1-я Мещанская / Проспект мира
eho_2013 — 03.07.20221901. Вид 1-й Мещанской улицы в сторону Сухаревской площади
В перспективе видна знаменитая Сухарева башня, построенная в конце 17 века по приказу Петра I. С 1701 года в ней размещалась Школа навигацких наук, выпустившая 500 гардемаринов для русского флота.
1890-е. Сухарева башня, вид со стороны 1-Мещанской улицы
Башня была, что называется, градостроительным ориентиром - она "собирала" архитектурный пейзаж к единому центру. Увы, в 1934 году башню безжалостно снесли.
1902. Вид 1-й Мещанской улицы
Прежде, чем на улице появились трамваи, вагоны с пассажирами таскали по рельсам лошади - здесь проходил маршрут знаменитой московской конки.
1914. Вид с Сухаревой башни
Вдали можно рассмотреть две Круглых башни у Крестовской заставы, за которой, собственно, Москва кончалась...
1900. Набилковское коммерческое училище
Мещанская улица была застроена не только небольшими частными домами. Здесь были и значительные постройки общественного характера...
Мещанская электрическая подстанция железных дорог, фото начала 20 века
Здание подстанции сохранилось, но за прошедший век утратило свой оригинальный декор и теперь теряется среди других построек...
1913. 1-я Мещанская улица у Крестовской заставы
1908. Скверик у Виндавского (Рижского) вокзала
Даже окраины улицы были довольно ухоженными..
1900. Водонапорные башни были построены архитектором М.К. Геппенером по заказу городского головы, купца первой гильдии Н.А. Алексеева, причем работы он оплачивал за собственный счет. Алексеев был энтузиастом развития Москвы, и на реконструкцию Мытищинского водопровода для снабжения города водой, городской голова не жалел ни сил, ни средств.
Конец 1930-х... Фото-факт "слома эпох" - башни еще живы, но Мещанская уже застраивается высокими "сталинками", появились двухэтажные троллейбусы, ходившие в Москве перед войной, но и крестьянские конные повозки еще чувствуют себя вполне естественно на городской улице, полной машин.
Фото сделано не позже 1939 года - в этом году башни были снесены...
Во второй половине 19 века на 1-й Мещанской охотно скупали и строили дома весьма состоятельные люди, особенно из числа преуспевающих купцов.
Дом производителей фарфора Кузнецовых, фото начала 1930-х годов
Когда-то особняк был частью целого комплекса зданий. Главный дом, бывший центром большой барской усадьбы 18 века, до 1970-х годов находился примерно на месте выхода со станции метро Проспект мира.
Еще до знаменитого московского пожара 1812 года усадьбу купили князья Долгоруковы, восстановили обгоревшие постройки после войны и пользовались усадьбой до 1840-х. Потом она несколько раз переходила из рук в руки, пока в 1870-х не стала собственностью купцов Кузнецовых.
Здания усадьбы неоднократно перестраивались и заново отделывались, но в 1893 году было решено объединить два южных флигеля и превратить их в элегантный особняк. Автором проекта был архитектор Ф.О. Шехтель, и дом получился в его стиле - комфортный, изящный, но скромный по внешней отделке. Однако, вскоре, на рубеже веков, Кузнецовы еще раз обновляют внешний вид дома - он становится парадным особняком с эркером и фасадом, украшенными пышной лепниной.
Фото 1970-х годов
Главной изюминкой стало то, что скульптурные украшения дома и внутренних интерьеров выполнил никому тогда неизвестный студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Коненков, будущий знаменитый скульптор.
Дом сохранился, но к 1970-м годам его внешний вид был уже сильно запущенным...
Однако, особняк Кузнецовых восстановили, и теперь он - подлинное украшение улицы:
Административное здание Московского метрополитена и выход из метро на месте бывшего главного дома усадьбы...
Превратить еще один флигель усадьбы предложили в 1896 году все тому же Шехтелю... В постройке виден его фирменный стиль:
1900. Второй особняк купцов Кузнецовых, построенный в 1896 году по проекту Федора Шехтеля
Этот особняк Кузнецовы оставили в "шехтелевском дизайне", и он, можно сказать, сохранился. А можно - и не сохранился. В советское время его надстроили и переделали до полной неузнаваемости...
Бывший особняк Кузнецовых по проекту Шехтеля...
Перестроенный дом тоже соседствует с административным зданием Метрополитена...
Каждый случайно уцелевший на проспекте Мира старинный дом сродни чуду; по плану реконструкции намечалось снести 102 (из общего числа 172) стоявших на 1-й Мещанской улице небольших строений; а сохраняемые здания было решено надстроить для выравнивания высотного силуэта улицы, как особняк Кузнецовых.
И не только особняки исчезли с улицы...
1913. Картинка городской жизни
Церковь 17 века (колокольня и трапезная - начала 18 века) была снесена в 1936 году...
А 1-я Мещанская перешагнула Крестовскую заставу (площадь Рижского вокзала) и понеслась дальше - мимо Алексеевской, мимо ВДНХ, почти до Мытищ...
В 1957 году реконструированной магистрали присвоили новое имя - проспект Мира.
Вид на старую часть проспекта Мира, бывшую 1-ю Мещанскую, из-под эстакады у Рижского вокзала:
|
</> |