можно будет оценивать успех или провал такого пути.
Но вернемся к тому, что будет с Ираном. Конечно, условия эти он не примет. Как бы Израиль не ныл Вашингтону, сегодня Штаты не в состоянии оказать существенное влияние на Тегеран и Ливан. Так что Тель-Авиву остается наслаждаться последним "подарком" - Иерусалимом.
Была ли в выходе из сделки и 12 ультиматумов какая-то еще мысль, кроме торгово-экономической? Маловероятно. У каждого президента США должна быть своя война, но Сирия - это не про Трампа, она началась намного раньше. Война Трампа - это торговля, а уже созданные очаги конфликта просто играют ему на руку (а иногда и против). Сегодня он давит на Иран, чтобы радовать израильских коллег и работать на рынок энергоресурсов, завтра, когда станет очевидно, что Тегеран на уступки не пойдет, Вашингтон придумает новый пакет санкций, куда, возможно, включит еще кого-нибудь. Однако если Европа новые меры не примет, то существенного влияния на мир в целом решения Трампа не окажут.
|
</> |