Без права на страх.
zina_korzina — 28.03.2010Почему в западном мире так любят всю эту расчленёнку? - задавались вопросом журналисты агитпропа. И отвечали примерно следующим образом: в обществе, где всё вокруг ужасно, мерзко, смрадно, да и просто погано, следует время от времени показывать, что бывает ещё хуже - к примеру, человека кушают птицы. Или там что-то прилетело в глубин Вселенной и тоже принялось всех кушать. На крайняк - бытовой триллер о том, как маньячила с бейсбольной битой охотится за хорошенькими блондинками. Иной раз проскальзывало и прямо противоположное мнение - общество в Америках так зажралось, так залоснилось, что ему уже не хватает острых ощущений. Ему бы перчика после бланманже! alexander_pavl высказал своё предположение: «Страх - это личное дело каждого. В страхе проявляется индивидуальность каждого отдельного человека. Толпа распадается на личности. А в Советском Союзе это, мягко говоря, не приветствовалось». И это тоже верно. Но вот, что интересно. В годы николаевской цензуры в Россию тоже почти не пропускали «страшненькое». К примеру, на таможне могли изъять романы Мэтью Грегори Льюиса или, скажем, даже Анны Рэдклиф (которую, кстати, издавали и в России, но во времена Александра I). При Николае так называемые «романы тайн и ужасов» приходили к читателям окольными путями - ими торговали, как при Совдепе, из-под полы. Или же удавалось протащить какой-нибудь роман в качестве «исторического».
...А в 1820-1850-е годы на Западе это был один из любимых жанров - ужасы в каком-нибудь замке с привидениями, таинственные убийства, приключения сумасшедшей леди, которая загрызла пол-округи и так далее. Но Николай Павлович считал, что нашему народу это не нужно, потому что нашему народу нужно совсем не это. Почему это происходило? На мой взгляд, корни всего этого - религиозно-мистические. Вспомните готические храмы - там же всякие химеры, горгульи и прочие уродства выставлены во всей красе. Они соседствуют с роскошными витражами и прекрасной Девой Марией. Теперь вспомните православные храмы, где есть только свет и чистота, где есть только благость. Вы можете представить себе химеру, украшающую православную церковь? Получается, что там это органично и гармонично, это порождение «менталитета», а здесь - нет. (Разумеется, это только одно из мнений и, возможно, Николай Павлович запрещал ужасы, чтобы народ не забывал бояться царя и III Отделение). Советский Союз, по большому счёту, был традиционалистским государством и многое в нём было исконно-традиционным, несмотря на бесконечные попытки отмежеваться от старорежимности. Но и вообще, если смотреть шире, то в СССР (а точнее - в советском искусстве) страх считался неправильным чувством, безнравственным. «И бесстрашно отряд поскакал на врага!» - как пелось в одной из песен о Гражданской войне. Интересно, но в советской литературе (и в кинематографе) подвергался презрению даже страх смерти. Принято было считать, что солдат бросается в бой без страха, а комсомолка идёт на фашистскую виселицу, смеясь врагам в лицо. Если герой и боится чего бы то ни было, он преодолевает свой страх.
И ещё один момент - страх - это деструктивное, а для некоторых - парализующее чувство. Нашему мозгу всё равно, кого бояться - киношную межгалактическую крокозяблю или реального маньяка с реальным топориком. Тут дело уже в степени осознавания опасности. Зачем обществу, в котором всё направлено на созидание (хотя бы на словах), нужны ужасы, после которых человек не будет спать или откажется выходить в ночную смену? Зачем нужны негативные, хотя и сильнейшие эмоции, когда нужен наоборот - позитив? Если Вы помните, в СССР не любили даже криминальную хронику. Имена знаменитых маньяков не печатались крупными буквами в газетах. К примеру, вся достоверная информация о Чикатило, о Головкине (Фишере), о Сливко стала широко известна только в 1990-е годы. Разумеется, страх великолепно продаётся - люди очень любят щекотать себе нервы. К тому же, если вспомнить, в хоррорах персонажи, как правило, деперсонифицированы, чтобы у зрителя не возникало чувство жалости или сострадания. Подумаешь, какого-то чувака раздавило прессом. Зато как волнует! Вообще, я считаю, что фильмы ужасов по природе своей безнравственны, хотя я и люблю этот жанр.