«Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» ©

топ 100 блогов zina_korzina28.04.2010
  • По делу была вынуждена изучить подшивку материалов по педагогике 1980-х, но надо из всего делать праздник, он же постинг. Поэтому поговорим сегодня о нашей советской школе. Чем она была хороша и чем - откровенно говоря, не очень?

    ...В 1990-е годы советскую систему школьного образования было принято жёстко критиковать; сейчас авторы аналитических статей всё чаще констатируют, что она была не так уж и дурна. Пройдя увлечение западными методиками, новомодными технологиями и авторскими программами, общество поняло, что ничего лучше классно-урочной системы пока ещё не придумано. Во многих школах даже вводят специфическую школьную форму или определяют в своих уставах довольно-таки жёсткий дресс – код, нечто, вроде делового костюма. Говорить о советской школе, используя только чёрную или только белую «краску» – невозможно, так как будут правы и апологеты, и хулители. С одной стороны, школа в лице администрации и классного руководителя пыталась всемерно контролировать жизнь ученика. Директор школы и учителя, в свою очередь, были обязаны выполнять любые директивы, поступавшие «сверху» без права альтернативы. Килотонны отчётов и рескриптов по любому ничтожному поводу гасили инициативу на местах. «Пробить» что-то новое не представлялось возможным, разве что новация исходила от высокопоставленного чиновника. Предметы гуманитарного цикла были излишне политизированы, иностранные языки (за исключением специализированных школ) преподавались весьма посредственно. Так, большинство текстов в учебнике по английскому языку было посвящено быту некоей семьи Стоговых.

    «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» ©

    С другой стороны, советская школа при всех её минусах, давала хорошее общее образование, подтягивала самых отстающих учеников до некоего среднего уровня. Тогда в печати часто высмеивались западные школьники, которые, живя, скажем, во Франции, не знали, кто такой Людовик XIV или путались в именах великих французских писателей. Тут же подчёркивалось, что в Советском Союзе даже самый ничтожный двоечник помнит имена императоров, поэтов и даты важнейших событий. И это было правдой – в СССР было невозможно увильнуть от «всеобщего среднего». Более того, в Советском Союзе на уровне пропаганды был настоящий культ учёбы. Это проявлялось даже в создании развлекательного детского кино – фильмы «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» показывали непреходящую ценность знаний, их необходимость для современного человека. Правда, чаще всего это преподносилось гораздо прямолинейнее: сегодня ты хорошо учишься, а завтра, овладев знаниями, будешь трудиться на благо общества. И ни слова – о самом человеке, о его личных потребностях. В статьях, посвящённых профориентации школьников, подчёркивалось, что личный вкус – это, конечно, хорошо, но есть и ещё более высокая планка – потребности общества в той или иной профессии.

    «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» ©

    Постановление, касавшееся перестройки школьного образования гласило, что реформированная школа обязана «…обеспечить воспитание активных строителей коммунизма с высокими идейными и морально - политическими качествами, культурой труда и поведения». Все эти лозунговые принципы, к которым в 1980-х годах уже сложилось пренебрежительно-ироническое отношение, привели к тому, что после падения советской системы люди оказались и вовсе без моральных ориентиров. В 1990-е годы, когда стало принято всеми правдами и неправдами отмежёвываться от «совковых» понятий о жизни, люди кинулись в циничный бизнес, подразумевавший личную наживу, как единственную цель. Если в СССР призывали с детских дет думать об обществе, забывая себя, то в «лихое десятилетие» сделалось нормой помнить исключительно о своём кошельке, а уж окружающий мир – дело десятое! В начале 1990-х резко упал престиж высшего (и вообще – любого!) образования; полуграмотные «менеджеры» рулили фирмами-однодневками, а одним из главных критериев подбора персонала стала…«презентабельная внешность». Абстрактное «народное счастье», ради которого следовало овладевать знаниями, было заменено пропагандой личного успеха. Сейчас, правда, ведутся работы по «примирению» этих концепций и созданию принципиально новой модели поведения. Мол, и так плохо, и этак - хреново. Надо, чтобы и себе, и людям, и коммерсант и не без морали.

    «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» ©

    Но вернёмся, однако, в 1980-е… Итак, на дворе весна 1984 года. Что характерно, реформа школы была провозглашена ровно за год до начала Перестройки. В многочисленных статьях писалось, что школьная система не то, чтобы зашла в тупик, но, увы, не отвечает требованиям современной жизни. В письме, обращённом в «Учительскую газету» за 1985 год есть такой призыв: «Отсечь отжившее, застарелое, ненужное. И…найти в себе силы выздороветь». «Выздороветь» предлагалось школе, учителям, самой системе. Чего же хотели реформаторы? Ну, помимо того, что вводить информатику и 11-летнюю систему обучения, было намечено много чего. Хотелось искоренять формализм и бороться с тупой отчётностью, прекращать практику завышения оценок ради процента успеваемости... В результате, как всегда, победила бумага. Отчёт по борьбе с отчётами. Как мы знаем, воз и ныне там. Уж и строй на дворе иной, и по ТВ вместо Зыкиной - Lady Gaga, а процентомания всё та же...Впрочем, и учителя всё те же. Хотя, конечно, современная школа не имеет практически никаких рычагов воздействия на ребёнка. С другой стороны, и учитель всегда может встать в позу Наполеона и объявить: «Скажите спасибо, я что тут за такие копейки вообще что-то делаю!»

    «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» ©

    В СССР администрация учебного заведения, конечно же, обладала большой властью над учеником. Так, именно в стенах школы ребёнка принимали в октябрята и в пионеры. В комсомол можно было вступить и позже - в ПТУ или в техникуме, если по каким-то причинам подросток не удостаивался принятия в школьную ячейку ВЛКСМ. Если в октябрята принимали всех скопом, прямо в 1 классе, то вступление в пионерскую организацию надо было ещё заслужить. Вернее, приём в пионеры носил ступенчатый характер – сначала принимали активистов-отличников, потом – учеников поплоше, а под конец года – и совсем отстающих. Причём, очень часто эта очерёдность зависела от прихоти учителя, старавшегося в первую очередь выдвинуть своих любимцев. Хотя, конечно же, день приёма в пионеры всегда был радостный и запоминающийся. Вообще, для отличника школьная жизнь была почти безоблачной... Лично меня выбешивала «мораль», например, прославление трудовых подвигов ткачих (при условии, что все завидовали барменам Интуриста). Помню, как один мальчик написал в сочинении, что хочет быть барменом, ой, его так пропечатали.

    «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» © «Учат в школе - учат в школе - учат в шко-о-о-оле...» ©

    • Вообще, я поняла, что мне не нравилось в Советской системе. Не дефицит, нет. И не марксизм-ленинизм. А раздражала вот эта настырная пропаганда «хорошести» (в частности, девического целомудрия), истерично-радостной правильности... В первую очередь, это исходило именно от школы. Полагаю, что если бы этой дерзновенной «чистоты-светлоты» было бы чуть меньше, и мы бы сейчас были иными.

    • Картинки из букваря взяты с сайта: http://savok.name/
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Современному белорусу нечем гордиться, поэтому он любит спорт и мирное небо над головой. Смотреть на Домрачеву в облегающих спортивках и чтобы ничего вокруг не грохотало - что еще можно хотеть от жизни? При этом белорус весьма оптимистичен: "всё не так плохо и можно жить",- говорит он. ...
    ...
    Украинский боец АТО Сергей Козак, который одним из первых ушел на фронт, рассказал , как отстреливался от оккупантов, живущих на своей земле. Военный даже не заметил, что потерял ногу, пока ему не пришлось отвлечься от боевых действий. Об этом сообщается на сайте Министерства ...
    ...
    ...