Без права на страх.

топ 100 блогов zina_korzina28.03.2010
  • Недавно в беседе с Без права на страх. [info]alexander_pavl мы затронули интересную тему - в СССР существовало непререкаемое табу на «страшное». Все так увлеклись темой гонений на секс (в смысле на популяризацию извращений) в Советском Союзе, что никто не вспоминает об ужастиках. Я тут посмотрела очень смешной ролик - 10 самых страшных моментов в советском кино. И что же? Летающая рука, которую ловит герой Миронова, рожи космических пиратов из «Гостьи...», чудища из «Вия» ну и так далее. Страшное в СССР не любили. Даже в книгах о фашистах никогда красочно не расписывали пытки и казни. Книги о концлагерях (если они были написаны именно советскими людьми, а не поляками) посвящались не страхам и унижениям, а подпольной борьбе. Помню, в моём пионерском отрочестве я прочитала про врача-убийцу Герду Оберхойзер, профессора медицины (и, разумеется, любительницу классической музыки XVIII века, куда же без этого?!!) Мол, она ставила над заключёнными ужасные опыты. А какие - ни слова. Табу. Вроде бы благая цель - разжечь ещё большую ненависть к фашизму, но нет. Если писали об ужасах инквизиции, то старались минимизировать описания орудий «труда», ну и так далее. В прессе постоянно ругали сугубо буржуазный жанр - фильмы ужасов.

    Без права на страх. Без права на страх. Без права на страх.

    Почему в западном мире так любят всю эту расчленёнку? - задавались вопросом журналисты агитпропа. И отвечали примерно следующим образом: в обществе, где всё вокруг ужасно, мерзко, смрадно, да и просто погано, следует время от времени показывать, что бывает ещё хуже - к примеру, человека кушают птицы. Или там что-то прилетело в глубин Вселенной и тоже принялось всех кушать. На крайняк - бытовой триллер о том, как маньячила с бейсбольной битой охотится за хорошенькими блондинками. Иной раз проскальзывало и прямо противоположное мнение - общество в Америках так зажралось, так залоснилось, что ему уже не хватает острых ощущений. Ему бы перчика после бланманже! Без права на страх. [info]alexander_pavl высказал своё предположение: «Страх - это личное дело каждого. В страхе проявляется индивидуальность каждого отдельного человека. Толпа распадается на личности. А в Советском Союзе это, мягко говоря, не приветствовалось». И это тоже верно. Но вот, что интересно. В годы николаевской цензуры в Россию тоже почти не пропускали «страшненькое». К примеру, на таможне могли изъять романы Мэтью Грегори Льюиса или, скажем, даже Анны Рэдклиф (которую, кстати, издавали и в России, но во времена Александра I). При Николае так называемые «романы тайн и ужасов» приходили к читателям окольными путями - ими торговали, как при Совдепе, из-под полы. Или же удавалось протащить какой-нибудь роман в качестве «исторического».


    Без права на страх. Без права на страх. Без права на страх.

    ...А в 1820-1850-е годы на Западе это был один из любимых жанров - ужасы в каком-нибудь замке с привидениями, таинственные убийства, приключения сумасшедшей леди, которая загрызла пол-округи и так далее. Но Николай Павлович считал, что нашему народу это не нужно, потому что нашему народу нужно совсем не это. Почему это происходило? На мой взгляд, корни всего этого - религиозно-мистические. Вспомните готические храмы - там же всякие химеры, горгульи и прочие уродства выставлены во всей красе. Они соседствуют с роскошными витражами и прекрасной Девой Марией. Теперь вспомните православные храмы, где есть только свет и чистота, где есть только благость. Вы можете представить себе химеру, украшающую православную церковь? Получается, что там это органично и гармонично, это порождение «менталитета», а здесь - нет. (Разумеется, это только одно из мнений и, возможно, Николай Павлович запрещал ужасы, чтобы народ не забывал бояться царя и III Отделение). Советский Союз, по большому счёту, был традиционалистским государством и многое в нём было исконно-традиционным, несмотря на бесконечные попытки отмежеваться от старорежимности. Но и вообще, если смотреть шире, то в СССР (а точнее - в советском искусстве) страх считался неправильным чувством, безнравственным. «И бесстрашно отряд поскакал на врага!» - как пелось в одной из песен о Гражданской войне. Интересно, но в советской литературе (и в кинематографе) подвергался презрению даже страх смерти. Принято было считать, что солдат бросается в бой без страха, а комсомолка идёт на фашистскую виселицу, смеясь врагам в лицо. Если герой и боится чего бы то ни было, он преодолевает свой страх.

    Без права на страх. Без права на страх. Без права на страх.

    И ещё один момент - страх - это деструктивное, а для некоторых - парализующее чувство. Нашему мозгу всё равно, кого бояться - киношную межгалактическую крокозяблю или реального маньяка с реальным топориком. Тут дело уже в степени осознавания опасности. Зачем обществу, в котором всё направлено на созидание (хотя бы на словах), нужны ужасы, после которых человек не будет спать или откажется выходить в ночную смену? Зачем нужны негативные, хотя и сильнейшие эмоции, когда нужен наоборот - позитив? Если Вы помните, в СССР не любили даже криминальную хронику. Имена знаменитых маньяков не печатались крупными буквами в газетах. К примеру, вся достоверная информация о Чикатило, о Головкине (Фишере), о Сливко стала широко известна только в 1990-е годы. Разумеется, страх великолепно продаётся - люди очень любят щекотать себе нервы. К тому же, если вспомнить, в хоррорах персонажи, как правило, деперсонифицированы, чтобы у зрителя не возникало чувство жалости или сострадания. Подумаешь, какого-то чувака раздавило прессом. Зато как волнует! Вообще, я считаю, что фильмы ужасов по природе своей безнравственны, хотя я и люблю этот жанр.

    • Интересная деталь - в Италии в 2004 году был снят фильм о русском маньяке, прототипом которого послужил Чикатило. Только фамилию поменяли на Еvilenko - от 'evil' - по-аглицки «зло». Полагаю потому изменили, что Чикатило очень уж по-итальянски звучит, никакого экзотичного а-ля-рюсса.
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    В прошлый раз мы с вами прошлись по Софийской площади (она же площадь Победы), поглядели на памятники Рахманинову и Ленину, а также на краешек Кремлёвского парка и на Музей изобразительных искусств: https://ogbors.livejournal.com/1465102.html А теперь пройдёмся у стен Кремля, затем ...
    Сегодня в Москве стало ещё на 3 станции метро больше. Или на 2... Или на 2,5... Кому как больше нравится, в общем. Если вы ничего не поняли, то сейчас всё объясню. Сегодня по случаю предстоящих выборов открылся северный участок ЛДЛ (правда, будет ещё "более северный", но это ...
    Вчера утром итальянское МЧС сообщало о 374 случаях заражения коронавирусом в Италии, а сегодня они говорят уже о 528. Важно понимать, откуда появляется эта статистика и как собирается. Это статистика собирается МЧС по регионам, суммируется и сообщается ими в бюллетене для прессы дважды в ...
    Знаете, что в этом случае наиболее интересно? В этом случае наиболее интересно то, что он такой НЕ ОДИН. В последнее время, в смысле в последние дни, я вижу много упоминаний о сбросе с украинских БПЛА бомбочек над территорией российских городов. И практически не вижу атак ...
      Теперь у меня в жежешке, на постоянной основе, будет публиковаться статистика комментаторов и комментаторок за полную прошедшую неделю, правда в этот раз я пятницу прошляпил:) Семьдесят пять рейтинговых позиций!   Показана ...