Константин Коровин в Третьяковке: юбилейная выставка
drugoi — 21.05.2012У жителей сёл, стоявших вдоль знаменитого Владимирского тракта, было принято при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя первого встречного каторжника, который шел по этапу мимо деревни. Его именем и называли ребенка — считалось, что это принесет счастье. «Когда родился мой прадед... — писал Константин Коровин в своих дневниках, — везли в клетке с большим конвоем Емельку Пугачева. Так мой прадед стал Емельяном.» Дед Коровина, Михаил Емельянович, был богатым московским ямщиком, владельцем большого дома на Рогожской, но потом разорился, начав участвовать в строительстве железной дороги. Отец Коровина Алексей Михайлович, типичный российский либерал-интеллигент середины XIX века, был юристом, дружил, как бы сейчас сказали, с оппозиционной настроенной частью интеллигенции. Обоим сыновьям привил любовь к русской и мировой литературе так, что Константин выучил всего Пушкина наизусть, любил его цитировать и постоянно искал его образы в своем творчестве.
В 1875 Константин и его брат Сергей поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Главными учителями для Коровина стали два великих русских мастера живописи — Алексей Саврасов и Василий Поленов. Позже именно Поленов познакомил Коровина с меценатом Саввой Мамонтовым, который станет для Коровина другом и покровителем на долгие годы. Коровин стал одним из первых русских импрессионистов, написав в 1887 г. «Портрет хористки» — фактически первое в России произведение импрессионизма, наряду с серовской «Девочкой с персиками». Человек поразительного дарования, он был талантлив во всем — в творчестве, в дружбе, в любви. Коровин был настоящим эпикурейцем, любителем общаться с друзьями, быть в центре внимания. Его живопись — это его внутренний мир, такой же яркий, свободный. Коровин писал быстро, не задумываясь, легко и непринужденно. Удивительно наблюдать, как русский художник, очутившись в Париже, пишет его улицы, не подражая французским мастерами импрессионизма, а находит в них своё, смотрит на город собственным взглядом. Его портреты женщин в интерьерах, которые он называл «ноктюрнами», великолепны. Как великолепны и его театральные работы — декорации и костюмы к десяткам оперных, балетных и драматических спектаклей. Одним словом, Константин Коровин — яркий бриллиант в короне русской живописи конца XIX — начала XX вв. Увидеть его работы в таком количестве, в котором они появились сейчас в Москве — большая удача.
К 150-летию художника Константина Коровина Государственная Третьяковская галерея представила его персональную выставку — первую после 1922 г., организованную тогда еще при жизни живописца в России. Собрание работ из 47 частных и государственных музейных собраний — всего около 240 лучших произведений выдающегося мастера. Выставка отражает деятельность Константина Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».
У портрета знаменитой в те годы оперной певицы Татьяны Любатович. Татьяна Спиридоновна пользовалась большой популярностью в артистических кругах. Её опекал Савва Морозов, а, кроме Коровина, написал портрет в роли Кармен и Врубель.
Сколько лет прошло, а среди нас все еще те же милые русские лица с портретов Коровина. Прямо здесь, в Третьяковке.
Приходите на такие выставки с детьми — своими и чужими. Детские глаза особенно страдают от унылого зрительного ряда в обыденной жизни, от всего этого рекламного мусора, ободранных стен и уродливых зданий. Покажите им чистое, яркое, настоящее искусство. Коровин — прекрасная терапия от мерзостей окружающего нас пейзажа мегаполиса.
Посмотрите, какой фантастический вид на Кремль от Храма Христа Спасителя в лучах заходящего солнца!
Портрет одного из семейства купцов Морозовых — Ивана Абрамовича. Сам живописец, брал уроки у Коровина. Собрал коллекцию работ французских импрессионистов. Награжден орденом Почетного легиона (1906). В собрании произведений — весь цвет русской живописи конца XIX века: Врубель, Коровин, Головин, Серов, Кустодиев, Гончарова. В 1918 году коллекцию забрали большевики, в 1919 г. эмигрировал во Францию.
Знаменитое полотно «Гаммерфест. Северное сияние» — один из результатов поездки художника по северу Норвегии в 1894 г.
«...Все замерло под покровом ночи. Только низвергающиеся с неба голубые столбы северного сияния усиливают неподвижность окружающего. Отсветы теплых городских огней смешиваются и борются с холодным светом сияния в воздухе, на камне домов, особенно ощутимо сплетаясь на поверхности воды. Глубокая жизненная сила наполняет пейзаж с космическим северным сиянием.»
На выставке представлены несколько работ сделанных для оформления павильона «Крайний Север» на Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года. Они были заказаны Саввой Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации русского Севера, способствовал путешествию туда Коровина и Серова в 1894 году. Это совершенно другой Коровин — другая, лаконичная манера письма, приглушенный колорит.
Из той же серии: «Первые шаги изыскателей в тундре»
«Фактория на Мурмане»
Театральные работы Коровина.
«Париж. Бульвар Капуцинок» 1902
«Парижское кафе» (фрагмент), вторая половина 1890-х
Одна из замечательных, на мой взгляд, работ периода эмиграции: «Мост в Сен-Клу» 1936
Женские портреты в творчестве Коровина — отдельная, большая тема. Коровин пишет женские образы часто и прибегает к романтизации образа — женщины у него, например, часто в платьях пушкинской эпохи.
«В комнате» 1911
«Женский портрет» 1922
Портрет певицы Мариинского театра Веры Алексеевны Дорофеевой написан Константином Коровиным в 1920 г.
В эмиграции, куда Коровин отправился вместе с семьей в 1922 г. жизнь художника не была простой. Коровин много работал, чтобы прокормить себя и близких. Однако, в сюжетах работ последнего периода Россия продолжала оставаться главной темой.
«Странно, я видел много стран. И нигде нет такого отрадно-печального чувства, необычайного замана, глубокой красоты, мечты тревожной, как в весеннем вечере России»
С автопортрета 1938 года на нас смотрит суровый старик с пронизительным взглядом. Константин Коровин умер 11 сентября 1939 г. в Париже.
Третьяковка издала к этой выставке прекрасный каталог в виде большого альбома с мультимедийным диском в комплекте.
Сайт выставки: http://korovin.tretyakov.ru/
Есть даже блог Константина Коровина: http://konstantinkorovin.blogspot.com/
Выставка открыта до 12 августа.
Подробности здесь: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions3109/
Советую присоединиться к экскурсии — узнаете много интересного.
Репортаж публикуется в рамках сотрудничества с сайтом «ВТБ — России»
Спасибо за помощь в подготовке репортажа пресс-службе банка ВТБ — спонсора юбилейной выставки Константина Коровина в Государственной Третьяковской галерее.
Фотографии: © Рустем Адагамов | drugoi