Станция метро Новослободская
eho_2013 — 10.06.2022 Станция Новослободская - одна из самых необычных и запоминающихся станций Кольцевой линии Московского метрополитена. Прежде всего - за счет уникальных витражей в нижнем вестибюле.Открыли ее в 1952 году, и только в наши дни, 70 лет спустя, руководители транспортной сети решились на комплексную реконструкцию станции. Да и то, замахнулись только на верхний вестибюль и эскалаторы, а нижний зал не просто остался в неприкосновенности, но даже в период реконструкции продолжал работать. Правда, для выхода в город нужно было перейти на станцию Менделеевская, а оттуда уже подняться наверх, на улицу.
Вестибюль Новослободской после реконструкции был открыт в марте 2022 года
Кольцевая линия в Московском метро изначально не планировалась. Однако уже в 1934 году стало ясно, что нагрузка на пересадочные узлы в центре будет слишком большой, и их нужно разгружать. Первый проект предполагал провести Кольцевую линию по Садовому Кольцу построить 17 станций.
Но Москва быстро росла, и в 1938 году был создан другой проект Кольцевой линии, проходящий по линии застав, где в то время были окраинные районы. Станции "Усачевская" (стадиона им. Ленина еще не было, было село Лужники), Калужская застава (Ленинского проспекта еще не было, была Большая Калужская улица, заканчивающаяся перед нынешней площадью Гагарина, где проходила граница Москвы), Серпуховская застава, "Серп и молот" и т.д. должны были связать между собой рабочие окраины и гиганты пятилеток...
Но и этот проект не был реализован из-за начала войны. Однако, уже в 1941 году к проекту Кольцевой линии вернулись, он был снова переработан - теперь метро должно было пройти где-то посередине между первым и втором запланированными вариантами. В 1943 году решение об ускоренном строительстве метро было принято и начались подготовительные работы, хотя основная стройка развернулась все же после войны.
На Садовом Кольце остались немногие станции Кольцевой линии, например, Парк культуры и Курская (от Парка до Курской прошел первый участок Кольцевой).
Так станция выглядела после постройки
Проект станции Новослободская был выбран на конкурсной основе. Победил А.Н. Душкин, к тому времени уже знаменитый мастер, член-корр. Академии архитектуры, автор знаменитых станций Кропоткинская, Площадь Революции, Маяковская и др., лауреат множества премий... В соавторы он пригласил начинающего архитектора А.Ф.Стрелкова, фронтовика, получившего тяжелое ранение на Ленинградском фронте, и только в 1948 г. окончившего Архитектурный институт. Позже Стрелкову придется много работать в метро - вестибюль Смоленской (Арбатско-Покровской линии), станции Октябрьская, Китай-город (Площадь Ногина), Авиамоторная и другие его работы хорошо известны москвичам.
Закрытая станция Новослободская во время реставрации
Обновленный вестибюль
Внутри все приведено в полный порядок...
Идею с куполом в зале с эскалаторами Стрелков позже повторил на Смоленской...
Эскалаторы тоже заменили, но светильники сохранены в старом стиле...
Станция изначально должна была называться Ботанический сад (от нее городским транспортом можно было доехать до Ботанического сада, хотя он располагался отнюдь не у выхода из метро).
И это название подарило Душкину идею - украсить нижний вестибюль изображениями фантастических, сказочных цветов.
Решено было разместить на станции витражи с растительным орнаментом, причем эскизы к ним должны были быть мастерскими, чтобы грубым орнаментом не испортить вид подземного дворца.
Душкин обратился к знаменитому художнику Павлу Корину с просьбой создать для оформления Новослободской 32 эскиза витражей из цветного стекла...
Корина идея увлекла. Вдохновение он искал в парчовых орнаментах старинных одежд и древних книгах, найденных в Библиотеке им. Ленина.
Заказывать витражи пришлось в Риге, мастерам, работавшим над витражами в католических храмах. В Москве подобных специалистов было немного.
Открывшаяся станция произвела ошеломляющее впечатление - ничего подобного в Московском метро, при всей его красоте, еще не видели...
Фотографии витражей были сделаны в 2016 году. Но они с тех пор не изменились, сохраняются в авторской версии (витражи и панно нижнего зала снимала я сама, остальные фото подобраны на Яндекс-картинках).
Конечно, в 1950-х годах среди цветов нашлось место и для советских символов - красных пятиконечных звезд...
В некоторых композициях присутствуют и люди труда - рабочие, колхозники, художники, музыканты, ученые...
Интересна судьба мозаичного панно в торце зала.
Мать и дитя среди спелых колосьев и плодовых садов... И летящие голуби, как символ мира.
Но изначально панно было несколько иным. В верхней части находился портрет товарища Сталина, к которому тянулся ребенок.
Но в рамках развернувшейся вскоре "десталинизации" панно было переделано.
|
</> |