115 лет "величайшей Актрисе в истории Голливуда"
filmgourmand — 12.05.202212 мая 1907 года в городе Хартфорд, Коннектикут, США, в семье Томаса Норвелла Хепбёрна и Кэтрин Марты Хотон Хепбёрн родился второй ребёнок, девочка, которую, как и маму, назвали Кэтрин. Томас Хепбёрн работал в местном госпитале врачом-урологом, а мама, имевшая происхождение из весьма состоятельной семьи и потому не имевшая забот о хлебе насущном, могла посвятить себя общественной деятельности. Сферой этой общественной деятельности была борьба за права женщин. Иными словами, мама Кэтрин Хепбёрн была активной участницей движения суфражисток. Оба родителя будущей кинозвезды придерживались чрезвычайно свободных и прогрессивных взглядов, воспитывая в детях (всего их было у четы Хепбёрнов шестеро) свободомыслие и стремление к самосовершенствованию. В семье не существовало запретных тем, а под самосовершенствованием понималось развитие не только ума, но и тела.
Благодаря такому воспитанию Кэтрин уже в весьма юном возрасте, будучи школьницей, добилась весьма внушительных результатов в спорте, причём в различных видах: фигурном катании, плавании, теннисе и гольфе. Параллельно с занятиями спортом Кэтрин на собственном опыте постигала азы театрального искусства, осуществляя постановки домашнего театра. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Кэтрин, если бы не одно печальное событие. Незадолго до своего 14-летия Кэтрин обнаружила повесившимся своего горячо любимого брата Томаса, которому на тот момент было всего 15 лет. Родители пресекли возможные слухи о самоубийстве юноши, объяснив его смерть неудачно осуществлённым цирковым трюком. Но Кэтрин от этой трагедии получила тяжёлую психическую травму: она замкнулась в себе, перестала общаться с людьми, в основном избегала контактов со своими сверстниками.
Через некоторое время Кэтрин Хотон Хепбёрн-старшая, стремясь найти средство вернуть дочери былую коммуникабельность, перевела её в колледж Брин Мар, в котором в своё время училась сама. Этот колледж для девочек был основан квакерами в 1885 году и был одним из старейших и престижнейших женских учебных заведений США. Помимо прочего этот колледж славился своим студенческим театром. Поначалу Кэтрин Хепбёрн получила отказ в своей попытке стать участницей этого театра. Причиной отказа явилась плохая успеваемость, обусловленная полученной психической травмой. Но тяга к театру сделала своё дело: Кэтрин добилась того, что стала одной из лучших учениц, а на последнем курсе получила в студенческом театре главную роль в спектакле по пьесе британского драматурга 16-го века Джона Лили "Женщина на Луне". Роль в этом спектале принесла огромный успех Кэтрин. А главное, она породила у девушки стремление стать актрисой. Хотя, по окончании колледжа в 1928 году Кэтрин Хепбёрн получила диплом бакалавра истории и философии.
В том же 1928 году Кэтрин Хепбёрн вышла замуж за некоего бизнесмена по имени Ладлоу Огден Смит. Однако, очень быстро Кэтрин Хепбёрн пришла к мысли, что семейная жизнь не для неё. Возможно, потому, что, приняв решение стать актрисой, она буквально атаковала все возможные театры с предложением себя на самые разные роли. Некоторые из этих ролей приносили ей успех, некоторые заканчивались полным провалом. В процессе поиска ролей Кэтрин Хепбёрн познакомилась с театральным агентом Лиландом Хейуордом, который стал её любовником. Хейуорд, который к тому времени был женат, как Хепбёрн, предлагал ей пожениться, предварительно разведясь со своими супругами. Но Хепбёрн отказалась. Не став законным мужем будущей кинозвезды, Хейуорд, тем не менее, сыграл очень важную роль в её судьбе: он организовал для неё роль в фильме "Билль о разводе", режиссёром которого был Джордж Кьюкор. Кьюкор, которому на тот момент было всего 33 года, был уже достаточно известен в кинематографических кругах США, поскольку снял к этому времени 7 полнометражных кинофильмов.
Роль в фильме "Билль о разводе" (1932) стала первой ролью Кэтрин Хепбёрн в полнометражном художественном кинофильме. Причём, эта была главная женская роль в фильме. Игра Хепбёрн получила весьма благожелательные отзывы в американской прессе, благодаря чему на следующий год актриса появилась стразу в трёх фильмах. И если её роли в фильмах "Кристофер Стронг" и "Маленькие женщины" особого впечатления на публику и прессу не произвели, то роль в картине Лоуелла Шермана "Ранняя слава" принесла актрисе премию Оскар за Лучшую женскую роль.
Однако, после такого, казалось бы, явного признания актёрского таланта Кэтрин Хепбёрн, со следующего, 1934-го, года в её творческой биографии началась "чёрная полоса". Нет, предложения ролей поступали по-прежнему. За период с 1934 по 1938 годы она сыграла примерно в 10 фильмах. Но все фильмы с её участием потерпели провал в прокате. За актрисой в кинематографической среде закрепилось прозвище "Кассовый яд". И вот тогда продюсеры и режиссёры начали отказывать актрисе под разными предлогами. Например, когда она предложила себя на роль Скарлетт О'Хара в "Унесённых ветром", ей было отказано по причине недостаточной сексуальности, что никто не поверит, что Кларк Гейбл будет её добиваться много лет. (Уж не знаю, какое объяснение отказа для женщины было бы менее оскорбительным: отсутствие кассового потенциала или недостаток сексуальности.) И тогда она обратилась за помощью к мужчинам: близкому другу драматургу Филипу Бэрри и к Говарду Хьюзу, к тому времени ставшему её бывшим любовником. (Да-да, тому самому экстравагантному миллиардеру, о котором в 2004 году Мартин Скорсезе снял фильм "Авиатор" с Леонардо ДиКаприо в главной роли.). С Хьюзом у Кэтрин Хепбёрн был роман в 1936 году. Хьюз делал ей предложение, поскольку в 1934 году актриса официально развелась с Ладлоу Огденом Смитом. Но и Хьюзу актриса отказала.
Тем не менее, Хьюз заплатил Филипу Бэрри за написанную им специально для Кэтрин Хепбёрн пьесу "Филадельфийская история" и подарил бывшей любовнице. Надо отдать должное творческому чутью актрисы: она не стала сразу искать возможности экранизации пьесы, полученной в качестве подарка. Сначала она инициировала сценическую реализацию пьесы в театре Шуберта на Бродвее. За год с 28 марта 1939 года по 30 марта 1940 года состоялось 417 представлений, в каждом из которых на сцене блистала Кэтрин Хепбёрн. То, что в среднем в течение года давалось более одного спектакля в день и что спектакль принёс более одного миллиона долларов прибыли (эквивалент нынешних 21 миллиона долларов), говорит о чрезвычайном успехе как самой пьесы, так и её сценического воплощения. И тогда Хепбёрн поняла, что теперь можно по этой пьесе снимать фильм.
Хепбёрн предложила киностудии MGM выкупить у неё права на постановку столь прибыльной пьесы всего за 250 тысяч долларов, но в обмен потребовала предоставить ей право определять режиссёра, продюсеров и актёров будущего фильма. Пользуясь этим правом, она фактически назначила режиссёром фильма Джорджа Кьюкора в знак признательности за то, что он, фактически, открыл ей дорогу на экран. В начале 1941-го года фильм "Филадельфийская история" получил 6 номинаций на премию Оскар. Победил в двух из них: за Лучший сценарий и за Лучшую главную мужскую роль. А вот в номинации Лучшая главная женская роль Кэтрин Хепбёрн уступила Джинджер Роджерс, исполнившей главную роль в довольно среднем фильме "Китти Фойль". Но для Хепбёрн это не имело особого значения. Главное, что она избавилась от реноме "кассовый яд": фильм "Филадельфийская история" Джорджа Кьюкора при бюджете в 914 тысяч долларов собрал в прокате 3,3 миллиона долларов.
После этого успешная творческая биография Кэтрин Хепбёрн продолжалась практически без спадов. Лишь с 1962 по 1967 год актриса практически исчезла с экранов. Но причина этого исчезновения была отнюдь не творческая. Причина в том, что в 1962 году серьёзно заболел Спенсер Трейси («Нюрнбергский процесс», «Пожнёшь бурю», «Ярость»), любимый мужчина актрисы. Роман Кэтрин Хепбёрн и Спенсера Трейси начался в 1941 году. Трейси официально был женат, но с середины 30-х годов они с женой Луизой жили врозь. Ради брака с Хепбёрн Трейси готов был официально оформить развод. Но даже несмотря на то, что Трейси можно было назвать с полным основанием "мужчиной её жизни", актриса не захотела связывать себя узами брака. После того, как в 1962 году у Трейси обострились диабет и сердечные заболевания, Кэтрин Хепбёрн бросила кино и сцену и всю себя посвятила уходу за больным любимым. В 1967 году они вдвоем в последний раз появились вместе в фильме Стэнли Крамера "Угадай, кто придет к обеду?" Спенсер Трейси не увидел этого фильма: он скончался за полгода до премьеры картины и не узнал, что был номинирован на премию Оскар за роль в этом фильме. Не узнал он и того, что его любимая женщина за работу в этом фильме получила Оскара. Второй в своей жизни, но не последний.
А триумф Кэтрин Хепбёрн как актрисы продолжился. В 1968 году на экраны вышел фильм британский фильм "Лев Зимой" режиссёра Энтони Харви. Главная женская роль в этом фильме, исполненная Кэтрин Хепбёрн, снова принесла ей премию Оскар. И этот Оскар не был последним в биографии актрисы. В 1982 году Кэтрин Хепбёрн получила четвёртую премию Оскар - за роль в фильме Марка Райделла "На Золотом пруду". В итоге, по общему количеству полученных Оскаров - 4 - Кэтрин Хепбёрн по сей день является рекордсменом среди актёров. Причём, с момента получения актрисой последнего, 4-го Оскара, прошло уже 40 лет. И до сих пор никто из актёров не может превзойти её по этому показателю. Именно поэтому Американским институтом кино Кэтрин Хепбёрн была признана величайшей актрисой в истории Голливуда.
Но не только 4-мя премиями Оскар отмечена творческая деятельность Кэтрин Хепбёрн. На её счету 28 различных кинонаград, среди которых также такие престижные, как две премии БАФТА Британской киноакадемии, приз Каннского международного кинофестиваля как Лучшей актрисе, премия Итальянской киноакадемии Давид ди Донателло, Золотая медаль Венецианского кинофестиваля, Специальный приз жюри Монреальского международного кинофестиваля и др. Любопытно, что Голливудская ассоциация иностранной прессы, которая 8 раз номинировала актрису на свою премию Золотой Глобус, ни разу ей свою премию не присудила.
Фильмография актрисы насчитывает 44 полнометражных художественных кинофильма. 3 фильма с участием Кэтрин Хепбёрн вошли в Золотую Тысячу. Благодаря этому показателю и своей аристократической, можно сказать, царственной красоте Кэтрин Хепбёрн включена в список 100 самых красивых и сексуальных Актрис мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом. Сегодня, в день 115-летия со дня рождения великой Актрисы, хочу напомнить поклонникам её творчества кадры из лучших фильмов с её участием.
|
</> |