Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

топ 100 блогов sherlock-serial28.01.2017 Ну а теперь приготовьтесь –  в первой части нижеследующего поста вас ждет порция отборных вместительных сов и резиновых глобусов, а во второй… ой. Что вас ждет во второй, я даже говорить не хочу. Читайте сами. Еще час назад я сама этого не знала. Простите. Что написалось, то написалось, и эта часть опять не будет последней, снова простите. Третью постараюсь написать завтра. Надеюсь, четвертой не понадобится.

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Но сначала давайте перейдем к обещанным совам и глобусам, раз уж заикнулась.
Итак, с сожалением  оставим  агонизирующего Шерлока на тротуаре перед Бартсом и  вернемся к Эвр (простите, простите меня, но правда это нужно сделать! Потерпите еще немножечко).  Можем ли мы еще что-то нарыть про нее в древнегреческой мифологии?

Изучая спутников Диониса, я внезапно наткнулась на еще очень интересную богиню ветра. Знакомьтесь – Авра. Имя явно нам что-то напоминает. Это обязывает.  Посмотрим, что можно тут нарыть.  Не так много, но все – весьма и весьма забавно и по делу.

Из статьи Вики много не выжмешь. Кроме того, что это тоже богиня ветра, здесь – бриза, и ее соблазнил Дионис. И Авра родила, что для нас очень важно, разнополых детей – тут близнецов, Дидимов. Девочку (безымянную) мама скушала, как это было принято в Древней Греции, а мальчика не успела – его спасла ювенальная юстиция Артемида и отнесла  не куда-нибудь, а в Элевсин (запомните это название, мы к нему еще вернемся), где мальчик Иакх вырос и стал богом мистерий. Важно помнить, что Авра потом превратилась в ручей. Просто  поставим тут галочку и пойдем дальше.

Если мы погуглим того же Иакха, то кого мы найдем? правильно, снова Диониса. Сколько можно? скажете вы, и будете  не правы. Наверное, нет другого бога в греческой мифологии, который выступал бы столько раз под столькими именами.  Он Дионис, ему – можно. Он столько раз умирал и воскресал с новой личностью (прямо, как Доктор), что греки сбились со счету, записывая, и сами бросили в этом вопросе разбираться.  Но шут с ним, с  Иакхом, по крайней мере, пока. Вернемся к Авре, съевшей девочку – и таким образом, отождествившейся с ней (помните девочку в самолете? Вот то-то же). Она только этим и прославилась в истории, но если вы думаете, что это конец – ошибаетесь, потому что, двигаясь дальше по цепочке ассоциаций, мы находим еще и Аврору, в имя которой корень aura входит как часть – в целое. Да, корень латинский, не греческий, но мы тут все-таки не одной только этимологией занимаемся, мы собираем хлебные крошки на дорожке.  К тому же в греческой мифологии  ей соответствует не кто-нибудь, а Эос (всего-навсего 2 буковки потеряли, «у» и «р»,  но  при таком крутом замесе оно ничего).

Так  кто у нас будет эта самая Эос-Аврора? Нет, не крейсер, разбудивший мировую революцию, отнюдь. Это – барабанная дробь! «предрассветный ветерок», богиня утренней зари, дочь Гелиоса (солнца, читай – дня) и Селены (луны, читай – ночи). А  кто у нас дети? Звезды и ветры – все до одного, то есть Борей, Эвр, Нот и Зефир. Круг замкнулся. Мама-Авра, скушавшая девочку-сестренку Иакха-Диониса, превращается в «младую с перстами пурпурными Эос». Ночь заканчивается и веет тихим, ласковым ветерком.

Но до этого далеко, духовная ночь в разгаре, самый час Быка (а Бык, между прочим, тоже одно из воплощений Диониса). Шерлок, как мы помним, лежит на тротуаре перед Бартсом, а Эвр  заперта в  Шерринфорде.  Сестра хочет добраться до брата, но для того, чтобы этого добиться, нужно, чтобы он был живым. И  рационально, и мифологически объяснить это мы можем только одним – что наш Орфей умер, а воскрес  он уже в качестве Диониса (потому что Орфей не воскресал) и исключительно благодаря дионисийскому началу в собственной природе (ну, может, еще Эвр в Шерринфорде на расстоянии его гальванизировала заклинаниями «Калимаааа…калимаааа», прямо как Красная Женщина Джона Сноу), чем, собственно, и объясняется разительная перемена поведения Шерлока в следующем сезоне. Вы скажете – что за бред!  Даже если  полностью отключить какую бы то ни было рациональность и перестать уже задаваться тупым  вопросом «как он выжил», все равно встаетдругой вопрос – почему, став Дионисом,  Шерлок сам  не стал чудовищем, как Эвр,и  не попал в Шерринфорд? Ведь тогда бы и  весь 4 сезон был бы уже  ни к чему, что более, чем логично. Тем не менее, Шерлок, воскреснув из мертвых, подобно Дионису (на что указывает его двухлетнее отсутствие «в мире живых», характерное для цикличности дионисийских мистерий  и – прошу заметить – для графика выхода сезонов «Шерлока»), остался, тем не менее, собой (ну почти). Как такое возможно, если не «по щучьему веленью» (или произволу сценаристов, хотя конечно, дело, скорее всего, именно в нем)?  Но раз уж  я  тут у вас выступаю в роли дельфийского оракула, то отвечать за базар придется мне. А для этого нам опять ненадолго вернуться к Орфею, хоть он уже всем наверняка надоел до смерти.

Итак, Орфей, выйдя из Аида без Эвридики, становится бесприютным странником и странствует вдали от дома. По  разным источникам, он странствовал  после своего путешествия в Аид от 2 до 20 лет и посетил кучу стран, включая Египет и Индию (что характерно, Дионис также совершал такое же путешествие, включая посещения Аида и благополучную эвакуацию собственной матери, что как бы намекает).  В соответствии с этими преданиями, собственное имя Орфей («исцеляющий светом») было получено им в момент посвящения (как его звали до этого, история уже  не может сказать, все совы и глобусы  закончились). Ну и разумеется, в этих далеких странах он снискал мудрость, стал великим гуру,  основал свою секту  и возродил  обновленный культ Диониса - орфизм.

Основой орфизма является потаенный, секретный культ Диониса, противостоящий олимпийской вере, в том числе и традиционному осмыслению значимости Диониса. Обожествление Диониса в своей изначальной форме было изуверским и почти во всех отношениях отвратительным. Тем не менее, в одушевленной форме,  преданной ему орфиками, в  аскетической форме, назначающей на место  физического внутреннее, духовное  опьянение, культ Диониса  стал одним из основоположников философии греков. То опьянение, которое искали орфики, есть «энтузиазм» (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις, «вдохновение») — состояние воодушевления, восторга, исступления, вызванного объединением с богом.  Этим богом, на этот раз солнечным, они и считали нового Диониса, исцеленного от прежней демонической природы.  Таким образом, Орфей сумел объединить оба культа – культ Аполлона и культ Диониса – в один, и сумел показать своим последователям путь к освобождению от цикла  жизни и смерти через слияние с богом.  Собственно, он, судя по всему, был первым, кому это удалось – слить в  порыве энтузиазма Аполлона и Диониса и соединиться с ними обоими.  То есть, если зреть в корень, орфический бог тоже един в трех лицах – это Аполлон, Дионис и Орфей в одном флаконе. Но до этого момента в фильме Моффата еще далеко Аннушка еще не только не пролила масло, но даже еще не купила его.

И вот наконец мы возвращаемся к Шерлоку, пришедшему в себя после падения с крыши. Для этой трактовки верно, что он действительно и честно не имеет представления, как выжил. Он просто вдруг начинает дышать, смутно видит себя на каталке, в больнице, под капельницами, в операционной, в палате, снова и снова. Он понимает. что выжил, но не понимает, как. И этот вопрос на какое-то время становится для него главным. А о Джоне за этим вопросом он просто забывает (вот беда-то).

Как мы помним, эпизод "Many Happy Returns" рассказывает нам о том, что  Холмс прошел через Тибет,  Индию и Германию в Сербию (путь, повторяющий архетипическое путешествие Диониса и Орфея). Я совершенно согласна с Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия shamrockrovers в том, что такое путешествие могло быть предпринято Шерлоком с одной-единственной целью (ну, помимо  раскрытия  разных дел и выполнения кучи правительственных заданий): понять, как он выжил, что с ним произошло и что ему с этим всем добром делать дальше. Судя по всему, в момент встречи с Майкрофтом в  Мордоре в Сербии он был еще очень далек от разрешения  своего главного дела: дела о  воскрешении Шерлока Холмса. Но в деле этом, судя по всему, он не очень далеко продвинулся: Шерлок еще ничего не знает об Эвр и понятия не имеет о сути перемены, произошедшей с ним. Между тем перемена налицо, и это показывает первая же сцена, которая открывает  1 серию 3 сезона: в этой сцене он представлен не как человек, а как страдающий бог.
Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Первая ассоциация, которая у нас возникает – Христос в узилище. Однако мы уже знаем, что наши  ассоциации не могут этим ограничиваться, и мы можем присвоить Шерлоку любое из имен страдающих богов – от Осириса до Митры. Но поскольку мы тут в основном рассуждаем о Дионисе, то значит перед нами именно он – в обличии Загрея, истязаемого титанами. Кем может в этой сцене быть Майкофт? По логике мифа – только Зевсом, но на самом деле все еще интереснее.  Дело в том, что у Диониса (барабанная дробь) был брат. И угадайте, как его звали? Думаю, все уже ясно. Его имя… Аполлон (бурные аплодисменты, переходящие в овации). Да-да, наш милый Майкрофт – никто иной, как Аполлон во плоти, что собственно логично, раз Шерлок – его любимец.
Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

По словам Вячеслава Иванова,  «борьба и примирение дельфийских братьев — основное событие, обусловившее расцвет классической Эллады». Борьба и примирение «британских  братьев» – в том числе и одна из основных сюжетных линий сериала.  Забавно, что миссис Хадсон инстинктивно понимает это, обзывая Майкрофта в минуту гнева «рептилией». Почему?  Аполлон по греческой мифологии – победитель дракона Пифона, охранявшего вход в Дельфийское святилище на горе Парнас. Победив дракона, он частично унаследовал его сущность и свойства. Поэтому он с таким воистину змеиным спокойствием наблюдает за истязаниями брата, однако, в его оправдание надо сказать, что он не допустил последнего акта трагедии Загрея – его расчленения. По древнему мифу,  Аполлону удалось сохранить только бессмертное сердце брата, из которого тот и возродился в новом обличии  младшего Диониса- Вакха-Иакха и т.д. и т.п. и проч. и проч.. Но все, хватит о делах небесных, перейдем к делам земным. Государственные дела не терпят отлагательства, и Дионис Шерлок  под конвоем Аполлона брата возвращается в мир живых.

И вот тут история о богах и полубогах  снова становится обычной человеческой историей с сюжетом,  изложенным Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия shamrockrovers в  посте, посвященном «Финальной проблеме» с ее точки зрения. Шерлок возвращается в Лондон, к обычной жизни на Бейкер-стрит и Джону Ватсону.  Но у меня тут немного другая история. И потому сюжет тоже будет немного другой. Приготовьте носовые платки и коробочки для «ЧООООООО????» Приготовили? Тогда поехали дальше.

Теперь требуется лирическое отступление о Джоне. Кто он в этой истории? Можно,  конечно напрячься и узреть в нем Ампела, легендарного возлюбленного Диониса, но вот незадача – типаж не тот. На прекрасного эфеба старый солдат Джон Ватсон не тянет ну никак.  Поэтому оставим в покое совушку – Джон это просто Джон, обычный смертный человек из плоти и крови, такой же, как вы или я.  На самом деле, вся надежда и вся суть этой истории, как мне видится теперь, состоит в том, что Аполлон сделал спутником своего брата обычного человека, живущего обычной скучной земной жизнью, полной суеты и депрессии. Шерлок привлекает Джона  так, как любого из нас привлекло бы существо, неподвластное этим двум  самым страшным божествам нашего мира. Ведь Шерлок обладает всем, чего нет у Джона – красотой, умом, свободой, и тем самым божественным энтузиазмом, с которым он бросается штурмовать секреты мироздания. Любит ли Джон Ватсон Шерлока – несомненно, да. Всем сердцем (джонлокеры, ликуйте!Но только не сильно, поцелуя не будет все равно). И сердце этого человека было разбито в тот момент, когда Шерлок умер на его глазах.

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Прошло два года. Джон отпустил Шерлока и решил устроить свою жизнь без него, как это бывает у обычных людей. Он знакомится с Мэри, сильной моффато-тетей  (на самом деле, в данной версии это не так) и покорно позволяет ей женить его на себе, по принципу «хуже не будет». Встает  вопрос, кто такая Мэри? Мы тут в обсуждениях уже навешали на нее всех собак и как только не обзывали – и кармой, и простым демоном, и сложным, и даже Антихристом.  Но это все, конечно же, не так. Мэри – просто Мэри, но и, в то же самое время,  «женщина со сложной судьбой». А ее странная роль в их с Джоном отношениях объясняется, на мой взгляд, предельно просто: перед нами классическая ситуация любовного треугольника (да-да, вы не ослышались). Мэри определенно втихушку влюблена в Шерлока, но, поскольку понимает, что никаких шансов у нее нет, продолжает держаться за Джона, чтобы просто быть к нему поближе, вместе с мужем.  И Шерлок, мне кажется, это понимает, чем, собственно, и объясняется вся трагикомедия третьего сезона. Остановимся подробнее на его событиях, потому что они крайне важны для нашей версии истории.

Мы забежали вперед. Нужно сказать пару слов про встречу Шерлока и Ватсона. Мы помним, какой нелепой она была.  Мне кажется, ее нелепость может быть объяснена тем, что за два года своей медленной трансформации Шерлок честно забыл, что такое человеческие отношения. Он пережил смерть и боль, много боли, он научился не зависеть от нее, быть выше нее. Мелкие человеческие дела и мелкие же человеческие эмоции  и раньше-то его не сильно волновали, а теперь он их и вообще в упор не видит. Пока он еще не дорос до «божественного смеха», но определенно рассматривает ситуацию встречи со скорбящим другом как повод пошутить. И не видит в этом ничего плохого – ну подумаешь, умер, что такого! Воскрес же! «Володька, сбрей усы»!

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Ватсон так не считает и пускает кровь нашему полубогу. Потом он целые сутки дуется и Шерлок повторяет с ним  свою шутку в вагоне с бомбой – на этот раз успешно, и ему удается приобщить Ватсона к таинству «божественного смеха».

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Точно также он развлекается и с Андерсеном, подбрасывая ему версию с батутом. Ему упорно кажется, что это смешно, у полубогов изощренное чувство юмора.Но  урок  Шерлок усвоил, и усвоил хорошо. Он определенно потрясен раскрывшимся перед ним миром человеческих душ, их маленьких радостей и горестей, которые он теперь читает как открытую книгу своим взглядом полубога.

 Вернемся к  его странным и запутанным отношениям с Джоном и Мэри, которым Моффат и Гэттис присвоили кодовое название «тайна трех».  В чем же заключается эта тайна? Ну не в ребенке же? Простите, сейчас начнется ООСный мелодраматический фанфик, кому не нравятся такие штуки – можете не читать.  Я не виновата, у нас тут в Дельфах такой воздух, мерещится всякое.  Повторяю, что, по моему мнению, вся странность отношений Шерлока, Ватсона и Мэри, которые мы уже определяли и как кармическую связь, и как дьявольское вмешательство, на самом деле объясняется обыкновенным, простым, как пареная репа, любовным треугольником. Я считаю, что они оба -  и Джон и Мэри - тайно и неосознанно влюблены в Шерлока (потому что невозможно жить рядом с этим полубогом и не влюбиться в него). Это видно по тому, как они тянутся к нему, как хотят быть с ним рядом - но вынуждены это скрывать и от него и друг от друга, поскольку они сперва жених и невеста, а потом  -  муж и жена.  Знает ли о их чувствах к себе Шерлок? Определенно, знает и страдает (но тоже тихо, в тайне).  С чего я это взяла?  Есть замечательная сцена в середине «Знака трех», в которой Джон приходит к Шерлоку с просьбой стать его шафером, и долго доводит до того мысль, что именно он, Шерлок – лучший друг Джона.
Когда эта мысль доведена до сознания Шерлока, тот почти на минуту зависает. Это крайне комичная и в то же время драматическая сцена, давшая жизнь самым разнообразным трактовкам:

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Шерлок: То-есть ты имеешь в виду что я...
Джон: Точно.
Шерлок: Я твой... лучший друг?
Джон: Правильно. Ну разумеется. А кто же? Ты - мой лучший друг.

Надо сказать, я долго не замечала эту замечательную паузу, и только в последние недели наконец узнала версию джонлокеров на этот счет. А теперь я выдаю свою, ничуть не хуже: Шерлок зависает потому, что чувствует свою вину.  Он знает, что встал между Джоном и Мэри с момента своего фарсового появления в ресторане. Он считает себя злодеем, предателем, заставившим друга и его невесту врать друг другу и бесконечно страдать. Наивные слова Джона жгут его. Поэтому он из кожи вон лезет, чтобы «устроить их счастье», и только во время знаменитой речи шафера позволяет себе сказать  почти что правду – правда, ему все-таки  удается выпутаться из почти катастрофической  ситуации саморазоблачения  с истинно-трагикомической дионисийской грацией.

А дальше… что дальше. Джон и Мэри остаются друг с другом и со своей ложью, а Шерлок уходит  постигать глубины своего все еще полубожественного «я» (см. сцена в наркотическом притоне).  Полагаю, что разнообразные вещества, которые Шерлок то ли принимает, то ли нет  в последних эпизодах сериала – это  проявление основного атрибута Диониса (виноградной лозы) в реалиях современного мира. В самом деле, сделать из Шерлока наркомана в каком-то смысле милосердно, алкоголиком он был  бы куда менее сексуален.

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Теперь хочу сказать пару слов в защиту Мэри. Я думаю, что Моффат и Гэттис сделали ее киллером с одной - единственной целью: чтобы избежать слащавой мелодрамы. Просто потому, что этот сюжетный ход  хотя бы немногим лучше, чем слащавая мелодрама. Действительно,  в реальности  сериала  объяснить ложь Мэри  и холодность супругов тем, что она в прошлом – наемный киллер куда проще и милосерднее по отношению ко всем, чем их взаимной холодностью и мысленной изменой друг другу с Шерлоком. Собственно, выстрел Мэри в Шерлока и последующее спасение его от смерти я теперь объясняю так же. Первый выстрел был неудачной попыткой освободить себя и Джона от Шерлока. Второй –  удачной попыткой освободить Джона и Шерлока от себя. Собственно, «посмертные записки» Мэри могут быть легко и непринужденно трактоваться именно в этом ключе. Почему мы этого не видим на экране? Актриса не вытянула.

Что было дальше, мы знаем – Шерлок снова воскрес из мертвых, но на этот раз он воскрес уже ради Джона, и это невозможно отрицать, этот посыл присутствует в тексте, он сказан словами через рот.

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Но с его стороны никакого джонлока нет – не забываем, что он уже далек от обычных человеческих чувств, он живет в мире божественных аффектов.  Джон олицетворяет для него весь страдающий человеческий род. Он возвращается с того света для того, чтобы быть   вместе с ним – и со всеми людьми на Земле. И он лжет про Мэри, чтобы хоть как-то загладить свою вину перед ней и Джоном. А затем стреляет в Магнуссена потому, что не может видеть, как тот унижает Ватсона из-за невыносимого чувства, что тоже, хотя и невольно,  унизил  своего лучшего друга. В тот момент он не мог себя контролировать – это была вспышка божественного гнева. В тот момент он стрелял в Магнуссена,  как в самого себя.

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

А дальше – самолет и последний момент, в который он мог бы сказать Джону правду, которую говорить нельзя. И самолет улетает, а правда остается несказанной, потому что произнести ее бесконечно трудно – даже полубогу.Вернее, особенно полубогу.

Происхождение трагедии из духа музыки по Моффату. Ч. 2. Полубожественная трагикомедия

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А что правда Толик полетел в Москву к презику на разбор по пожарам на грузовом самолете,полным вазелином, а? ...
Я вчера слегка вспылил, когда услышал о помиловании нацистской преступницы Савченко, а потом мне старшие товарищи намекнули на расклад… Технология зомбирования состоит из нескольких этапов. Первая стадия – это «взрыв» привычной реальности объекта воздействия. Американцы, например, использ ...
Пожалуй, самым позорным местом в конструкции магнитофона «Электроника-004» является крепление крышки блока головок (БГ). Она привинчена сверху двумя винтами. Неудобно даже заправлять ленту, не говоря про чистку головок или ролика. А чистить приходится часто. Поэтому владельцы ...
Сегодня сидели с девчатами в вареничной, а не в грузинском ресторане, как во сне и я рассказывала им сон - мы ржали. А там на экране и без звука, показывали любовь и голуби, вот там мы вообще замучились ржать. При этом, оценив игру актёров и несколько все до боли родное! Сейчас сяду ...
Граф Вильгельм фон Мирбах, германский посол в Советской России, был убит в Москве, в Денежном переулке, в одной из гостиных посольского здания, около 3 часов дня 6 июля 1918 г. Как пишет Троцкий, «убийство германского посла осуществляется двумя сотрудниками ВЧК  Яковом Блюмкиным и ...