100 лет СССР. Бесценный опыт для России будущего
russkiy_malchik — 30.12.2022Чем дальше от СССР, тем больше мы понимаем грандиозное значение этой эпохи в российской государственности — и тем ближе мы к Союзу, к единой стране на основе справедливости. Советский Союз в 1921 году стал спасением нашей государственности и новым витком расширения. Да, это потребовало огромных усилий, жертв и самопожертвований — а какая великая цивилизация обходится без них в своей истории? Но главное в том, что эти жертвы были не напрасны.
СССР был сверхдержавой с морально-нравственным обществом, в котором подспудно сохранялись исконные христианские ценности, высокой социальной защитой — что понимают даже воцерковлённые православные.
Тот, кто ненавидит Союз как явление, советизм как общество, тот просто ненавидит Россию. Вот почему антисоветизм можно смело отождествлять с разновидностью русофобии. Десоветизаторы всех мастей стараются вычеркнуть советский период истории из нашего прошлого, создав там «чёрную дыру». А уже в неё по всем законам физики будут затянуты все остальные исторические периоды, то есть, оклеветана и поглощена будет вся российская история.
Главным и самым привлекательным качеством Советского Союза была и остаётся социальная справедливость и высокие нравственные идеалы советского общества. До сих спроси каждого, кто застал СССР, что более запомнилось из того времени: не было богатых и бедных, никто не валялся на улицах и не просил милостыню, у каждого была работа. И здесь нет никакой идеализации, так оно и было.
Однако гораздо значимее то, что «ностальгия» по СССР наблюдается среди молодых ребят, которые родились уже в постсоветской России. В чём причина такой симпатии к Советской России, появившейся у тех, кто её не видел, вопреки 30-летнему тотальному очернению Союза «демократами»? Это очень важный для изучения феномен.
В притягательной магии советского кино? Да, советское массовое искусство – от мультфильмов и песен до кино-эпопей – является выдающейся страницей русской культуры, и его ещё предстоит осмыслить и по достоинству оценить последующим поколениям.
Соцреализм СССР – это особое восприятие мира человеком и народом как великого дара, которым непременно надо воспользоваться – не для себя любимого, а для окружающих. Это когда люди преодолевают тяжелейшие испытания реальности благодаря мечте, руководствуясь светлыми помыслами и высокими ценностями, без уныния и лишней рефлексии, но с чрезвычайным энтузиазмом и жертвенностью.
«И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт,
Меня моё сердце
В тревожную даль зовёт».
Жизнь как борьба. Борьба с невзгодами, борьба за лучшее. Каждый следующий день должен быть хоть в чём-то лучше, чем прошедший, который, впрочем, тоже прекрасен, если проживается созидательно, а не впустую. При этом никакого фанатизма, глупого ослепления, но искренняя бескорыстная жажда справедливости и общего благоденствия. Если вдуматься, глубоко христианский подход, несмотря на официальный атеизм советской эпохи. Осмысленное и одухотворённое отношение к земной жизни, так необходимое русскому человеку. Недаром многие замечают, глядя на кинохронику тех лет: посмотрите на их лица, в их глаза – какие удивительно светлые, таких сейчас нет.
В том-то и дело, что причина ностальгии вовсе не в иллюзиях, созданных советским кино, а в реальных и осязаемых принципах и ценностях, к которым стремились русские люди советской эпохи и которых так сейчас не хватает. Современная молодёжь — пусть не вся, но идейные молодые ребята — чувствует в помыслах и желаниях тех людей что-то настоящее и правильное. И в то же время родное, знакомое, чего совершенно нет в нынешнем информпространстве. Не большевистско-революционное, как это хотят представить нынешние либералы, а по-настоящему русское и одновременно всемирное.
Советская мечта – это великий эксперимент русской жизни по достижению идеала. И хоть этот эксперимент закончился в итоге крушением и несмотря на все достижения оказался провальным (поскольку публично отрицал Христа), но сейчас он кажется намного предпочтительнее, чем нынешнее отсутствие общественного стремления к идеалу.
Потребительский образ жизни насыщает наши желудки, но убивает всё высокое и светлое и низводит человеческие желания к выгоде и примитивным развлечениям. Постоянно думая о том, как бы лучше устроиться и больше выгоды поиметь, мы сами не замечаем, как перестаём быть. Как становимся циничными и скучными, как тухнет наш взор, как превращаемся в живых трупов. И что важно – делаем это добровольно, без видимого принуждения. Пресыщенные низкопробной развлекухой, которая с каждым разом становится всё скучнее. И не верящие ни во что, несмотря на наличие открытых храмов и отсутствие запрета на религию.
В то же время СССР как политическое явление нельзя идеализировать, тем более что он был разным в разные периоды — внутри Компартии шла сложная и многоуровневая борьба. Как нельзя закрывать глаза на репрессии первых большевиков против священнослужителей и верующих. Сам коммунизм тоже нет смысла реанимировать, это творчество Маркса является плоть от плоти капитализма Запада. Гораздо важнее понять, как русский народ творчески преобразовал коммунизм и сделал его обрусевшим явлением — советизмом как вариантом общинности.
Нам нужно не восстановление Советского Союза в прежней форме — это иллюзия, на которой спекулируют политические секты под лозунгом «СССР всё ещё существует». Нам нужно учесть великий опыт Советского Союза, этого грандиозного эксперимента, и взять лучшее из него. А всё лучшее в СССР — это преобразованное им русское начало, то есть православие.
Советский опыт требует непредвзятого отношения и осмысления как уникального эксперимента русской цивилизации, из которого можно извлечь пользу для нашего будущего. Русский социализм был неоднородным явлением, он совмещал наряду с официозными марксистскими догмами живое народное начало.
В народном социализме содержалось много русского и христианского вопреки официальному атеизму. На нравственном уровне, в социальных отношениях и в построении хозяйства народный социализм взял многое из этики православия. Идеалы народного социализма во многом были перенесены из христианства, образно говоря, в новые меха было налито старое вино — пусть это и было сделано не осознанно и не в полном его значении. Перечислим ключевые из таких идеалов.
Первый и самый главный — социальная справедливость. Вся привлекательность красного проекта, который всё-таки в ходе Гражданской войны получил поддержку большинства народа, исходила из этого главного принципа — каждый человек должен получать столько, сколько принёс пользы другим. Официально это называлось «от каждого по способностям, каждому по труду» (потом – по потребностям), но неофициально выглядело как реализация давней народной мечты о небесной справедливости на земле.
Привлекателен этот идеал для русского человека и сейчас. Привлекателен он был во все времена, с давних пор. В православной мысли этот идеал присутствовал всегда и хоть не являлся центральным, но для русского человека был особенно дорог. Христианская ортодоксия всегда осуждала рост мирового неравенства и экономику, основанную на ссудном проценте. Жить по совести, по справедливости, по правде — для русского всегда было крайне важно. И православие здесь не только не враждебно советскому социализму, но солидарно и тождественно.
Жертвенность ради ближнего — этот изначально христианский идеал, особенно остро воспринятый русскими, стал неотъемлемой частью советской этики (и здесь официальный социализм максимально сближался с народным). Воспевание самопожертвования было в центре советской героики.
Все советские герои — даже революционных лет, не говоря уже о героях Войны – были людьми, жертвующими собой ради других. Это не сверхспособные супергерои Запада, спасающие мир легко и с рекламной улыбкой, а простые ребята из народа, которые в неравной схватке шли на верную смерть ради ближнего.
Товарищество – этот краеугольный камень народного социализма – на самом деле есть ничто иное, как вариант братства. Принцип «человек человеку – брат» - абсолютно христианский, православный.
Товарищ – это не просто дежурное обращение, а символ единения и взаимопомощи. Такое обращение родилось ещё в царской России применительно к отдельным людям, помощникам, а в советское время превратилось в обращение к трудовому народу, а затем к каждому человеку. Каждый незнакомец в СССР был тебе товарищ, а товарищам следовало помогать.
Что такое товарищество в народном социализме? Это есть соработничество, взаимопомощь, проявление соборности. В официальном социализме, в коллективизме, где порой брала верх уравниловка – это соработничество носило чрезмерно механический характер, выхолощенный. Но в народном социализме это чувство локтя было естественным, оно коренилось в общинности.
Идеализм, как доминирование духа над материей – одно из парадоксальных качеств народного социализма, которое полностью противоречило официальным советским догмам. Вся советская культура – это гимн высокой нравственности, самых высоких помыслов человека, и одновременно это пламенное осуждение мещанства, всего мелочного в нас. Отношение к человеку, как к носителю ценностей, а не ценников – само по себе религиозное, а в православии оно доведено до предела.
В этом отношении православие и народный социализм полностью совпадают и тождественны друг другу. Вся советская жизнь была буквальной иллюстрацией христианского отношения общества к материальному достатку, народный социализм защитил души русских от общества потребления (которое затем, в перестройку, их совратило).
Построение идеального общества в советском прочтении, так называемого коммунизма– это, повторюсь, не столько мечта о справедливом распределении благ и не о бесплатной колбасе, как это пытаются представить злопыхатели, а мечта о построении нравственно совершенного общества, воспитании идеального человека. Даже само словосочетание «светлое будущее» идеалистично, а не материалистично.
Мечта о Рае на земле есть и в христианстве – это вера в тысячелетнее царство Христа до Страшного Суда. Её принято называть хилиазмом, и она воспринимается Церковью как ересь. Но такая вера жила в православном народном сознании давно, и это вряд ли случайно. Тот же Китеж-град – это же и есть, по сути, идеальный духовный город, но не на том свете, а здесь, на земле.
Очевидно, что в сочетании народного социализма и заветов Христа и находится выход из идейного и социального тупика и путь к построению русской идеологии будущего.
Постепенно русский человек обязательно придёт к тому, что лучший советский опыт, который до сих пор очень близок и живёт в памяти многих людей, совместим с православной этикой. И такое социально-политическое откровение станет спасительным для России.
РМ