Русские коллекционеры искусства в новом фильме Парфенова
drugoi — 31.05.2012 Теги: Парфенов ГельманВ связи с премьерой нового фильма Леонида Парфенова про Пушкинский музей и русских собирателей искусства «Глаз божий» у меня, конечно, сразу возник вопрос к автору: споры про новое искусство сто лет назад и сейчас — одни и те же? Ну т.е., Марата Гельмана у нас сейчас ругают так же, как в начале прошлого века ругали и поносили Сергея Щукина, покупавшего работы Моне, Пикассо, Гогена?
Я написал об этом Леониду и вот, что он ответил:
«При всем несходстве конкретных черт — да, одно и то же. Сергей Щукин первым купил целую галерею художников, про которых тогда большинство публики говорило: они рисовать не умеют! Тогда так клеймили даже импрессионистов — Моне или Писсаро в щукинском собрании. Теперь они — последний массово понимаемый у нас стиль, но про любимцев Сергея Ивановича — Матисса и Пикассо еще и сейчас услышишь: такое и я намалюю! Щукин же совершил коллекционерский подвиг, сначала отказавшись, а потом все-таки купив «Танец» Матисса вопреки всеобщему приговору — мол, это конец искусства.
В Пермь как ни приедешь — все тебе про Гельмана говорят: про «Счастье не за горами» на набережной Камы, про выставки в бывшем Речном вокзале, нынешнем Музее современного искусства.
- А вы видели букву «П», которую он поставил? Это еще что такое? (Из бревен, которые как бы вповалку — огромная арка на все стороны в виде «городского инициала»). Я раньше все убеждал: смотрите, народ на выставки ходит — спорит, но ходит, а раньше дворец-вокзал пустовал сколько лет? И у объектов уличных приезжие фотографируются, и вы сами чего меня туда повезли? А теперь я еще комплимент придумал: как к вам Гельман приехал, в мире стало два города, где все говорят про современное искусство — Бильбао, где музей Гуггенхайма — главная достопримечательность и Пермь! Вроде нравится им такое сравнение».
Это я к тому, что современники редко понимают собирателей «нового» искусства. Оно кажется им «ненастоящим». Как когда-то парижской или российской публике казались работы Пикассо. И сколько нужно было иметь терпения и художественного вкуса нашим меценатам и собирателям искусства, чтобы противостоять мнению обывателя.
Основатель Пушкинского музея сын сельского священника Иван Цветаев почти в одиночку собрал средства на здание-дворец и роскошную коллекцию слепков. А купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин купили лучшие в тогдашнем мире собрания современной живописи: Ван Гог, Сезанн, Ренуар, Гоген, Матисс, Пикассо. Потом страна десятилетиями не считала себя Европой, а новое искусство запрещала. А когда запреты ослабевали, на выставки-окна в мир вставали очереди вдоль ограды на Волхонке и загибались в переулок. Я сам еще мальчишкой стоял часами в Пушкинский, чтобы посмотреть на Мону Лизу или сокровища Тутанхамона, когда их туда привозили.
В ролике вверху замечательная сцена из фильма: Василий Щукин приходит знакомиться с Пикассо, которого играет Петр Налич (в роли взрослого Пикассо будет Владимир Познер). Парфенов пригласил в свой фильм, снятый к 100-летию Пушкинского музея много известных и любимых: Олега Табакова, Сергея Васильева, Владимир Зайцева, Евгения Миронова, Михаила Ефремова, Марину Зудину и даже Владимира Этуша.
Не пропустите: первая серия сегодня на Первом канале в 22:30, вторая — завтра в 23:00