10 декабря 1904 года. Порт-Артурский дневник Колчака.

Сегодня большая дневная запись. О неприятельских штурмах, обстрелах, подробно о японских динамитных минах и т.д. Информативная запись.
Да, кстати, вспоминаем о промышленнике А. Нобиле — короле динамита.
Источник: Порт-Артурский дневник лейтенанта Колчака / публикацию подготовил С.В. Дроков // Советские архивы. 1990. № 5. С. 66-67.
Дневник
Венера – пятница, 10/23 декабря.
День ясный, холодный, с крепким северным ветром. Японцы с 6 часов утра обстреливают центр и прилегающую часть правого фланга, на левом фланге идет артиллерийская подготовка, направленная, главным образом на форт № 5 и Точную гору. С 7 часов утра там началось наступление и сильный ружейный огонь – к 8 часам утра все стало стихать.
11-дюймовые орудия из-под Сахарной стали бросать снаряды на форт и укрепление № 3. Затем стали обстреливать город и порт. На форте № 5 около 11 часов утра начался пожар. Японцы выбили нас из окопов на Промежуточной горе и заняли их. Пуланжанские 11-дюймовые орудия подбили на форте 5 дальнобойные 6-дюймовые пушки – еще одно доказательство, что ставить открыто пушки на фортах нельзя.
После полудня стреляли из 120-мм сегментными снарядами на Дивизионную гору, где японцы роют окопы, но по углу возвышения … снаряды давали перелеты; затем стреляли по перевалу по 11-й версте (направление перевала Мандаринского) по обозу. Как я уже говорил выше, пушка дает большие (перелеты?), очень уж она расстреляна. При выстреле поднимается такая пыль, что значение бездымного пороха совсем теряется. Круссер как всегда обстреливал дороги из своих орудий.
Около 6 часов вечера я направился в город, прошел через порт и проходя увидел «Амура», лежащего в доке; это какой-то кошмар: судно лежало на боку с трубами и мачтами на берегу.
На катере я перебрался на Тигровый полуостров, был… «Ретвизана» и «Победы», а затем переговорил с Власьевым по поводу воздушных мин. Последние ночи японцы бросают в редут № 1 и капонир 2-й динамитные мины, на Китайскую стенку, и причиняют большие разрушения и убивают стрелков. Взрыв их мин очень серьезный, удар напоминает выстрел из 12-дюймового орудия, только более резкий. Надо отвечать японцам и бросать воздушные мины. Это очень трудно в таком месте, но надо попробовать. Японская воздушная мина состоит из железного в 1/10 дюйма цилиндра с такими же крышками диаметром 8-9 дюймов и длиной дюймов 14, вложенного в жестяной футляр, запаянный по крышкам. В донной же части короткие трубки, в которые вставлены запалы с бикфордовым шнуром. Корпус (наполнен) динамитными призмачками, обернутыми в парафинированную бумагу с клеймом Нобеля; (неразборчиво) № 2 - по виду это 60-65% кизельгур – динамит шоколадного цвета, мягкий и довольно … на ощупь. Запальное приспособление и детонатор состоят из 3 цилиндрических шашек, я думаю … запалы с бикфордовым шнуром. По весу – динамита около 20 фунтов. Мина эта носит вообще характер…, в нее кроме динамита вложено несколько фунтов рубленой толстой проволоки и мелкие и острые осколки от разорвавшихся снарядов – вообще очень гуманное оружие и сторонникам мира и гуманности доставило бы много удовольствия.
Затопленные суда – минируются и приготовляются на всякий случай к полному уничтожению. Положение вещей в Порт-Артуре очень серьезное.
***
Пояснительная бригада
Кизельгур, или диатомит, или горная мука, или горная земля — рыхлые или сцементированные кремнистые отложения, осадочная горная порода белого, светло-серого или желтоватого цвета, состоящая более чем на 50 % из панцирей диатомовых водорослей. Имеет широкое применение, в том числе в производстве динамита (стабилизирующий компонент).
Фотографии
1. Минный транспорт «Амур», потопленный японской артиллерией.

2. «Амур» в строю. На его минах, поставленных у Порт-Артура, японцы понесли свои самые тяжелые потери в кораблях в войну 1904-1905 гг. — два эскадренных броненосца «Ясима» и «Хацусэ».

3. Сергей Николаевич Власьев, морской офицер, один из изобретателей миномета.

|
</> |