Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия
sherlock-serial — 28.01.2017 Ну а теперь приготовьтесь – в первой части нижеследующего поста вас ждет порция отборных вместительных сов и резиновых глобусов, а во второй… ой. Что вас ждет во второй, я даже говорить не хочу. Читайте сами. Еще час назад я сама этого не знала. Простите. Что написалось, то написалось, и эта часть опять не будет последней, снова простите. Третью постараюсь написать завтра. Надеюсь, четвертой не понадобится.Но сначала давайте перейдем к обещанным совам и глобусам, раз уж заикнулась.
Изучая спутников Диониса, я внезапно наткнулась на еще очень интересную богиню ветра. Знакомьтесь – Авра. Имя явно нам что-то напоминает. Это обязывает. Посмотрим, что можно тут нарыть. Не так много, но все – весьма и весьма забавно и по делу.
Из статьи Вики много не выжмешь. Кроме того, что это тоже богиня ветра, здесь – бриза, и ее соблазнил Дионис. И Авра родила, что для нас очень важно, разнополых детей – тут близнецов, Дидимов. Девочку (безымянную) мама скушала,
Если мы погуглим того же Иакха, то кого мы найдем? правильно, снова Диониса. Сколько можно? скажете вы, и будете не правы. Наверное, нет другого бога в греческой мифологии, который выступал бы столько раз под столькими именами. Он Дионис, ему – можно. Он столько раз умирал и воскресал с новой личностью (прямо, как Доктор), что греки сбились со счету, записывая, и сами бросили в этом вопросе разбираться. Но шут с ним, с Иакхом, по крайней мере, пока. Вернемся к Авре, съевшей девочку – и таким образом, отождествившейся с ней (помните девочку в самолете? Вот то-то же). Она только этим и прославилась в истории, но если вы думаете, что это конец – ошибаетесь, потому что, двигаясь дальше по цепочке ассоциаций, мы находим еще и Аврору, в имя которой корень aura входит как часть – в целое. Да, корень латинский, не греческий, но мы тут все-таки не одной только этимологией занимаемся, мы собираем хлебные крошки на дорожке. К тому же в греческой мифологии ей соответствует не кто-нибудь, а Эос (всего-навсего 2 буковки потеряли, «у» и «р», но при таком крутом замесе оно ничего).
Так кто у нас будет эта самая Эос-Аврора? Нет, не крейсер, разбудивший мировую революцию, отнюдь. Это – барабанная дробь! «предрассветный ветерок», богиня утренней зари, дочь Гелиоса (солнца, читай – дня) и Селены (луны, читай – ночи). А кто у нас дети? Звезды и ветры – все до одного, то есть Борей, Эвр, Нот и Зефир. Круг замкнулся. Мама-Авра, скушавшая девочку-сестренку Иакха-Диониса, превращается в «младую с перстами пурпурными Эос». Ночь заканчивается и веет тихим, ласковым ветерком.
Но до этого далеко, духовная ночь в разгаре, самый час Быка (а Бык, между прочим, тоже одно из воплощений Диониса). Шерлок, как мы помним, лежит на тротуаре перед Бартсом, а Эвр заперта в Шерринфорде. Сестра хочет добраться до брата, но для того, чтобы этого добиться, нужно, чтобы он был живым. И рационально, и мифологически объяснить это мы можем только одним – что наш Орфей умер, а воскрес он уже в качестве Диониса (потому что Орфей не воскресал) и исключительно благодаря дионисийскому началу в собственной природе (ну, может, еще Эвр в Шерринфорде на расстоянии его гальванизировала заклинаниями «Калимаааа…калимаааа», прямо как Красная Женщина Джона Сноу), чем, собственно, и объясняется разительная перемена поведения Шерлока в следующем сезоне. Вы скажете – что за бред! Даже если полностью отключить какую бы то ни было рациональность и перестать уже задаваться тупым вопросом «как он выжил», все равно встаетдругой вопрос – почему, став Дионисом, Шерлок сам не стал чудовищем, как Эвр,и не попал в Шерринфорд? Ведь тогда бы и весь 4 сезон был бы уже ни к чему, что более, чем логично. Тем не менее, Шерлок, воскреснув из мертвых, подобно Дионису (на что указывает его двухлетнее отсутствие «в мире живых», характерное для цикличности дионисийских мистерий и – прошу заметить – для графика выхода сезонов «Шерлока»), остался, тем не менее, собой (ну почти). Как такое возможно, если не «по щучьему веленью» (или произволу сценаристов, хотя конечно, дело, скорее всего, именно в нем)? Но раз уж я тут у вас выступаю в роли дельфийского оракула, то отвечать за базар придется мне. А для этого нам опять ненадолго вернуться к Орфею, хоть он уже всем наверняка надоел до смерти.
Итак, Орфей, выйдя из Аида без Эвридики, становится бесприютным странником и странствует вдали от дома. По разным источникам, он странствовал после своего путешествия в Аид от 2 до 20 лет и посетил кучу стран, включая Египет и Индию (что характерно, Дионис также совершал такое же путешествие, включая посещения Аида и благополучную эвакуацию собственной матери, что как бы намекает). В соответствии с этими преданиями, собственное имя Орфей («исцеляющий светом») было получено им в момент посвящения (как его звали до этого, история уже не может сказать, все совы и глобусы закончились). Ну и разумеется, в этих далеких странах он снискал мудрость
Основой орфизма является потаенный, секретный культ Диониса, противостоящий олимпийской вере, в том числе и традиционному осмыслению значимости Диониса. Обожествление Диониса в своей изначальной форме было изуверским и почти во всех отношениях отвратительным. Тем не менее, в одушевленной форме, преданной ему орфиками, в аскетической форме, назначающей на место физического внутреннее, духовное опьянение, культ Диониса стал одним из основоположников философии греков. То опьянение, которое искали орфики, есть «энтузиазм» (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις, «вдохновение») — состояние воодушевления, восторга, исступления, вызванного объединением с богом. Этим богом, на этот раз солнечным, они и считали нового Диониса, исцеленного от прежней демонической природы. Таким образом, Орфей сумел объединить оба культа – культ Аполлона и культ Диониса – в один, и сумел показать своим последователям путь к освобождению от цикла жизни и смерти через слияние с богом. Собственно, он, судя по всему, был первым, кому это удалось – слить в порыве энтузиазма Аполлона и Диониса и соединиться с ними обоими. То есть, если зреть в корень, орфический бог тоже един в трех лицах – это Аполлон, Дионис и Орфей в одном флаконе. Но до этого момента в фильме Моффата еще далеко
И вот наконец мы возвращаемся к Шерлоку, пришедшему в себя после падения с крыши. Для этой трактовки верно, что он действительно и честно не имеет представления, как выжил. Он просто вдруг начинает дышать, смутно видит себя на каталке, в больнице, под капельницами, в операционной, в палате, снова и снова. Он понимает. что выжил, но не понимает, как. И этот вопрос на какое-то время становится для него главным. А о Джоне за этим вопросом он просто забывает (вот беда-то).
Как мы помним, эпизод "Many Happy Returns" рассказывает нам о том, что Холмс прошел через Тибет, Индию и Германию в Сербию (путь, повторяющий архетипическое путешествие Диониса и Орфея). Я совершенно согласна с shamrockrovers в том, что такое путешествие могло быть предпринято Шерлоком с одной-единственной целью (ну, помимо раскрытия разных дел и выполнения кучи правительственных заданий): понять, как он выжил, что с ним произошло и что ему с этим всем добром делать дальше. Судя по всему, в момент встречи с Майкрофтом
Первая ассоциация, которая у нас возникает – Христос в узилище. Однако мы уже знаем, что наши ассоциации не могут этим ограничиваться, и мы можем присвоить Шерлоку любое из имен страдающих богов – от Осириса до Митры. Но поскольку мы тут в основном рассуждаем о Дионисе, то значит перед нами именно он – в обличии Загрея, истязаемого титанами. Кем может в этой сцене быть Майкофт? По логике мифа – только Зевсом, но на самом деле все еще интереснее. Дело в том, что у Диониса (барабанная дробь) был брат. И угадайте, как его звали? Думаю, все уже ясно. Его имя… Аполлон (бурные аплодисменты, переходящие в овации). Да-да, наш милый Майкрофт – никто иной, как Аполлон во плоти, что собственно логично, раз Шерлок – его любимец.
По словам Вячеслава Иванова, «борьба и примирение дельфийских братьев — основное событие, обусловившее расцвет классической Эллады». Борьба и примирение «британских братьев» – в том числе и одна из основных сюжетных линий сериала. Забавно, что миссис Хадсон инстинктивно понимает это, обзывая Майкрофта в минуту гнева «рептилией». Почему? Аполлон по греческой мифологии – победитель дракона Пифона, охранявшего вход в Дельфийское святилище на горе Парнас. Победив дракона, он частично унаследовал его сущность и свойства. Поэтому он с таким воистину змеиным спокойствием наблюдает за истязаниями брата, однако, в его оправдание надо сказать, что он не допустил последнего акта трагедии Загрея – его расчленения. По древнему мифу, Аполлону удалось сохранить только бессмертное сердце брата, из которого тот и возродился в новом обличии младшего Диониса- Вакха-Иакха и т.д. и т.п. и проч. и проч.. Но все, хватит о делах небесных, перейдем к делам земным. Государственные дела не терпят отлагательства, и
И вот тут история о богах и полубогах снова становится обычной человеческой историей с сюжетом, изложенным shamrockrovers в посте, посвященном «Финальной проблеме» с ее точки зрения. Шерлок возвращается в Лондон, к обычной жизни на Бейкер-стрит и Джону Ватсону. Но у меня тут немного другая история. И потому сюжет тоже будет немного другой. Приготовьте носовые платки и коробочки для «ЧООООООО????» Приготовили? Тогда поехали дальше.
Теперь требуется лирическое отступление о Джоне. Кто он в этой истории? Можно, конечно напрячься и узреть в нем Ампела, легендарного возлюбленного Диониса, но вот незадача – типаж не тот. На прекрасного эфеба старый солдат Джон Ватсон не тянет ну никак. Поэтому оставим в покое совушку – Джон это просто Джон, обычный смертный человек из плоти и крови, такой же, как вы или я. На самом деле, вся надежда и вся суть этой истории, как мне видится теперь, состоит в том, что Аполлон сделал спутником своего брата обычного человека, живущего обычной скучной земной жизнью, полной суеты и депрессии. Шерлок привлекает Джона так, как любого из нас привлекло бы существо, неподвластное этим двум самым страшным божествам нашего мира. Ведь Шерлок обладает всем, чего нет у Джона – красотой, умом, свободой, и тем самым божественным энтузиазмом, с которым он бросается штурмовать секреты мироздания. Любит ли Джон Ватсон Шерлока – несомненно, да. Всем сердцем (джонлокеры, ликуйте!Но только не сильно, поцелуя не будет все равно). И сердце этого человека было разбито в тот момент, когда Шерлок умер на его глазах.
Прошло два года. Джон отпустил Шерлока и решил устроить свою жизнь без него, как это бывает у обычных людей. Он знакомится с Мэри,
Мы забежали вперед. Нужно сказать пару слов про встречу Шерлока и Ватсона. Мы помним, какой нелепой она была. Мне кажется, ее нелепость может быть объяснена тем, что за два года своей медленной трансформации Шерлок честно забыл, что такое человеческие отношения. Он пережил смерть и боль, много боли, он научился не зависеть от нее, быть выше нее. Мелкие человеческие дела и мелкие же человеческие эмоции и раньше-то его не сильно волновали, а теперь он их и вообще в упор не видит. Пока он еще не дорос до «божественного смеха», но определенно рассматривает ситуацию встречи со скорбящим другом как повод пошутить. И не видит в этом ничего плохого – ну подумаешь, умер, что такого! Воскрес же! «Володька, сбрей усы»!
Ватсон так не считает и пускает кровь нашему полубогу. Потом он целые сутки дуется и Шерлок повторяет с ним свою шутку в вагоне с бомбой – на этот раз успешно, и ему удается приобщить Ватсона к таинству «божественного смеха».
Вернемся к его странным и запутанным отношениям с Джоном и Мэри, которым Моффат и Гэттис присвоили кодовое название «тайна трех». В чем же заключается эта тайна? Ну не в ребенке же? Простите, сейчас начнется ООСный мелодраматический фанфик, кому не нравятся такие штуки – можете не читать. Я не виновата, у нас тут в Дельфах такой воздух, мерещится всякое. Повторяю, что, по моему мнению, вся странность отношений Шерлока, Ватсона и Мэри, которые мы уже определяли и как кармическую связь, и как дьявольское вмешательство, на самом деле объясняется обыкновенным, простым, как пареная репа, любовным треугольником. Я считаю, что они оба - и Джон и Мэри - тайно и неосознанно влюблены в Шерлока (потому что невозможно жить рядом с этим полубогом и не влюбиться в него). Это видно по тому, как они тянутся к нему, как хотят быть с ним рядом - но вынуждены это скрывать и от него и друг от друга, поскольку они сперва жених и невеста, а потом - муж и жена. Знает ли о их чувствах к себе Шерлок? Определенно, знает и страдает (но тоже тихо, в тайне). С чего я это взяла? Есть замечательная сцена в середине «Знака трех», в которой Джон приходит к Шерлоку с просьбой стать его шафером, и долго доводит до того мысль, что именно он, Шерлок – лучший друг Джона.
Когда эта мысль доведена до сознания Шерлока, тот почти на минуту зависает. Это крайне комичная и в то же время драматическая сцена, давшая жизнь самым разнообразным трактовкам:
Шерлок: То-есть ты имеешь в виду что я...
Джон: Точно.
Шерлок: Я твой... лучший друг?
Джон: Правильно. Ну разумеется. А кто же? Ты - мой лучший друг.
Надо сказать, я долго не замечала эту замечательную паузу, и только в последние недели наконец узнала версию джонлокеров на этот счет. А теперь я выдаю свою, ничуть не хуже: Шерлок зависает потому, что чувствует свою вину. Он знает, что встал между Джоном и Мэри с момента своего фарсового появления в ресторане. Он считает себя злодеем, предателем, заставившим друга и его невесту врать друг другу и бесконечно страдать. Наивные слова Джона жгут его. Поэтому он из кожи вон лезет, чтобы «устроить их счастье», и только во время знаменитой речи шафера позволяет себе сказать почти что правду – правда, ему все-таки удается выпутаться из почти катастрофической ситуации саморазоблачения с истинно-трагикомической дионисийской грацией.
А дальше… что дальше. Джон и Мэри остаются друг с другом и со своей ложью, а Шерлок уходит постигать глубины своего все еще полубожественного «я» (см. сцена в наркотическом притоне). Полагаю, что разнообразные вещества, которые Шерлок то ли принимает, то ли нет в последних эпизодах сериала – это проявление основного атрибута Диониса (виноградной лозы) в реалиях современного мира. В самом деле, сделать из Шерлока наркомана в каком-то смысле милосердно, алкоголиком он был бы куда менее сексуален.
Теперь хочу сказать пару слов в защиту Мэри. Я думаю, что Моффат и Гэттис сделали ее киллером с одной - единственной целью: чтобы избежать слащавой мелодрамы. Просто потому, что этот сюжетный ход хотя бы немногим лучше, чем слащавая мелодрама. Действительно, в реальности сериала объяснить ложь Мэри и холодность супругов тем, что она в прошлом – наемный киллер куда проще и милосерднее по отношению ко всем, чем их взаимной холодностью и мысленной изменой друг другу с Шерлоком. Собственно, выстрел Мэри в Шерлока и последующее спасение его от смерти я теперь объясняю так же. Первый выстрел был неудачной попыткой освободить себя и Джона от Шерлока. Второй – удачной попыткой освободить Джона и Шерлока от себя. Собственно, «посмертные записки» Мэри могут быть легко и непринужденно трактоваться именно в этом ключе. Почему мы этого не видим на экране? Актриса не вытянула.
Что было дальше, мы знаем – Шерлок снова воскрес из мертвых, но на этот раз он воскрес уже ради Джона, и это невозможно отрицать, этот посыл присутствует в тексте, он сказан словами через рот.
Но с его стороны никакого джонлока нет – не забываем, что он уже далек от обычных человеческих чувств, он живет в мире божественных аффектов. Джон олицетворяет для него весь страдающий человеческий род. Он возвращается с того света для того, чтобы быть вместе с ним – и со всеми людьми на Земле. И он лжет про Мэри, чтобы хоть как-то загладить свою вину перед ней и Джоном. А затем стреляет в Магнуссена потому, что не может видеть, как тот унижает Ватсона из-за невыносимого чувства, что тоже, хотя и невольно, унизил своего лучшего друга. В тот момент он не мог себя контролировать – это была вспышка божественного гнева. В тот момент он стрелял в Магнуссена, как в самого себя.
А дальше – самолет и последний момент, в который он мог бы сказать Джону правду, которую говорить нельзя. И самолет улетает, а правда остается несказанной, потому что произнести ее бесконечно трудно – даже полубогу.Вернее, особенно полубогу.
|
</> |