Без права на страх.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Без права на страх. [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
![Без права на страх.](http://s002.radikal.ru/i198/1003/30/18caf61d4acbt.jpg)
![Без права на страх.](http://i069.radikal.ru/1003/39/8a78a7832588t.jpg)
![Без права на страх.](http://s60.radikal.ru/i168/1003/4b/76b313291328t.jpg)
Почему в западном мире так любят всю эту расчленёнку? - задавались вопросом журналисты агитпропа. И отвечали примерно следующим образом: в обществе, где всё вокруг ужасно, мерзко, смрадно, да и просто погано, следует время от времени показывать, что бывает ещё хуже - к примеру, человека кушают птицы. Или там что-то прилетело в глубин Вселенной и тоже принялось всех кушать. На крайняк - бытовой триллер о том, как маньячила с бейсбольной битой охотится за хорошенькими блондинками. Иной раз проскальзывало и прямо противоположное мнение - общество в Америках так зажралось, так залоснилось, что ему уже не хватает острых ощущений. Ему бы перчика после бланманже!
![Без права на страх. [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
![Без права на страх.](http://i050.radikal.ru/1003/4a/2843c15b0382t.jpg)
![Без права на страх.](http://i078.radikal.ru/1003/c9/8b980a150839t.jpg)
![Без права на страх.](http://s57.radikal.ru/i157/1003/2c/2d1717960b05t.jpg)
...А в 1820-1850-е годы на Западе это был один из любимых жанров - ужасы в каком-нибудь замке с привидениями, таинственные убийства, приключения сумасшедшей леди, которая загрызла пол-округи и так далее. Но Николай Павлович считал, что нашему народу это не нужно, потому что нашему народу нужно совсем не это. Почему это происходило? На мой взгляд, корни всего этого - религиозно-мистические. Вспомните готические храмы - там же всякие химеры, горгульи и прочие уродства выставлены во всей красе. Они соседствуют с роскошными витражами и прекрасной Девой Марией. Теперь вспомните православные храмы, где есть только свет и чистота, где есть только благость. Вы можете представить себе химеру, украшающую православную церковь? Получается, что там это органично и гармонично, это порождение «менталитета», а здесь - нет. (Разумеется, это только одно из мнений и, возможно, Николай Павлович запрещал ужасы, чтобы народ не забывал бояться царя и III Отделение). Советский Союз, по большому счёту, был традиционалистским государством и многое в нём было исконно-традиционным, несмотря на бесконечные попытки отмежеваться от старорежимности. Но и вообще, если смотреть шире, то в СССР (а точнее - в советском искусстве) страх считался неправильным чувством, безнравственным. «И бесстрашно отряд поскакал на врага!» - как пелось в одной из песен о Гражданской войне. Интересно, но в советской литературе (и в кинематографе) подвергался презрению даже страх смерти. Принято было считать, что солдат бросается в бой без страха, а комсомолка идёт на фашистскую виселицу, смеясь врагам в лицо. Если герой и боится чего бы то ни было, он преодолевает свой страх.
![Без права на страх.](http://s04.radikal.ru/i177/1003/9a/48bcae60b4fdt.jpg)
![Без права на страх.](http://s005.radikal.ru/i212/1003/32/b67df4137b4ct.jpg)
![Без права на страх.](http://s59.radikal.ru/i165/1003/d4/125080e7f82et.jpg)
И ещё один момент - страх - это деструктивное, а для некоторых - парализующее чувство. Нашему мозгу всё равно, кого бояться - киношную межгалактическую крокозяблю или реального маньяка с реальным топориком. Тут дело уже в степени осознавания опасности. Зачем обществу, в котором всё направлено на созидание (хотя бы на словах), нужны ужасы, после которых человек не будет спать или откажется выходить в ночную смену? Зачем нужны негативные, хотя и сильнейшие эмоции, когда нужен наоборот - позитив? Если Вы помните, в СССР не любили даже криминальную хронику. Имена знаменитых маньяков не печатались крупными буквами в газетах. К примеру, вся достоверная информация о Чикатило, о Головкине (Фишере), о Сливко стала широко известна только в 1990-е годы. Разумеется, страх великолепно продаётся - люди очень любят щекотать себе нервы. К тому же, если вспомнить, в хоррорах персонажи, как правило, деперсонифицированы, чтобы у зрителя не возникало чувство жалости или сострадания. Подумаешь, какого-то чувака раздавило прессом. Зато как волнует! Вообще, я считаю, что фильмы ужасов по природе своей безнравственны, хотя я и люблю этот жанр.