Анти - «мораль».




- Та самая статья из журнала «Работница» (№5.1987 г.), о
которой пойдёт речь ниже.
- Типаж духовной богатой девы из того же журнала.
Большинство статей, посвящённых молодёжному вещизму и бездуховности в СССР строились по нехитрому принципу: модные противопоставлялись - духовно богатым, а 'Boney-M' - симфонической музыке. Причём, авторы статей, судя по всему, сами в это не верили или же были настолько бездарны, что все их призывы ходить в скромных одеждах и благоговейно вкушать си-бемоль-мажор, выглядели совершенно убого. В СССР шло активное насаждение «хорошего вкуса». Правильно ли это было – вопрос спорный, потому что хороший вкус можно только воспитать, а насадить его невозможно, особенно варварским способом. Вот типичная статья тех лет. С журналисткой из «Работницы» беседует музыкальная дама - О.Доброхотова.
«Как же важно, что поют они там (в детсадах - Авт.), с чем знакомятся! Если дети никогда не услышат «Спи моя радость, усни» или «К Элизе», зато будут петь все разом «К сожаленью, день рожденья…» <…>, то следующий этап – тот самый поток моды». Подобные заявления вызывали только оскомину и скуку. «…Мы живём в такое время, когда массовая культура агрессивно пытается захватить позиции истинной культуры. А их нельзя сдавать». Как миленькие сдали! Потому что были бездарны и скучны. Не музыканты, не Бах, Бетховен, упаси Боже. А именно - музыковеды, литературоведы и прочие другие «веды», полагавшие, что о высоком можно говорить только одним языком - языком зевоты. Думается, что нынешняя победа масскульта имеет корни в той выспренней пропаганде «истинного искусства» - люди в своё время так устали от «правильностей», что им всё ещё хочется «умца-ца».
- Типаж духовно небогатой девы и атрибуты духовной нищеты.
Журнал - то же.
Как у нас преподавали и продолжают преподавать литературу? «В бессмертной комедии 'Горе от ума'...луч света в тёмном царстве...боролся за свободу своего народа...при помощи дубины народной войны...» Мне повезло. Помню, как в старших классах к нам пришла учительница - Ольга Алексеевна, которая на нас орала следующим образом: «Выскажи своё мнение!!! У Белинского была своя голова, у тебя - своя!!!» Она говорила нам, что Катерина - это не луч света, а просто несчастная баба, а Кабаниха, возможно, была такой же вот Катериной в свои 20 лет. Она предлагала девочкам «выбрать» между Чацким и Молчалиным и обосновать примерами из текста. (Я, как многие уже, наверное, поняли, выбрала полковника Скалозуба). Она учила не осуждать Элен и не сильно восторгаться князем Андреем. Мы «крутили» произведение, как только можно. В результате у меня нет отвращения к школьной классике, я её люблю перечитывать.
Я уверена в том, что нет «бездуховно-попсовых» людей - есть плохие (скучные) учителя. Когда отовсюду звучит рондо-каприччиозо, снабжённое нуднейшим комментом скучнолицей девы, ужасно хочется попсятины. Помню я и ещё одну статью из своего пионерского детства - о группе 'ABBA' и об одноимённом фильме, который в 1981 году собирал полные залы. Девушка-журналиска писала:«И, действительно, что дурного в том, что зритель после трудового дня развеется сладкозвучными песенками <…>? Вроде бы ничего дурного. Но мне лично этот вариант досуга напоминает ситуацию в плохом ресторане, когда услужливый официант, забаррикадировав столик клиента «горючим», желает ему «приятного отдыха», отлично зная, что клиент накачается и, не исключено, очнётся в вытрезвителе. ‘АББА’, ‘фантомасы’, ‘Анжелики’ накачивают клиента на свой лад: безвкусицей и пошлостью». А кто виноват в том, что народ выбирает безвкусицу? Да только тот, кто неграмотно преподносит правильное-хорошее.
- Духовно нищие отроки. Они мечтают о жевачках и
джинсах.
- Письмо троечницы.
- Будущая духовно богатая дева.
Задаётся журналистка и таким вопросом: «Почему уже в третий раз с завидным упорством выпускаются диски все той же ‘АББА’? Хотя вместе с приятными мелодиями группы тиражируются их сомнительные принципы: прыгай и танцуй, найди себе богатого жениха, деньги - всё в этом мире!» А что нужно? Искать бедного жениха? Я думаю, что вся беда в том, что Высокая Классика всегда была отдана на откуп «хорошим девочкам», которые ни-ни и с длинной косой. Они занимаются настоящим вредительством - отпугивают людей от литературы, истории, музыки. Ещё смешнее выглядела пропаганда хранения невинности. Девушкам предлагалось быть идейными целками (некоторые деятели настаивают на этом и сейчас). Уверяю вас, что если у человека есть в жизни драйв, он не ринется в 14 лет терять невинность. Вместо того, чтобы трындеть о чистоте и невинности, лучше бы купили дочери абонемент в бассейн и ролики, загрузили бы интересными поездками и книжками.
А пропаганда «моральностей» никого никогда не останавливала. На самом деле, приучать человека к Высокому надо через...простое изложение, через смех, через интерес, через драйв. Знаете, после чего одной маленькой девочке стала интересна персона Николая I ? После того, как я ей рассказала, что Колян в детстве рисовал солдатиков прямо на пейзажах малых голландцев, а его за это колотили (если он не успевал убежать и спрятаться). Он сразу становится как бы свой. Канонизация персонажей и аханье всегда отпугивают.
Сделайте хорошее - модным и люди к вам потянутся!